Мировой судья судебного участка № в Омском судебном районе <адрес> ФИО2 |
Дело № 55MS0№-12 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Терлеевой М.Н., помощнике судьи Минибаевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 22 мая 2023 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №(№),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Магнит» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности в размере 4 984,08 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование исковых требований указывает, что ООО «Магнит» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в свою очередь ответчик является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, однако в период с 01.04.2019 по 31.08.2021 обязанность по внесению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом не исполняла, в результате чего образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с размере 4 984,08 рублей.
Также ООО «Магнит» обратилось в суд с иском ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.09.2021 по 30.04.2022 в размере 1 499,36 рублей, а также государственной пошлины в размере 400 рублей.
Определением мирового судьи от 11.01.2023 гражданские дела по указанным исковым заявлениям ООО «Магнит» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами объединены в одно производство.
Впоследствии ООО «Магнит» уточнило заявленные требования, в окончательной редакции просило взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Магнит» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 30.04.2022 в размере 6 483,42 рублей, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 400 рублей. Также просило возвратить излишне уплаченную государственную пошлину 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области от 31.01.2023 по делу №) исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Магнит» удовлетворены. С ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магнит» взыскана задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 30.04.2022 в размере 6 483,42 рублей, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 400 рублей. Обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 400 рублей.
Не согласившись с названным решением мирового судьи, ФИО1 обратилась в Омский районный суд Омской области с апелляционной жалобой на вышеуказанное решение. В рамках апелляционной жалобы ее податель просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что истец не доказал факт оказания услуг, оплату за которые просит взыскать с ответчика, имеющиеся в деле сведения не отражают ежедневное движение мусоровоза согласно требованиям действующего законодательства. Истцом не представлено доказательств того, что ответчик пользовался коммунальной услугой по обращению с ТКО. Территориальная схема обращения с отходами и перечень мест накопления ТКО не содержит информации, привязки конкретного потребителя к конкретной площадке накопления ТКО. Считает, что вопреки позиции суда первой инстанции, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного факта, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством. Суд ошибочно счел, что между собственником жилого дома и ООО «Магнит» сложились фактические договорные отношения.
От ООО «Магнит» поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Податель жалобы ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, указав, что услугами ООО «Магнит» не пользуется, накопленный мусор ее знакомый увозит по пути в другой регион. Просила решение мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ООО «Магнит» - ФИО5, действующая по доверенности, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение мирового судьи - без изменения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, администрация Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участие не принимали, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежаще.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей сторон, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов гражданского дела, ФИО1 с 08.11.2017 на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 71,9 кв.м., по адресу: <адрес>.
Согласно представленной копии лицевого счета, совместно с ФИО1 в указанном жилом доме также постоянно зарегистрирован и проживает несовершеннолетний ФИО6
За период с 01.04.2019 по 30.04.2022 ответчиком оплата услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в полном объеме не производилась, в результате чего образовалась задолженность в общем размере 6 483,42 рублей.
В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 указанного Федерального закона определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу статьи 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за коммунальные услуги входит плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
То обстоятельство, что ответчик не обеспечен контейнерами и площадкой для сбора отходов по улице, где он проживает, не свидетельствует о том, что ООО «Магнит» фактически не оказывало услугу по вывозу твердых коммунальных отходов.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 8 указанного Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.
Несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом ответчика, их удаленное расположение от жилого дома, вопреки его утверждению, не свидетельствуют о том, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором ей оказана не была.
Допустимых и надлежащих доказательств того, что ООО «Магнит» не оказывало услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, в связи с чем, ответчик не имел возможности ею пользоваться, ФИО1 не представлено.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
ФИО1 в рамках данного дела не доказано, что в период с 01.04.2019 по 30.04.2022 она осуществляла самостоятельный вывоз ТБО, не нарушая требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Ответчик проживает в индивидуальном жилом доме, в котором зарегистрировано еще несовершеннолетний ребенок, в процессе их жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы, которые ответчик самостоятельно не вправе утилизировать.
Доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что ответчик не пользуется контейнерными площадками, которые установлены на территории <адрес>, суду не представлено, равно как и не представлено доказательств некачественного предоставления ООО «Магнит» услуг по вывозу и утилизации ТБО либо заключение ФИО1 договора на вывоз ТБО с другой организацией. В то время как вывоз ТБО является обязательным в силу положений закона.
Довод жалобы об отсутствии договорных отношений с истцом и не потреблении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеют правового значения для разрешения спора, и не являются основаниями для отмены судебного решения, поскольку в силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему на праве собственности имущества. Кроме того, отсутствие письменного договора не может свидетельствовать об отсутствии договорных отношений между региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и лицом, получающим подобные услуги.
При таких обстоятельствах начисление и взимание с ответчика платы за обращение с твердыми коммунальными отходами является обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства
В соответствии с части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Сторонам по делу в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса РФ была предоставлена равная возможность доказать те обстоятельства, на которые они ссылались в обоснование своей позиции в настоящем споре.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что основанием к отмене судебного решения, не является.
Суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения правильно определил нормы материального права, подлежащего применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дал обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Расходы на подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 21 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ №) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░ 2023 ░░░░.