Дело № 2-28/2024
УИД № 24RS0003-01-2023-000668-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 21 февраля 2024 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Дорш О.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,
представителя ответчика Эмирагаевой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности установить муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, оформить на нее паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности установить муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, оформить на нее паспорт, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций администрацией Огурского сельсовета Балахтинского района. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам органов местного самоуправления относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа. В соответствии с п. 19 ст. 7 Устава Огурского сельсовета к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В силу требований ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение). В силу п.п. 7, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020, системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее -муниципальная система оповещения). Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 к настоящему Положению. На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении № 2 к настоящему Положению. Между тем, в муниципальном образовании Огурский сельсовет отсутствует муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, соответствующая действующему законодательству. Таким образом, выявленное нарушение влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, увеличения неблагоприятных последствий от чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении интересов неопределенного круга лиц в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит суд возложить на администрацию Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность установить в муниципальном образовании Огурский сельсовет Балахтинского района Красноярского края муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, оформить паспорт на муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился с иском к Администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, просит возложить на администрацию Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность установить в муниципальном образовании Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, оформить паспорт на муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился с иском к Администрации Приморского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, просит возложить на администрацию Приморского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность установить в муниципальном образовании Приморский сельсовет Балахтинского района Красноярского края муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, оформить паспорт на муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу..
Кроме того, прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился с иском к Администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, просит возложить на администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность установить в муниципальном образовании Ровненский сельсовет Балахтинского района Красноярского края муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, оформить паспорт на муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Определениями Балахтинского районного суда от 10.10.2023 года произведена замена ненадлежащих ответчиков администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, администрации Приморского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края надлежащим – администрацией Балахтинского района Красноярского края.
Определением Балахтинского районного суда от 23.11.2023 года указанные гражданские дела соединены в одно производство.
Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования, просит суд возложить на администрацию Балахтинского района Красноярского края обязанность установить в муниципальном образовании Балахтинского района Красноярского края муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения с учетом всех сельских, городских поселений Балахтинского района Красноярского края, актуализировать паспорт на муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения в муниципальном образовании Балахтинский район Красноярского края, в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Администрации Балахтинского района Красноярского края Эмирагаева Л.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, согласно письменным возражениям на исковое заявление автоматизированная система оповещения на территории Балахтинского района создана и поэтапно приводится в состояние полной готовности. Приказами МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" установлены единые требования к техническим средствам оповещения и определена оценка готовности систем оповещения к выполнению задач по предназначению. Муниципальная система оповещения оценивается как: Оценка "готова к выполнению задач", если: а) муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию. /В 2023 году Правительством края выделены бюджетные ассигнования в размере 8 млн рублей на актуализации проектно-сметной документации АСЦО И КСЭОН. Агентством по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности по Красноярскому краю заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на создание региональной системы оповещения. В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 17.05.2023г N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения" - В случае разработки плана мероприятий, технического задания и проектно-технической документации на создание или реконструкцию региональной системы оповещения населения с учетом всех муниципальных образований планы мероприятий, технические задания и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию муниципальных систем оповещения населения не разрабатываются. Согласно договора № 86 о совместном использовании аппаратуры оповещения входящей в состав региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Красноярского края от 28.09.2022г., заключенного между КГКУ «Центр ГО и ЧС» и Балахтинским районом совместно используется оборудование оповещения, смонтированное на местах эксплуатации в Балахтинском районе/; б) муниципальная система оповещения сопряжена с региональной системой оповещения. /В 2021 году в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований края установлены пульты управления, это позволило обеспечить доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления и должностных лиц всех муниципальных образований края. На эти цели из бюджета Красноярского края было выделено 60,1 млн рублей это позволило обеспечить доведение сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и РСЧС муниципальных образований; органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления; в ЕДДС администрации Балахтинского района установлен пульт, который сопряжен с региональной системой оповещения населения/; в) на территории муниципального образования КСЭОН во всех зонах экстренного оповещения населения созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня. /Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения. Согласно Постановления Правительства Красноярского края от 25.08.2015 N 452-п (ред. от 06.09.2023) "Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения Красноярского края" Балахтинский район не относится к границам зон экстренного оповещения населения/; г) в муниципальном образовании имеется положение о муниципальной системе оповещения, паспорт рекомендованного образца и другая документация по вопросам создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения. /Постановлением администрации Балахтинского района от 16.02.2021г. № 81 утверждено Положение о муниципальной системе оповещения населения в Балахтинском районе. Также имеется паспорт на муниципальную систему оповещения рекомендованного образца/; д) муниципальная система оповещения в установленное настоящим Положением время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности; дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования; Муниципальная система оповещения создана на территории Балахтинского района. Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Балахтинского района. Сопряжение муниципальной системы оповещения с региональной обеспечивается Правительством Красноярского края. Муниципальная система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления, сил ГО и звена ТПРСЧС. Кроме того, при оповещении населения Балахтинского района задействуются местные линии связи операторов связи, используются мобильные средства оповещения, сигнальные громкоговорящие устройства на автомобилях экстренных служб, привлекаются старосты сельских населенных пунктов путем проведения подворовых обходов. Управление муниципальной системой оповещения осуществляется с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС администрации Балахтинского района. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях» заключены соглашения с операторами связи, действующими на территории Красноярского края, для рассылки коротких смс-сообщений абонентам, попадающим в зону охвата базовых станций операторов сотовой связи (ПАО «МегаФон», «ВымпелКом», ООО «Новые мобильные коммуникации», ПАО «МТС», ООО «Т2 Мобайл», филиал РТРС «Красноярский КРТПЦ», ПАО «Ростелеком», ООО «Сеть городских порталов»). В целях оповещения и информирования населения о возникающих опасностях на территории Красноярского края организован перехват цифровых телерадиоканалов первого мультиплекса (РТРС-1) (10 каналов) и телеканала «Енисей». Кроме того, информирование населения Красноярского края организовано с применением различных технических средств и систем, а именно: рассылкой Push-уведомлений пользователям мобильного приложения «112 Красноярского края»; через средства массовой информации и информагентства, в том числе через официальные сайты Агентства и его подведомственных учреждений, а также через страницы в социальных сетях В контакте, Одноклассники, телеграмм-канал «Служба спасения Красноярского края». С учетом обращений глав органов местного самоуправления пунктом 9 перечня поручений Губернатора Красноярского края по итогам анализа исполнительской дисциплины в органах исполнительной власти Красноярского края от 03.02.2022 № 1ГП Правительству края поручено проработать возможность финансовой поддержки органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в целях сопряжения с региональной системой оповещения муниципальных систем централизованного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Во исполнение данного поручения в 2023 году дополнительно выделены бюджетные ассигнования в размере 250 млн рублей на установку 118 точек звукового оповещения в 36 административных центрах муниципальных образований Красноярского края. В том числе в Балахтинском районе планируется установить 4 точки звукового оповещения. Работы в данном направлении продолжаются./; е) регулярно проводятся проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН. / в целях поддержания муниципальной системы оповещения в постоянной готовности к использованию, оценки ее состояния и способности к выполнению задач по предназначению проводятся комплексные и технические проверки. Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения т.е. с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения проводятся два раза в год комиссией в составе постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления звена ТП РСЧС, организаций связи, в дневное время, в первую среду марта и октября. По решению комиссии КЧС и ПБ Балахтинского района могут проводится дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения. Технические проверки т.е без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов вещателей ЕДДС Балахтинского района проводятся не реже одного раза в сутки/; ж) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения /Организация эксплуатационно-технического обслуживания муниципальной системы оповещения осуществляется КГКУ «Центр ГО и ЧС», в связи с нахождением оборудования на балансе учреждения/; з) техническое состояние системы оповещения населения оценено как "удовлетворительно"; и) не менее 75% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) муниципальной системы оповещения; к) организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка; л) при проверке готовности систем оповещения населения, проверяемый персонал действовал уверенно, выполнил поставленные задачи в установленные сроки; м) созданы, поддерживаются в исправном состоянии соответствующие потребностям резервы стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами /в администрации района создан резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных)/; н) своевременно проводятся мероприятия по созданию и совершенствованию муниципальной системы оповещения и КСЭОН. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 515-п (ред. от 16.05.2023) утверждена государственная программа Красноярского края "Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения", в рамках которой в 2023 -2025 годах предусматривается финансовое обеспечение основных направлений деятельности КГКУ "Центр обеспечения реализации полномочий в областях гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края". Указом Президента РФ от 16.10.2019 N 501"О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года", определен период доведения уровня готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях или при угрозе их возникновения, до 100 процентов. Агентством, совместно с администрацией района проводится поэтапная работа по приведению систем оповещения Красноярского края в готовность и созданию комплексной системы экстренного оповещения, все мероприятия государственной программы выполняются в полном объеме и в установленные сроки.
Представитель третьего лица Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому пункт 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России № 578 и приказом Минцифры России № 365 от 31.07.2020 предусматривает, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создается на 3 уровнях: региональном, муниципальном и объектовом. На муниципальном уровне системы оповещения создают органы местного самоуправления. Приложение 3 указанного положения устанавливает критерии для оценки готовности муниципальной системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению. Согласно предоставленным сведениям о составе муниципальной системы оповещения на территории Балахтинского района, охват населения всеми способами оповещения составляет менее 65%, что не соответствует требованиям Приказа МЧС России № 578, Минцифры России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», тем самым система оповещения оценивается как «не готова к выполнению задач». Пунктом 8 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2023 № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения» установлено, что в случае разработки плана мероприятий, технического задания и проектно-технической документации на создание или реконструкцию региональной системы оповещения населения с учетом всех муниципальных образований планы мероприятий, технические задания и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию муниципальных систем оповещения населения не разрабатываются. Указом Президента РФ от 16.10.2019 № 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» определен период доведение уровня готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях или при угрозе их возникновения, до 100 процентов. Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 515-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения» установлены этапы и сроки реализации государственной программы Красноярского края, плановый период составляет 2014 - 2030 годы. Пунктом 2.3.2. государственной программы Красноярского края «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения» утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 515-п, установлено, что в 2023 году планируется актуализация проектно-сметной документации установка 115 точек звукового оповещения в 36 муниципальных образованиях края (городской округ г. Бородино, городской округ г. Дивногорск, городской округ г. Лесосибирск, городской округ г. Сосновоборск, Большемуртинский район, Большеулуйский район, Балахтинский район, Березовский район, Бирилюсский район, Боготольский район, Дзержинский район, Емельяновский район, Енисейский район, Идринский район, Иланский район, Ирбейский район, Казачинский район, Козульский район, Каратузский район, Краснотуранский район, Курагинский район, Назаровский район, Партизанский район, Саянский район, Тасеевский район, Тюхтетский муниципальный округ, Ужурский район, Манский район, Шарыповский муниципальный округ, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Северо-Енисейский район, Пировский муниципальный округ, Кежемский район, Туруханский район, Эвенкийский муниципальный район, ЗАТО Солнечный). Учитывая изложенное, 6 месяцев недостаточно для реализации вопроса по системе оповещения в просительной части искового заявления, так как государственная программа Красноярского края «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения» рассчитана до 2030 года. Просит суд отказать истцу в удовлетворении требований, в части срока установки автоматизированной системы центрального оповещения, и установить срок исполнения до 2030 года, в соответствии с Указом Президента РФ от 16.10.2019 № 501.
Представители третьих лиц администрации Ровненского сельсовета Красноярского края, администрации приморского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Вопросы местного значения муниципального района урегулированы ст. 15 названного Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросу местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены вопросы местного значения городского, сельского поселения.
При этом, в силу взаимосвязанных положений п. 23 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 указанного Закона, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к вопросу местного значения сельского поселения не относится.
Названной нормой установлен прямой запрет отнесения вопроса местного значения городского поселения, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14, к полномочиям сельского поселения.
Часть 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны, к которым, в том числе, относятся: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Пунктом 2 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с п. п. 15, 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по поддержанию в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации.
Как следует из содержания п. 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного 31.07.2020 г. Приказом МЧС Российской Федерации № 578, Минкомсвязи России N 365 (далее - Положение), оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации (п. 4 Положения).
Пунктом 7 Положения определено, что органами местного самоуправления создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения, границами зон действия которой являются административные границы муниципального образования.
Судом установлено, что постановлением администрации Балахтинского района Красноярского края № 81 от 16.02.2021 года утверждено Положение о муниципальной системе оповещения населения в Балахтинском районе.
Согласно п. 3 Положения, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и звеньями территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил звеньев ТП РСЧС и населения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (пункт 4 Положения)
Муниципальная система оповещения создается на территории Балахтинского района. Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Балахтинского района (пункт 5 Положения).
Муниципальная система оповещения населения Балахтинского района должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 приказа МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365 Об утверждении Положения о системах оповещения населения». На муниципальную систему оповещения населения оформляется паспорт, рекомендуемые образцы которого приведены в приложении № 2 приказа МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» (пункт 7 Положения).
В соответствии с п.8 Положения Муниципальная система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления, сил ГО и звена ТП РСЧС. С целью максимального сокращения времени, затрачиваемого на передачу сигналов оповещения создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения. Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения представляет собой специальный комплекс технических средств оповещения на базе аппаратуры П-160, П-164 и С-40 в ЕДДС администрации Балахтинского района. Кроме того, при оповещении населения Балахтинского района задействуются местные линии связи операторов связи, используются мобильные средства оповещения, сигнальные громкоговорящие устройства на автомобилях экстренных служб, привлекаются старосты сельских населенных пунктов путем проведения подворовых обходов. Управление муниципальной системой оповещения осуществляется с рабочего места оперативного дежурного ДДС администрации Балахтинского района».
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена ТП РСЧС района; сил ГО и звена ТП РСЧС района; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории района.
28.09.2022 года между КГКУ «Центр обеспечения реализации полномочий в областях гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края» и Администрацией Балахтинского района Красноярского края заключен договор № 86 о совместном использовании аппаратуры оповещения, входящей в состав региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Красноярского края.
По акту приема передачи от 28.09.2022 года в совместное пользование принята аппаратура: блок управления П-166М БУ П-166М У ЯИД.466259.001 инв. № 101041003658; дополнительный батарейный модуль Ippon ЕВМ Innova RT 1,5/2к инв. №101041003660; источник бесперебойного питания UPS Ippon Innova RT 1500 V A инв. № 101041003659; маршрутизатор Mikrotik RouterBoard RB2011 UiAS-RM инв. № 101041003656; многоканальная система автоматического оповещения абонентов "Рупор-8" инв. № 101041003652; многоканальная система автоматического оповещения абонентов "Рупор-8" модуль инв. № 101041003653; модуль речевого оповещения П-166М МРО П-166М УЯИД.468155.001 инв. № 101041003657; монитор 23.6 Philis 243V5Isb/10(62) черный инв. № 101041003650; монитор 23.6 Philis 243V5Isb/10(62) черный инв. № 101041003651; персональный компьютер: системный блок для ПК инв. № 101041003649; принтер лазерный Pantum P2207 A4 ч/б 22 стр/мин инв. № 101041003655; акустика 2.0 USB черный CDR CVS 90 инв. № 101041003654.
Прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по результатам которой установлено, что в муниципальных образованиях: Огурский сельсовет, Ровненский сельсовет, Тюльковский сельсовет, Приморский сельсовет – отсутствует муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, соответствующая действующему законодательству.
По информации Огурского сельсовета от 04.05.2023 года № 226, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) создана и утверждена постановлением администрации Огурского сельсовета от 17.06.2014 № 23 и с изменениями от 21.10.2022 №57 утверждены ли руководитель и персональный состав; подготовку в области защиты от ЧС персональный состав КЧС и ОПБ прошли, глава сельсовета на данный момент не проходил; необходимые подготовленные силы, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС созданы; резервный фонд создан постановление от 22.03.2012 № 19 «Об утверждении Положения «О резервном фонде Огурского сельсовета на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на территории поселения», постановление от 29.01.2012 № 10 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Огурского сельсовета»; резервы материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС (ГСМ, техники, иных товарно-материальных ценностей) созданы; имеется необходимая техника и оборудование, ГСМ; резервы продовольствия, медикаментов отсутствуют, но есть устная договоренность с индивидуальными предпринимателя и с градообразующей организацией о поставке необходимого продовольствия в случае возникновения ЧС; - пункты временного размещения на случай возникновения ЧС отсутствуют, но при необходимости возможно размещение населения в помещениях школы и сельского клуба; необходимое материальное обеспечение отсутствует; муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях утверждена постановлением от 29.01.2012 № 8 «О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Огурского сельсовета», население информируется путем размещения информации на досках объявлений, в социальных сетях, на официальном сайте администрации Огурского сельсовета, также имеются звуковые оповещатели; организационно-распорядительные документы об участии в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» отсутствуют; организационно-распорядительные документы по организации сбора и обмена информацией отсутствуют, обмен информацией осуществляется через ЕДДС; организационно-распорядительные документы по организации подготовки физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, в области защиты от ЧС отсутствуют; командно-штабные учения, штабные тренировки не проводятся; тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб (формирований) организации не проводятся; план действий по предупреждению и ликвидации ЧС отсутствует; паспорт безопасности всех населенных пунктов территории имеются; организационно-распорядительные документы по организации работы ОМС по содействию устойчивому функционированию организаций в ЧС отсутствуют; организационно-распорядительные документы по организации проведения в ОМС эвакуационных мероприятий при ЧС отсутствуют; инструктаж с физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях по действиям в ЧС проводятся 2 раза в год; зоны подтопления на территории Огурского сельсовета отсутствуют; утверждена муниципальная программа программ в сфере защиты населения и территорий от ЧС постановлением от 10,11,2020 № 44 «Об утверждении в новой редакции муниципальной программы «Создание и обеспечение безопасных и комфортных условий проживания населения на территории Огурского сельсовета» подпрограмма «обеспечение безопасных условий проживания населения». Агентством по ГО,ЧС и ПБ предписаний за 2023 год не выдавались.
Согласно письменным возражениям администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края на исковое заявление от 11.09.2023 года № 441, в связи с тем, что на территории Огурского сельсовета нет дежурно-диспетчерской службы, координация деятельности в области ГО ЧС на территории Огурского сельсовета осуществляется через отдел по делам ГОЧС администрации Балахтинского района. С целью оповещения населения на территории Огурского сельсовета в населённых пунктах с. Огур, п. Щетинкина, д. Красный Ключ, д. Малая Тумна установлены звуковые системы оповещения «Ревун», имеется также электромегафон сирена, которая используется на подвижных объектах. Звуковая система оповещения «Ревун», установленная с. Огур, п. Щетинкина, д. Красный Ключ, д. Малая Тумна была приобретена в 2019г. Паспорта прилагается. Помимо звуковых сирен в случае возникновения ЧС информация будет передана в единую дежурно-диспетчерскую службу Балахтинского района (ЕДДС), так же будет использоваться информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" и сети связи операторов на передачу экстренной информации (112) экстренной информации (112). Согласно данным агентства по ГО, ЧС по Красноярскому краю, в крае ведется модернизация системы оповещения населения. В 36 муниципалитетах заменят устаревшие сирены, установят 77 современных точек звукового оповещения, позволяющих транслировать звук и речевые сообщения, и автоматизированные рабочие места операторов. На модернизацию системы оповещения населения выделено более 123 миллионов рублей из Краевого бюджета.
По информации администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от 03.05.2023 года № 129, на территории Ровненекого сельсовета создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и 01 1Б), утвержден главой сельсовета персональный состав (постановление № 69 от 27.12.2С)22г); подготовку в области защиты от ЧС глава ОМС прошли глава сельсовета и ДНО (сертификаты, удостоверения); созданы необходимые подготовленные силы, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС; создан резерв финансовых средств, разработан организационно-распорядительный документ о порядке создания и использования peicpi-w финансовых средств, а также порядок восполнения использованных сред этих резервов и финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС; имеется не большой запас ГСМ, техника; пункты временного размещения на случай возникновения ЧС- не созданы, информация для населения размешается на информационных, досках, в социальных сетях, на официальном сайте Ровненекого сельсовета; организационно-распорядительных документов об участии в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»-нет; организационно-распорядительных документов по организации сбора и обмена информацией – нет; организационно-распорядительных документов по организации подготовки физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, в области зашиты от ЧС – нет; командно-штабные учения, штабные тренировки не проводятся; тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб (формирований) организаций, - не проводятся; плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС-нет; имеются паспорта пожарной безопасности с. Ровное, с. Курбатово, д. Кизылка, д. Холодный Ключ, д. Тойлук; организационно-распорядительных документов организации работы ОМС по содействию устойчивому функционированию организаций в ЧС-нет; организационно-распорядительных документов по организации проведения в ОМС эвакуационных мероприятии при ЧС-нет; инструктаж по ПБ проводится 2 раза в год. В рамках муниципальной программы Ровненского сельсовета «Создание достойных условий населению Ровненского сельсовета», утвержденной постановлением администрации от 27.12.2021т. №30 «Об утверждении муниципальной программы Ровненского сельсовета «Создание достойных условий населению Ровненского сельсовета» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.>> реализуется подпрограмма «Пожарная безопасность и защита населения от чрезвычайных ситуаций на территории Ровненского сельсовета». Общий объем средств направленных на реализацию данной подпрограммы составляет на 2022год -74 526,00 рублей. Общий объем средств направленных на реализацию данной подпрограммы составляет на 2023год -146947,00 рублей. В 2023году на первичные меры пожарной безопасности администрацией Ровненского сельсовета было запланировано 146947,00 руб.- освоено 31080,00 руб.
Согласно письменным возражениям администрации Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края на исковое заявление от 01.09.2023 года № 243, в связи с тем, что на территории Ровненского сельсовета нет дежурно-диспетчерской службы, координация деятельности в области ГО ЧС на территории Ровненского сельсовета осуществляется через отдел по делам ГОЧС администрации Балахтинского района. С целью оповещения населения на территории Ровненского сельсовета в населённых пунктах с. Ровное, д. Тойлук и д. Холодный Ключ установлены звуковые системы оповещения «Ревун», Имеется также электромегафон сирена, которая используется на подвижных объектах. Документация на звуковые системы оповещения «Ревун», установленные в с. Ровное, д. Тойлук не сохранилась, так как они были приобретены и установлены до 2015 г. Звуковая система оповещения «Ревун», установленная в д. Холодный Ключ была приобретена в 2017г. Помимо звуковых сирен в случае возникновения ЧС информация будет передана в единую дежурно-диспетчерскую службу Балахтинского района (ЕДДС), также будет использоваться информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" и сети связи операторов на передачу экстренной информации (112).
По информации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от 04.05.2023 № 151, создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утверждены руководитель и персональный состав; в области защиты от ЧС обучена глава сельсовета Давыдова К.А. (КГКОУ ДПО «Институт региональной безопасности» по программе повышения квалификации руководителей органов местного самоуправления в объеме 36 часов, 03.02.2023г.; между администрацией сельсовета и сельхозтоваропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории сельсовета, заключено соглашение о предоставлении техники и других сил на случай возникновения угрозы чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета; бюджетом Тюльковского сельсовета создан резервный фонд финансовых средств на случай возникновения ЧС в размере 10 000.000 (десяти тысяч рублей); резервы материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС, не созданы в виду отсутствия денежных средств на вышеуказанные цели в бюджете сельсовета; на случай возникновения ЧС пунктами временного размещения граждан в с. Тюльково является помещение школы, детского сада и клуба, в п. Угольный помещение школы и клуба, в д. Ключи и Крюково помещения клуба, необходимое материальное обеспечение отсутствует; муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не создана. Оповещение населения в случае возникновения ЧС осуществляется в соответствии с порядком «О системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением администрации Тюльковского совета от 21.08.2012 № 40; организационно-распорядительные документы об участии в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» отсутствуют; сбор и обмен информации в случае возникновения ЧС осуществляется в соответствии с постановлением от 21.08.20212 № 40 «О системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций»; командно-штабные учения, штабные тренировки не проводятся; тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб (формирований) организаций не проводятся; паспорт безопасности территорий не разработан; документы по организации работы ОМС по содействию устойчивому функционированию организаций в ЧС отсутствуют; документы по организации работы ОМС по содействию устойчивому функционированию организаций в ЧС отсутствуют; документы по организации проведения в ОМС эвакуационных мероприятий при ЧС отсутствуют; инструктаж по действиям в ЧС с физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях с администрацией проводятся 1 раз в полгода; информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов и возможном затоплении населённых пунктов не проводится ввиду отсутствия угрозы подтопления; меры для обеспечения безопасной жизнедеятельности, сохранности объектов экономики в период весеннего половодья и паводков 2023 года не принимались ввиду отсутствия угрозы подтопления; за 2022 год и истекший период 2023 года, администрация Тюльковского сельсовета не участвовала в государственных и муниципальных программах в сфере защиты населения и территорий от ЧС. Агентством по ГО, ЧС и ПБ за 2023 год предписания не выдавались.
По информации администрации Приморского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от 03.05.2023 № 429, комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ создана, руководитель и персональный состав утверждены; обучение прошли руководитель и один член комиссии; резерв финансовых средств создан, порядок создания и расходования резервного фонда разработан и утвержден; пункты временного размещения определены, материально не обеспечены; разработаны и утверждены нормативные документы по обеспечению пожарной безопасности (Об утверждении Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Приморского сельсовета; Об утверждении Положения о создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядке взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны; Об утверждении Положения о формах участия граждан в ьобеспечении первичных мер пожарной безопасности, в том числе деятельности добровольной пожарной охраны на территории Приморского сельсовета; Об утверждении Положения о порядке подготовки населения в области пожарной безопасности на территории Приморского сельсовета; Об утверждении Перечня первичных средств пожаротушения в местах общественного пользования населенных пунктов; Об утверждении Положения о порядке организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей на территории Приморского сельсовета; Об утверждении Порядка установления особого противопожарного режима на территории Приморского сельсовета); тактико-специальные учения не проводятся; разработаны паспорта безопасности учреждений (детский сад, детский дом, школа); разработано положение о порядке взаимодействия администрации сельсовета, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой деятельности; в связи с географическим положением территория муниципального образования не подвержена угрозе половодья и паводков; в рамках муниципальной программы «Жизнеобеспечение территории Приморского сельсовета» запланированы и проводятся мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; утверждены паспорта населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных пожаров.
По информации Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края на территории Балахтинского района охват населения всеми способами оповещения составляет менее 65%, что не соответствует требованиям Приказа МЧС России № 578, Минцифры России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», тем самым система оповещения оценивается как «не готова к выполнению задач».
Таким образом, судом установлено, что на территории муниципального образования Балахтинский район не создана муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения с учетом всех сельских поселений Балахтинского района Красноярского края, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения по актуализации паспорта на муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения в муниципальном образовании Балахтинский район Красноярского края, в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу; по установлению в муниципальном образовании Балахтинский район Красноярского края муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в срок, установленный Указом Президента РФ от 16.10.2019г. № 501 «О стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» и Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. № 515-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Балахтинского района Красноярского края установить в муниципальном образовании Балахтинский район Красноярского края муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения с учетом всех сельских, городских поселений Балахтинского района Красноярского края, в срок, установленный Указом Президента РФ от 16.10.2019г. № 501 «О стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» и Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. № 515-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения.
Обязать Администрацию Балахтинского района Красноярского края актуализировать паспорт на муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения в муниципальном образовании Балахтинский район Красноярского края, в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 26.02.2024