Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-698/2023 ~ М-655/2023 от 22.09.2023

Дело №2-698/2023

(УИД)05RS 007-01-2023-000902-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2023 года сел. Ботлих

Ботлихский районный суд РД в составе: председательствующего судьи: Абдуразакова П.А., при секретаре: ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурор <адрес> Республики Дагестан ФИО3, обратился в суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления

В обоснование своего заявления прокурор указывает на то, что прокуратурой района проведена проверка на соблюдение законодательства при осуществлении временного складирования отходов на территории муниципального образования сельского поселения и реализацию программных задач, предусмотренных национальным проектом в сфере экологии.

В ходе проведенной проверки деятельности АСП «<адрес>», установлены многочисленные факты нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружавшую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №° 7-Ф3 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу ст.3 Федерального закона от 10.012002 №° 7-Ф3 хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Эта же статья предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Ф3 отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ М° 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 12 Земельного колекса РФ (далее - 3К РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ о содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пункт 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об охране окружающей среды» (статья 51).

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №° 89-Ф3 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.012002 -Ф3 «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субьектов Российской Федерации, уставами Муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления несёт ответственность за охрану окружающей среды на соответствующей территории, обязан осуществлять мероприятия по защите земельных участков от загрязнения, предотвращать наступление негативных последствий для экологии, на постоянной основе осуществлять вывоз бытовых и производственных отходов.

В ходе проведения проверки установлено, что вопреки указанным выше требованиям земельного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления на административной территории АСП «<адрес>» на земельном участке площадью 600 кв.м. выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов и мусора (несанкционированная (стихийная) мусорная свалка), что подтверждается письменными материалами и фото-таблицей, представленными ОМВД России по <адрес>.

Размещение отходов на административной территории сельского поселения производится без соблюдения действующих экологических, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил. Территория захламлена бытовыми отходами I-V класса опасности, а именно: строительными отходами в виде обломков железобетонных изделий, кирпичей и др. строительного мусора; хозяйственно-бытовым и промышленным мусором несортированным, полиэтиленовыми пакетами, биологическими и пищевыми отходами, полимерной и стеклянной тарой, деревом, шинами отработанными, отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходами животноводческой деятельности и т.д.

Со стороны ACП «<адрес>» отсутствует контроль за использованием и охранной земель, не осуществляется комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном действующим законодательством.

Выявленные нарушения носят систематический характер. Так, прокуратурой района ранее выявлялась несанкционированная (стихийная) мусорная свалка на административной территории сельского поселения, с целью ликвидации которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы сельского поселения прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Такие нарушения выявлялись и в предыдущие годы.

Аналогичные нарушения периодически выявляются и должностными лицами ОМВД России по <адрес>.

Вместе с тем, принимаемые меры реагирования оказались недостаточными и малоэффективными, нарушения требований природоохранного законодательства в полном объеме не устранены и продолжают допускаться на регулярной основе ответственными должностными лицами администрации сельского поселения.

При этом действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

B соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГГК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива.

Настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с осуществлением администрацией сельского поселения длительности в нарушение требований федерального законодательства, длительным бездействием ответчика по устранению выявленных нарушений и значимостью нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Бездействие по невыполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, то есть создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 45 ГПК РФ, статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд понудить АСП «<адрес>» <адрес> РД не позднее одного месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную (стихийную) мусорную свалку, расположенную на административной территории АСП «<адрес>» <адрес> на земельном участке площадью 600 кв.м., путём сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора на специализированный объект размещения отходов, соответствующий действующему законодательству.

Помощник прокурора <адрес> РД ФИО4, на судебное заседание не явился, поступило ходатайство, в котором просит суд рассмотреть данное дело в его отсутствие, требования, изложенные в исковом заявлении просит удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации СП «<адрес>» <адрес> извещенный о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явился, представителя не направил, возражений на исковое заявление не представили, поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

При указанных обстоятельствах с учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН). Согласно п. 3.2. Правил, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на отрытых, специализированных для этого площадках.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Статьёй 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 13 указанного выше Закона, территории поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которого должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 34 указанного выше закона, входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

С учетом изложенного, администрация муниципального образования при выявлении фактов, несанкционированного размещения свалок отходов производства и потребления обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора.

Как усматривается из имеющейся в материалах дела справки заместителя прокурора <адрес> РД о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на административной территории АСП «<адрес>» на земельном участке площадью 600 кв.м., выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов и мусора.

В результате непринятия действенных мер органом местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение.

Непринятие администрацией СП «<адрес>» <адрес> РД мер по организации ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Несоблюдение требований по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что может повлечь вред их здоровью.

Доказательств подтверждающих, что администрация СП «<адрес>» приняла надлежащие меры к устранению выявленных нарушений и о ликвидировании несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, не представлено.

В связи с чем, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РД удовлетворить.

Обязать администрацию СП «<адрес>» <адрес> РД не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную (стихийную) мусорную свалку, расположенную на административной территории АСП «<адрес>» <адрес> на земельном участке площадью 600 кв.м., путём сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора на специализированный объект размещения отходов, соответствующий действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ботлихский районный суд.

Судья П.А. Абдуразаков

2-698/2023 ~ М-655/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ботлихского района РД
Ответчики
Администрация СП "селоТлох" Ботлихского района РД
Суд
Ботлихский районный суд Республики Дагестан
Судья
Абдуразаков Пахрудин Асхабович
Дело на странице суда
botlihskiy--dag.sudrf.ru
22.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023Дело оформлено
27.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее