68RS0008-01-2022-000027-27
Дело № 2-73/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>
Знаменский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Нишуковой Е.Ю.,
с участием представителя истца помощника прокурора Жилкина И.И.,
при секретаре Сторожук С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальник» о возложении обязанности по постановке артезианской скважины на учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в ходе прокурорской проверки по соблюдению законодательства об охране и использовании недр установлен факт нахождения в пользовании ООО «Коммунальник» артезианской скважины №, расположенной в селе <адрес>, которая снабжает население питьевой водой. Однако в нарушение пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации данная артезианская скважина до настоящего времени не поставлена на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду; соответствующие документы не направлены в Управление Росприроднадзора по <адрес>.
Первоначально просил суд обязать ООО "Коммунальник" в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры к направлению документов в Управление Росприроднадзора по <адрес> с целью постановки на учет артезианской скважины №, расположенной в селе <адрес>, снабжающей население питьевой водой, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в исковом заявлении указана Администрация Покрово-Марфинского сельсовета <адрес>.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росприроднадзора по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования: просит суд обязать ООО «Коммунальник» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет артезианскую скважину № по вышеназванному адресу как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Жилкин И.И. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Коммунальник» не явился, о времени и месте рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом, директор общества Валяльщикова Т.А. направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, не возражает против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, направили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие; не возражают против удовлетворения исковых требований. Представитель Управления Росприроднадзора по <адрес>, кроме того, сообщил, что документы для постановки артезианской скважины на учет в управление не направлялись.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела в качестве доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 9 и части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 23 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
На основании части 1 статьи 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу частей 1, 2 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Таким образом, критерии исходят из конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой на объекте НВОС, или из уровня фактического негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого объектом НВОС.
В свою очередь, критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 4.2).
Так, согласно пункту 10 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. м в сутки), является критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
В силу пункта 3 статьи 2.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
По смыслу указанных норм деятельность, связанная с добычей подземных вод, оказывает или может оказать воздействие на состояние подземных водных объектов. Следовательно, артезианская скважина, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод и используется для ведения такой деятельности, является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
Судом установлено, что одним из видов деятельности ООО «Коммунальник» является забор и очистка, а также распределение воды для питьевых и промышленных нужд, в связи с чем - общество оказывает услуги по водоснабжению, в том числе на территории Покрово-Марфинского сельсовета <адрес>.
Для реализации названных целей ДД.ММ.ГГГГ Администрация Покрово-Марфинского сельсовета <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и по результатам открытого конкурса заключила с ООО "Коммунальник" (на тот момент - МУП) концессионное соглашение, по которому передала предприятию артезианскую скважину №, расположенную в селе <адрес>. Данное соглашение действовало в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В связи с окончанием срока действия концессионного соглашения между Администрацией Покрово-Марфинского сельсовета <адрес> и ООО "Коммунальник" ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды, на основании которого сельсовет передал в пользование и владение общества артезианскую скважину №, расположенную в селе <адрес> (л.д. 9-22).
Согласно сообщению ООО «Коммунальник» от ДД.ММ.ГГГГ, суточный объем забора воды из артезианской скважины № составляет менее 100 куб.м. Следовательно, данная артезианская скважина, используемая ООО «Коммунальник» для добычи полезных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, подлежит учету в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства указанная артезианская скважина на соответствующий учет до настоящего времени не поставлена (акт от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 7). Что подтвердила в своих письменных объяснениях директор ООО «Коммунальник» Валяльщикова Т.А. (л.д. 8).
Поскольку в процессе деятельности по водоснабжению и водоотведению осуществляется воздействие на природную среду на всех стадиях деятельности - от забора (изъятия) водных ресурсов до сброса вод, и, как следствие, создается угроза загрязнения и истощения недр, то деятельность ООО «Коммунальник» по использованию артезианской скважины без постановки на соответствующий учет не может быть признана законной.
На основании изложенного исковые требования прокурора <адрес>, обратившегося в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - <адрес>, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд возлагает на ответчика обязанность по выполнению вышеуказанных действий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Коммунальник" (ОГРН 1186820006317) в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить артезианскую скважину №, расположенную в селе <адрес>, на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду.
Взыскать с ООО «Коммунальник» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд <адрес>.
Судья подпись Е.Ю. Нишукова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ