Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3830/2023 от 27.02.2023

Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-3830/2023

УИД: 63RS0039-01-2022-005640-03

№ 2а-4712/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 марта 2023 г.     г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Роменской В.Н.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Романенко Р.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 декабря 2022 г. по административному делу № 2а-4712/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Романенко Р.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по обязательным платежам.

В обоснование заявленных требований указал, что Романенко Р.В. является плательщиком земельного налога, налога на доходы физических лиц и налога на имущество в проверяемые налоговые периоды (2018-2020 г.г.). В адрес налогоплательщика налоговым органом направлялось уведомление № от 01.09.2021. В установленный в налоговом уведомлении срок административный ответчик не исполнил обязанности по уплате налога. В адрес административного ответчика направлялось требования № по состоянию на 25.12.2019 об уплате указанных налогов в срок до 11.02.2020, № по состоянию на 15.12.2020 об уплате налогов в срок до 02.02.2021 и № по состоянию на 09.12.2021 об уплате указанных налогов в срок до 11.01.2022 г. В добровольном порядке административный ответчик обязанность по уплате налога не исполнил. Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. 20.04.2022 в отношении Романенко Р.В. вынесен судебный приказ № , который был отменен определением от 24.05.2022, в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать с Романенко Р.В. налог на доходы физических лиц за 2020 г. в размере <данные изъяты> рубль, налог на имущество физических лиц (ОКТМО <данные изъяты>) за 2018 г. – <данные изъяты> рублей, за 2019 г. – <данные изъяты> рублей, за 2020 г. – <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рубля, налог на имущество физических лиц (ОКТМО <данные изъяты>) за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, пени за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, земельный налог за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, пени за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 27 декабря 2022 г. постановлено: «Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области к Романенко Р.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц удовлетворить.

Взыскать с Романенко Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <данные изъяты>, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в размере <данные изъяты> рубль, налогу на имущество физических лиц (ОКТМО <данные изъяты>) за 2018 г. – <данные изъяты> рублей, за 2019 г. – <данные изъяты> рублей, за 2020 г. – <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рубля, налогу на имущество физических лиц (ОКТМО <данные изъяты>) за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, пени за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, земельному налогу за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, пени за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Романенко Р.В. в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.» (л.д. 208-215).

В апелляционной жалобе Романенко Р.В. просит изменить решение суда в части взыскания с административного истца задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в размере <данные изъяты> рубль и принять по административному делу новое решение, которым взыскать с Романенко Р.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. – <данные изъяты> руб., за 2019 г. – <данные изъяты> руб., за 2020 г. – <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., налогу на имущество физических лиц за 2020 г. в размере <данные изъяты> руб., пени за 2020 г. в размере <данные изъяты>., земельному налогу за 2020 г. в размере <данные изъяты> руб., пени за 2020 г. в размере <данные изъяты> руб. В остальной части взыскания отказать (л.д. 217).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В силу положений ст. 400 и ч. 1 ст. 401 НК РФ налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Романенко Р.В. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности в 2018-2020 г.г. объектов налогообложения: нежилого помещения по адресу: <адрес>, кадастровый номер , квартиры по адресу: <адрес>, а также земельных участков по адресу: <адрес>, кадастровые номер , , , , , , .

На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлены налоговые уведомления: № от 01.09.2021 о сумме налогов за 2020 год, № от 25.07.2019 г. о суммах налогов за 2018 г., № от 01.09.2020 г. о суммах налогов за 2019 г.

Поскольку административным ответчиком в установленный в налоговом уведомлении срок налог не уплачен, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требования: № по состоянию на 25.12.2019 с предложением в срок до 11.02.2020 уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., № по состоянию на 09.12.2021 г. с предложением в срок до 11.01.2022 г. уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельного налога в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей.

Вышеуказанные налоговые уведомления и требование направлены в адрес налогоплательщика посредством заказного почтового отправления, что подтверждается списком заказных почтовых отправлений, и в силу п.п. 2, 4 ст.52, п.6 ст.69 НК РФ, считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Административным ответчиком требование налогового органа оставлено без исполнения.

Из материалов приказного производства № по заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области о взыскании с Романенко Р.В. недоимки по земельному налогу, налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество физических лиц следует, что налоговый орган обратился с указанным заявлением 14.04.2022 г.

20.04.2022 мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Романенко Р.В. налога на доходы физических лиц за 2020 г. в размере <данные изъяты> рубль, налога на имущество физических лиц (ОКТМО <данные изъяты>) за 2018 г. – <данные изъяты> рублей, за 2019 г. – <данные изъяты> рублей, за 2020 г. – <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рубля, налога на имущество физических лиц (ОКТМО <данные изъяты>) за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, пени за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, земельного налога за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей, пени за 2020 г. в <данные изъяты> рублей.

24.05.2022 определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары Самарской области указанный судебный приказ № от 20.04.2022 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.

Удовлетворяя административные исковые административным ответчиком А.А. не исполнено требование налогового органа об уплате налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Романенко Р.В. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен, верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.

Так, в апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с решением суда в части взыскания с него задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в размере <данные изъяты> рубль. Указывает, что сумма налога на доходы физического лица за 2020 г. к удержанию составила <данные изъяты> руб. при этом удержано было <данные изъяты> руб. Полагает, что доход за 2020 г. не может быть взыскан, поскольку он не получен фактически и полностью перекрывается убытками последующих периодов, так как за 2021 г. финансовый результат составил -<данные изъяты> руб. Убыток <данные изъяты> руб. Кроме того. в случае восстановления дохода, налог может быть удержан ООО «<данные изъяты>» и с ответчика будет произведено двойное взыскание.

Судебная коллегия полагает, что указанные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в виду следующего.

В силу ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации дата фактического получения дохода для целей налогообложения определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации к категории налогоплательщиков, в частности отнесены физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (пункт 2).

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 5).

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 29 сентября 2019 года) налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Установлено и не оспаривается сторонами, что согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2020 г. № от 17.02.2021, общая сумма дохода Романенко Р.В. за 2020 г. составила <данные изъяты> руб.

Согласно ответу ООО «<данные изъяты>» № от 15.12.2022 на запрос суда, между ООО «<данные изъяты>» и Романенко Р.В. в порядке ст. 428 «О комплексном обслуживании на рынке ценных бумаг» были заключены Генеральные соглашения № от 17.11.2020, № от 23.10.2017, № от 07.06.2018.

В соответствии со ст. 226.1 НК РФ ООО «Компания БКС» является налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, удерживаемого с дохода от сделок, совершенных на основании поручений клиента в рамках обслуживания по заключенным Генеральным соглашениям.

Согласно ч. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных и удержанных налоговым агентом за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 01 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Справка о доходах и суммах налога за 2020 г. № от 17.02.2021 была направлена в Федеральную налоговую службу.

Кроме того, в соответствии с указанной справкой указано, что сумма налога, неудержанная налоговым агентам составляет <данные изъяты> рубль, именно указанная сумма заявлена ко взысканию административным истцом.

То обстоятельство, что в последующие периоды (2021) у административного ответчика отсутствовал доход, не является основанием для освобождения его от уплаты налога за 2020.

Таким образом, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований является обоснованным.

Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Судебное постановление содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем, основания для его отмены отсутствуют.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Романенко Р.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3830/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Романенко Р.В.
Другие
Власов Р.С.
МИФНС России № 18 по Самарсккой облаасти
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.02.2023Передача дела судье
28.03.2023Судебное заседание
14.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее