Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-14/2023 (2-571/2022;) ~ М-497/2022 от 31.08.2022

УИД: 39RS0016-01-2022-000958-57

Дело № 2-14/2023(2-571/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 февраля 2023 г. г. Неман

Неманский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Киячко А.С.

при секретаре Груздовой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неманского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Неманского муниципального района Калининградской области, третьи лица: Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, Военный комиссариат городов Советск, Неман, Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области, Военный комиссариат Калининградской области о признании незаконным бездействия администрации Неманского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по постановке воинского захоронения в п. Говорово Неманского муниципального округа (кадастровый номер на государственный учет в качестве объекта культурного наследия и в не установке мемориального знака; обязании администрации Неманского муниципального округа в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в целях постановки на государственный учет в качестве объекта культурного наследия воинского захоронения в <адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый номер ), установить мемориальный знак соответствующий требованиям Приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 2021 г. №605,

установил:

Неманский городской прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего требования к объектам, увековечивающим память погибших при защите Отечества, выявлены нарушения закона, допущенные администрацией Неманского муниципального района. Так, в ходе проверки установлено, что в собственности администрации Неманского муниципального района имеется воинское захоронение - братская могила, расположенная в <адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый ), обладающее признаками объекта культурного наследия, поскольку захоронение неразрывно связано с историческим событием, присутствует элемент культурной ценности. Однако администрация Неманского муниципального района в нарушение норм действующего законодательства не проводит работу по выявлению объектов, обладающих признаками культурного наследия, а также не предпринимает мер к установлению охранной зоны объекта культурного наследия, проект охранной зоны не разрабатывался, на воинском захоронении не установлен мемориальный знак. Внесенное прокурором представление об устранении нарушений требований законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества, требований законодательства об охране объектов культурного наследия администрацией Неманского муниципального не исполнено, мероприятия по осуществлению контроля за состоянием и использованием указанного объекта культурного наследия надлежащим образом не выполняются. Непринятие мер к содержанию памятников культурного наследия, увековечивающих память о событиях, об участниках и жертвах Великой Отечественной войны, обеспечению их сохранности, поддерживанию в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского парода в Великой Отечественной войне, является недопустимым, может повлечь за собой уничтожение памятника истории и культуры, что в свою очередь приведет к нарушению предусмотренного статьи 44 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям. В этой связи прокурор просил:

- признать незаконным бездействие администрации Неманского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по постановке воинского захоронения в <адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый ) на государственный учет в качестве объекта культурного наследия, не установлении его охранной зоны и не установке мемориального знака;

- обязать администрацию Неманского муниципального округа в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в целях постановки на государственный учет в качестве объекта культурного наследия, воинского захоронения в п. <адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый ),

- обязать администрацию Неманского муниципального округа в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить охранную зону воинского захоронения в <адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый );

- обязать администрацию Неманского муниципального округа в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить мемориальный знак соответствующий требованиям Приказа Министерства обороны от 14 октября 2021 г. № 605 на воинском захоронении в п<адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый ).

В дальнейшем истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные исковые требования уточнил, отказался от исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации Неманского муниципального округа, выразившееся в неустановлении охранной зоны объекта культурного наследия, обязании администрацию Неманского муниципального округа в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить охранную зону воинского захоронения. В этой связи в окончательном виде сформировав свои требования, просит:

- признать незаконным бездействие администрации Неманского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по постановке воинского захоронения в <адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый ) на государственный учет в качестве объекта культурного наследия, не установке мемориального знака;

- обязать администрацию Неманского муниципального округа в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в целях постановки на государственный учет в качестве объекта культурного наследия воинского захоронения в п. <адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый );

- обязать администрацию Неманского муниципального округа в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить мемориальный знак соответствующий требованиям Приказа Министерства обороны от 14 октября 2021 г. № 605 на воинском захоронении в <адрес> муниципального округа (кадастровый ).

Определением Неманского городского суда Калининградской области от 7 февраля 2023 г. принят частичный отказ прокурора от исковых требований относительно признания незаконным бездействия ответчика в неустановлении охранной зоны воинского захоронения и обязании администрацию установить охранную зону, и производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании прокурор Валов К.В. исковые требования с учетом уточнения поддержал. Указал на то, что именно на муниципалитет возложена обязанность выявлять памятники объектов культурного наследия и предпринимать меры к наделению их соответствующим статусом, в том числе путем обращения в Службу по государственной охране объектов культурного наследия Калининградской области. В отношении установки мемориального знака воинского захоронения каких-либо определенных требований к виду мемориального знака, пояснительных надписей на нем не предъявляют, достаточно будет соблюсти требования, изложенные в пункте 3 Приказа Министерства обороны от 14 октября 2021 г. № 605, утвердившего порядок паспортизации и централизованного учета воинского захоронения.

Представитель администрации Неманского муниципального района Калининградской области по доверенности Кучумова Т.А. в судебном заседании признала исковые требования прокурора в части требований о бездействии администрации, выразившееся в непринятии мер по установке мемориального знака, обязании установить мемориальный знак соответствующий требованиям Приказа Министерства обороны от 14 октября 2021 г. № 605 на воинском захоронении в <адрес> Неманского муниципального округа, поскольку размещение мемориальной таблички относятся к работам по содержанию мест захоронения, следовательно, относятся к компенсации муниципалитета. Против удовлетворения иска в оставшейся части возражала, поскольку пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» установлено право муниципального органа направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Этим же пунктом установлено, что таким же правом обладает любое физическое или юридическое лицо, в том числе и прокурор. Принимая во внимание, что законом на администрацию не возложена обязанность обратиться с названным выше заявлением, а гарантий по постановке спорного воинского захоронения на учет в качестве объекта культурного наследия в настоящее время не имеется, так как первоначально требуется провести историко-художественную экспертизу, то и оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в указанной части не имеется.

Представитель Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил в суд письменный отзыв, из содержания которого усматривается, что требование прокурора в части обязания администрации Неманского муниципального района предпринять меры к постановке воинского захоронения на государственный учет в качестве объекта культурного наследия не основано на законе, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обязательное включение воинских захоронений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В полномочия муниципалитета входят мероприятия по содержанию в порядке воинских захоронений и их благоустройство, а также работа по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями.

Военный комиссариат городов Советск, Неман, Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области, а также Военный комиссариат Калининградской области, привлеченный к участию в деле судом протокольным определением от 8 ноября 2022 г., в судебное заседание представителей не направили, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, позицию по заявленным требованиям не высказали.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на территории <адрес> Неманского муниципального округа Калининградской области находится воинское захоронение, а именно братская могила (захоронение январь 1945 г.) с кадастровым номером что подтверждается учетной карточкой воинского захоронения.

В соответствии с выпиской из ЕГРН указанное воинское захоронение принадлежит администрации Неманского муниципального района.

При этом из ответа Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 29 августа 2022 г. (исх усматривается, что воинское захоронение в <адрес> Неманского муниципального района на государственную охрану как объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, не принят. Заявлений от заинтересованных лиц, в том числе и администрации Неманского муниципального района о постановке воинского захоронения на государственный учет в качестве объекта культурного наследия в Службу не поступало.

Обращаясь с исковым заявлением, прокурор ссылается на то, что именно на администрацию Неманского муниципального района в силу закона возлагается обязанность выявить объекты, которые могут быть включены в реестр объектов культурного наследия и предпринять меры к их постановке на соответствующий учет.

Однако суд не может согласиться с таким доводами по следующим основаниям.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гарантируя гражданам Российской Федерации обеспечение сохранности объектов культурного наследия (преамбула, статья 7) и наделяя органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (статьи 9, 9.1, 9.2, 9.3, 10, 11), одновременно устанавливает требования к государственной охране объектов культурного наследия, к выявлению объектов культурного наследия, включению объектов культурного наследия в реестр.

Статья 3 указанного Федерального закона к объектам культурного наследия относит объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Названный реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статья 16 этого Федерального закона).

При этом в силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, иное физическое или юридическое лицо вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

Вместе с тем вопреки доводам прокурора, непосредственно на муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, которым применительно к рассматриваемому случаю выступает администрация Неманского муниципального района, не возложена обязанность обратиться в региональный орган охраны объектов законодателем культурного наследия с заявлением о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а лишь указано на наличие такого права.

Оснований полагать, что администрацией Неманского муниципального района не ведутся работы по выявлению объектов культурного наследия, не имеется, надлежащих доказательств этому применительно к положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено и судом не добыто.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания бездействия администрации Неманского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по постановке воинского захоронения в <адрес> Неманского муниципального округа (кадастровый ) на государственный учет в качестве объекта культурного наследия, обязании обратиться за его постановкой на учет, не имеется.

Что касается прочих исковых требований, то необходимо отметить следующее.

Так, в силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территориях субъектов Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в международном районе морского дна - штабами военных округов, флотов, на территориях других государств, включая их внутренние воды и территориальные моря, - дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства обороны от 14 октября 2021 г. № 605, утвердившего порядок паспортизации и централизованного учета воинского захоронения следует, что на каждое воинское захоронение, за исключением расположенного в водной акватории, устанавливается мемориальный знак (рекомендуемый образец приведен в приложении № 3 к настоящему Порядку).

Из приложения № 3 следует, что мемориальная табличка должна содержать вид воинского захоронения (военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших), дату создания и краткую историческую справку события, связанного с воинским захоронением (количество и место захоронения, список захороненных), регистрационный номер, занимаемую площадь, данные на ответственное должностное лицо за благоустройство и сохранность объекта.

Как установлено судом, воинское захоронение – братская могила в <адрес> благоустроено, территория огорожена, прибрана, однако мемориальная табличка, содержащая приведенные выше требования, не установлена до настоящего времени, несмотря на регистрацию права собственности на земельный участок с 2020 г., что свидетельствует о допущенном со стороны администрации бездействии.

Учитывая, что установление мемориальной таблички относится к работам по благоустройству и содержанию воинского захоронения, а в силу приведенных выше положений статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, то есть на администрацию Неманского муниципального района Калининградской области, то заявленные прокурором исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Учитывая, что признание иска ответчиком в части неустановления мемориальной таблички к воинскому захоронению в <адрес> и признании бездействия по данному факту, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы иных лиц, суд, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, принимает признание администрации Неманского муниципального района Калининградской области исковых требований Неманского городского прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Неманского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Неманского муниципального района Калининградской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Неманского муниципального района Калининградской области, выразившееся в неустановке мемориального знака на воинском захоронении в <адрес> Неманского муниципального округа (братская могила) Калининградской области, с кадастровым номером

Возложить на администрацию Неманского муниципального района Калининградской области обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить мемориальный знак на воинском захоронении в <адрес> Неманского муниципального округа (братская могила) Калининградской области, с кадастровым номером , соответствующий требованиям приказа Министерства обороны Российской Федерации № 605 от 14 октября 2021 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд Калининградской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья А.С. Киячко

Мотивированное решение составлено 14 февраля 2023 г.

2-14/2023 (2-571/2022;) ~ М-497/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Неманский городской прокурор
Ответчики
Администрация Неманского муниципального округа Калининградской области
Другие
Военный комиссариат городов Советск,Неман,Славск,Неманского и Славского Районов Калининградской области
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области
ФКУ Военный комиссариат Калининградской области
Суд
Неманский городской суд Калининградской области
Судья
Киячко А.С.
Дело на сайте суда
nemansky--kln.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2022Передача материалов судье
07.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.09.2022Предварительное судебное заседание
05.10.2022Предварительное судебное заседание
20.10.2022Предварительное судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
20.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее