Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-192/2022 ~ М-199/2022 от 31.08.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Баяндай28 сентября 2022 года

Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе судьи Халтаевой Г.П., при секретаре Булгатовой Т.Ц., с участием представителя истца- помощника Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупровой А.А., ____., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2?192/2022 по исковому заявлениюОльхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании строений и сооружений самовольными постройками, обязании снести самовольные постройки, обязании освободить лесной участок,

установил:

в обоснование заявленного иска указано, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам рассмотренияобращения по вопросу принятия мер по сносу самовольных построек на территории Баяндаевского лесничества установлено следующее.

Актом обследования территории (лесного участка) территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Баяндаевскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на лесном участке, имеющем расположение: <адрес> расположены 14 строений и сооружений, не имеющей разрешительной документации, что является нарушением стт.8,25, 71 Лесного Кодекса РФ:

1. Бревенчатый дом площадью 29,7 кв.м с географическими координатами ;

2. Бревенчатый дом (зимовье) площадью 15,08 кв.м с географическими координатами

3. Баня площадью 8,37 кв.м с географическими координатами

4. Бытовой металлический вагончик площадью 28,8 кв.м. с географическими координатами

5. Хозяйственная постройка площадью 18 кв.м с географическими координатами

6. Железная бочка площадью 6 кв.м., металлический сарай площадью 6 кв.м., с географическими координатами

7. Хозяйственная постройка (курятник) площадью 8,41 кв.м с географическими координатами

8. Хозяйственная постройка (летняя конюшня) площадью 21,42 кв.м с географическими координатами

9. Хозяйственная постройка (зимняя конюшня) площадью 18,72 кв.м с географическими координатами

10. Хозяйственная постройка (кладовая) площадью 18,2 кв.м с географическими координатами

11. Хозяйственная постройка (летняя кухня) площадью 12 кв.м с географическими координатами

12. Хозяйственная постройка из бревен площадью 6.75 кв.м с географическимикоординатами

13. Хозяйственная постройка (деревянный короб)с твердыми коммунальными отходами площадью 4кв.м. с географическими координатами

14. Туалет деревянный площадью 1 кв.м.

Указанные строения и сооружения на государственный кадастровый учет не поставлены, сведения о правах либо об ограничениях в чью-либо пользу отсутствуют. Объекты возведены неустановленным лицом.

Истец просит признать строения и сооружения самовольными постройками, обязатьминистерство лесного комплекса Иркутской области снести самовольные постройки, обязатьминистерство лесного комплекса Иркутской области освободить лесной участок.

Представитель истца помощник Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупрова А.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик, представитель министерства лесного комплекса Иркутской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Баяндаевскому лесничеству ______.

Представитель третьего лица глава КФХ Павлов Э.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лицаООО «Компания «Востсибуголь», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав правовые позиции сторон, исследовав материалы гражданского дела, имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит кследующим выводам.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что лесной участок, на котором возведены строения, сооружения на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ передан в возмездное пользование КФХ Павлову Э.Н. для заготовки древесины.Проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду КФХ «Павлов Э.Н.» в целях заготовки древесины, также не предусмотрено наличие каких-либо строений и сооружений(л.д.45-61).

Также на указанном лесном участке расположены охотничьи угодья, которые предоставлены в пользование ООО «Компания «Востсибуголь» на основании распоряжения главы администрации Усть-Ордынского бурятского автономного округа от 19.10.2006 г. № 205-р о «О предоставлении территорий (акватории) необходимых для осуществления охоты, долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии от ДД.ММ.ГГГГ, договора о предоставлении охотничьих угодий в пользование на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-44).

Актом обследования территории (лесного участка) территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Баяндаевскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на лесном участке, имеющем расположение: <адрес> расположены 14 строений и сооружений, не имеющей разрешительной документации, что является нарушением стт.8,25, 71 Лесного Кодекса РФ (л.д. 22-38).

Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЗК РФ, другими федеральными законами.

В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 10 ст. 21, ч. 3 ст. 21.1 Лесного кодекса Российской Федерации перечень объектов капитального строительства и некапитальных строений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

В нарушение ч. 1, 10 ст.ст. 21, 21.1 Лесного кодекса Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2022№ 1084-р «Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эсплуатационных лесов, резервных лесов» указанные строения и сооружения, размещенные на землях лесного фонда, не соответствуют разрешенным целям, связанных со строительством объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Обархитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. К заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, материалы проектной документации и иные документы, указанные в статье 51 ГрК РФ.

Согласно п. 29 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федепации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04,2010, положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно ч. 2 ст. 222 Гражданского кодекса лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Верховного суда РФ от 28.05.2013 №18-КГ13-12 под лицом, осуществившим самовольную постройку следует понимать не столько то лицо, чьими усилиями она фактически возведена, сколько то лицо, которое могло бы претендовать на обращение ее в собственность.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 222 Гражданского кодекса решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленным, требованиями принимается судом.

На основании пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба щ назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, перечисленные объекты размещены с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды и являются самовольными постройками.

Земельный участок лесного фонда под строительство объектов недвижимости не предоставлялся, что свидетельствует о самовольном характере возведенных объектов.

Также согласно акту обследования территории (лесного участка) территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Баяндаевскому лесничеству от 10.08.2022 на лесном участке имеется твердые бытовые отходы, размещенные в деревянном коробе.

Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно пп. «а» ц. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047 (далее - Правила) при использовании лесов не допускается, в том числе загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Согласно ст.42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Земельные участки, на которых выявлены самовольные строения, сооружения и твердые коммунальные отходы, относятся к землям государственного лесного фонда и являются федеральной собственностью (часть 1 статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации), что подтверждается актом обследования территории (лесного участка) территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Баяндаевскому лесничеству от 10.08.2022.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Согласно части 4 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 6, 11 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление в области лесных отношений на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор), охрану лесов, защиту лесов.

Аналогичные нормы законодательства содержат пп. 10, 14, 15 пункта 9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения министерство лесного комплекса Иркутском области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13,42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично – правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

Таким образом, поскольку обнаруженные строения, сооружения, твердые коммунальные отходы расположены на землях лесного фонда, принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений обязанность по сносу строении, сооружений, ликвидации несанкционированного места размещения отходов, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, возложена министерство лесного комплекса Иркутской области.

Указанные нарушения свидетельствуют о том, что министерством лесного комплекса Иркутской области не полном объеме осуществляется лесной надзор (лесная охрана) на вверенных землях лесного фонда, не приняты меры, направленные на пресечение незаконной хозяйственной деятельности, фактов незаконного строительства, на демонтаж незаконных строений.

Сохранение вышеуказанных строений нарушает права и интересыкак Российской Федерации, так и неопределенного круга лиц, поскольку, возведя и фактически используя строения на земельном участке государственного лесного фонда, неустановленное лицо распорядилось земельным участком, принадлежащим Российской Федерации на праве собственности, что негативно влияет на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан, а также ограничивает доступ граждан на указанный лесной участок.

Статьями 41,42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной ииной деятельностью.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свобод; человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании строений и сооружений самовольными постройками, обязании снести самовольные постройки, обязании освободить лесной участок, удовлетворить.

Признать самовольными постройками строения и сооружения:

1. Бревенчатый дом площадью 29,7 кв.м с географическими координатами ;

2. Бревенчатый дом (зимовье) площадью 15,08 кв.м с географическими координатами

3. Баня площадью 8,37 кв.м с географическими координатами

4. Хозяйственная постройка площадью 18 кв.м с географическими координатами

5. Хозяйственная постройка (курятник) площадью 8,41 кв.м с географическими координатами

6. Хозяйственная постройка (летняя конюшня) площадью 21,42 кв.м с географическими координатами

7. Хозяйственная постройка (зимняя конюшня) площадью 18,72 кв.м с географическими координатами

8. Хозяйственная постройка (кладовая) площадью 18,2 кв.м с географическими координатами

9. Хозяйственная постройка (летняя кухня) площадью 12 кв.м с географическими координатами

10. Хозяйственная постройка из бревен площадью 6.75 кв.м с географическими координатами

11. Туалет деревянный площадью 1 кв.м.

Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области снести самовольные постройки в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

1. Бревенчатый дом площадью 29,7 кв.м с географическими координатами

2. Бревенчатый дом (зимовье) площадью 15,08 кв.м с географическими координатами

3. Баня площадью 8,37 кв.м с географическими координатами

4. Хозяйственная постройка площадью 18 кв.м с географическими координатами

5. Хозяйственная постройка (курятник) площадью 8,41 кв.м с географическими координатами

6. Хозяйственная постройка (летняя конюшня) площадью 21,42 кв.м с географическими координатами

7. Хозяйственная постройка (зимняя конюшня) площадью 18,72 кв.м с географическими координатами

8. Хозяйственная постройка (кладовая) площадью 18,2 кв.м с географическими координатами

9. Хозяйственная постройка (летняя кухня) площадью 12 кв.м с географическими координатами

10. Хозяйственная постройка из бревен площадью 6.75 кв.м с географическими координатами

11. Туалет деревянный площадью 1 кв.м.

Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области освободить лесной участок, расположенный: <адрес> в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу от:

1. Бытовой металлический вагончик площадью 28,8 кв.м. с географическими координатами

2. Железная бочка площадью 6 кв.м., металлический сарай площадью 6 кв.м., с географическими координатами

3. Хозяйственная постройка (деревянный короб) с твердыми коммунальными отходами площадью 4 кв.м. с географическими координатами

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия через Баяндаевский районный суд Иркутской области.

Судья Г.П. Халтаева

2-192/2022 ~ М-199/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ольхонский межрайонный природноохранный прокурор в интересах РФ
Ответчики
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Другие
ООО "Компания Востсибуголь"
ТУ министерства лесного комплекса Иркутской области по Баяндаевскому лесничеству
ИП КФХ Павлов Эдуард Николаевич
Суд
Баяндаевский районный суд Иркутской области
Судья
Халтаева Галина Петровна
Дело на сайте суда
bayandaevsky--uso.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2022Передача материалов судье
05.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Дело оформлено
20.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее