Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-82/2024 ~ М-36/2024 от 02.02.2024

УИД 02RS0<Номер изъят>-88 †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Дело <Номер изъят> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 февраля 2024 года                      <адрес> Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи

Дело <Номер изъят>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2024 года                      с. Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Поленниковой Т.В.,

при секретаре Сенбиновой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ильинское сельское поселение о понуждении к выполнению законных требований,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО Ильинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай об обязании ответчика определить земельный участок для складирования собранного снега на территории МО Ильинское сельское поселение, установив срок для исполнения требований в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды в деятельности администрации МО Ильинское сельское поселение выявлены существенные нарушения требований закона. Органом местного самоуправления до настоящего времени земельный участок для снега не выделен. В связи с чем площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом отсутствует. В нарушение требований закона складирование собранного снега осуществляется на обочины дорог, на места, не предусмотренные и не обустроенные для складирования снега. Отсутствие в поселении мест складирования снега недопустимо, поскольку размещение в несанкционированных местах снега, убранного с территорий улиц и других мест общественного пользования может оказать существенную нагрузку на окружающую среду. Прокурором района <ДАТА> в адрес главы МО «Ильинское сельское поселение» внесено представление, по результатам рассмотрения которого в прокуратуру района направлен ответ, из которого следует что, земельный участок для складирования снега в настоящее время не определен. Соответственно фактически нарушение закона не устранено, земельный участок для складирования снега не выделен и не обустроен специальной площадкой с водонепроницаемым покрытием и обвалованным сплошным земляным валом. Выявленные нарушения установленных государством норм и требований к охране окружающей среды при содержании территорий населенных мест в зимний период препятствуют созданию необходимых правовых условий для реализации целей законодательства о защите окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, с учетом презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, наличие данных нарушений угрожает окружающей среде и экологической и санитарной безопасности.

Кроме того, в данной ситуации страдают несовершеннолетние, которые ежедневно осуществляют движение в образовательные учреждения и обратно по опасным дорожным участкам, поскольку за снежными валами на обочинах в виду маленького роста они не могут видеть движение транспортных средств, а водители могут не заметить несовершеннолетних пешеходов.

Истец в лице помощника прокурора Самаловой А.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, учточнив в части исковые требования вместо земельного участка определить площадку для складирования собранного снега.

Третье лицо Администрация МО «Шебалинский район» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.

Ответчик администрация МО Ильинское сельское поселение в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что <ДАТА> прокурором района в адрес главы МО Ильинское сельское поселение внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответа на представление сельской администрации МО Ильинское сельское поселение от <ДАТА> <Номер изъят> следует, что администрацией проводится работа по устранению выявленных нарушений требований закона, однако уборка снега с улиц затруднена в связи с отсутствием соответствующей техники. В настоящее время администрацией определяется место для выделения земельного участка для складирования снега и в дальнейшем обязуется оборудовать его площадкой с водонепроницаемым покрытием и обвалованным земляным валом.

Статьей 4 Устава МО Ильинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай предусмотрено, что к вопросам местного значения Ильинского сельского поселения относится в том числе: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены вышеуказанным Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Санитарно-эпидемиологические требования к складированию собранного снега и льда установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, согласно пункту 34 которых собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Таким образом, нормативно закреплен специальный порядок складирования снежных масс в целях недопущения их негативного влияния на окружающую среду, который предполагает их складирование на специально отведенных и оборудованных площадках.

Согласно пункту 1 СанПиН СанПиН 2.1.3684-21 санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения.

Не принятие ответчиком мер по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу того, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, в том числе, в области складирования снега, относится к полномочиям органов местного самоуправления, именно они являются органами, обязанными определить места для складирования снега и оборудовать их в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

На основании ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, обстоятельств дела, объёма выполнения работ, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ильинское сельское поселение удовлетворить.

Обязать администрацию МО Ильинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай, ОГРН <Номер изъят>, определить площадку для складирования собранного снега на территории МО Ильинское сельское поселение.

Установить срок для исполнения требований в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий Т.В. Поленникова

2-82/2024 ~ М-36/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай
Ответчики
Администрация муниципального образования "Ильинское сельское поселение"
Другие
Администрация муниципального образования "Шебалинский район"
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Поленникова Т.В.
Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
02.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2024Передача материалов судье
02.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее