УИД 02RS0<Номер изъят>-88 †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Дело <Номер изъят> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 февраля 2024 года <адрес> Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи
Дело <Номер изъят>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поленниковой Т.В.,
при секретаре Сенбиновой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ильинское сельское поселение о понуждении к выполнению законных требований,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО Ильинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай об обязании ответчика определить земельный участок для складирования собранного снега на территории МО Ильинское сельское поселение, установив срок для исполнения требований в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды в деятельности администрации МО Ильинское сельское поселение выявлены существенные нарушения требований закона. Органом местного самоуправления до настоящего времени земельный участок для снега не выделен. В связи с чем площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом отсутствует. В нарушение требований закона складирование собранного снега осуществляется на обочины дорог, на места, не предусмотренные и не обустроенные для складирования снега. Отсутствие в поселении мест складирования снега недопустимо, поскольку размещение в несанкционированных местах снега, убранного с территорий улиц и других мест общественного пользования может оказать существенную нагрузку на окружающую среду. Прокурором района <ДАТА> в адрес главы МО «Ильинское сельское поселение» внесено представление, по результатам рассмотрения которого в прокуратуру района направлен ответ, из которого следует что, земельный участок для складирования снега в настоящее время не определен. Соответственно фактически нарушение закона не устранено, земельный участок для складирования снега не выделен и не обустроен специальной площадкой с водонепроницаемым покрытием и обвалованным сплошным земляным валом. Выявленные нарушения установленных государством норм и требований к охране окружающей среды при содержании территорий населенных мест в зимний период препятствуют созданию необходимых правовых условий для реализации целей законодательства о защите окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, с учетом презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, наличие данных нарушений угрожает окружающей среде и экологической и санитарной безопасности.
Кроме того, в данной ситуации страдают несовершеннолетние, которые ежедневно осуществляют движение в образовательные учреждения и обратно по опасным дорожным участкам, поскольку за снежными валами на обочинах в виду маленького роста они не могут видеть движение транспортных средств, а водители могут не заметить несовершеннолетних пешеходов.
Истец в лице помощника прокурора Самаловой А.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, учточнив в части исковые требования вместо земельного участка определить площадку для складирования собранного снега.
Третье лицо Администрация МО «Шебалинский район» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Ответчик администрация МО Ильинское сельское поселение в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что <ДАТА> прокурором района в адрес главы МО Ильинское сельское поселение внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответа на представление сельской администрации МО Ильинское сельское поселение от <ДАТА> <Номер изъят> следует, что администрацией проводится работа по устранению выявленных нарушений требований закона, однако уборка снега с улиц затруднена в связи с отсутствием соответствующей техники. В настоящее время администрацией определяется место для выделения земельного участка для складирования снега и в дальнейшем обязуется оборудовать его площадкой с водонепроницаемым покрытием и обвалованным земляным валом.
Статьей 4 Устава МО Ильинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай предусмотрено, что к вопросам местного значения Ильинского сельского поселения относится в том числе: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены вышеуказанным Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Санитарно-эпидемиологические требования к складированию собранного снега и льда установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, согласно пункту 34 которых собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Таким образом, нормативно закреплен специальный порядок складирования снежных масс в целях недопущения их негативного влияния на окружающую среду, который предполагает их складирование на специально отведенных и оборудованных площадках.
Согласно пункту 1 СанПиН СанПиН 2.1.3684-21 санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения.
Не принятие ответчиком мер по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу того, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, в том числе, в области складирования снега, относится к полномочиям органов местного самоуправления, именно они являются органами, обязанными определить места для складирования снега и оборудовать их в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
На основании ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, обстоятельств дела, объёма выполнения работ, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ильинское сельское поселение удовлетворить.
Обязать администрацию МО Ильинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай, ОГРН <Номер изъят>, определить площадку для складирования собранного снега на территории МО Ильинское сельское поселение.
Установить срок для исполнения требований в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий Т.В. Поленникова