Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 10 февраля 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-786/2023 по административному исковому заявлению Логуновой Елены Марковны, Комаровой Александры Афанасьевны, Симоновой Луны Алексеевны, Нижегородовой Надежды Юрьевны, Кормишовой Татьяны Викторовны, Лихобабиной Людмилы Александровны, Страмновой Светланы Владимировны, Гаврилова Игоря Алексеевича, Мартюшева Бориса Владимировича, Лятт Владислава Станиславовича, Карасева Алексея Федоровича, Яцейко Андрея Дмитриевича, Мартьянова Вячеслава Григорьевича, Желобицкого Александра Васильевича, Малова Антона Владимировича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском, в котором просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, ??????????†?????729, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположенных на территории Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в Отчете об оценке, затрагивая права и обязанности административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Представитель административных истцов Гришина Г.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержала заявленные требования.
Административные ответчики - министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица - администрация городского округа Тольятти Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», Береговая С.С. не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки, в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, административным истцам на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>:
- Карасеву А.Ф. – с кадастровыми номерами №, №,
- Логуновой Е.М. – с кадастровым номером №,
- Яцейко А.Д. - с кадастровым номером №,
- Малову А.В. - с кадастровыми номерами №; №, №, №, №, №, №, №, №, №,
- Нижегородовой Н.Ю. - с кадастровым номером №;
- Мартьянову В.Г. – с кадастровым номером №;
- Лихобабиной Л.А. – с кадастровым номером №;
- Мартюшову Б.В. – с кадастровым номером №;
- Желобицкому А.В.– с кадастровым номером №;
- Страмновой С.В. – с кадастровым номером №; №, №,
- Лятт В.С. и Береговой С.С.– с кадастровым номером №,
- Комаровой А.А. – с кадастровым номером №,
- Симоновой Л.А. – с кадастровым номером №,
- Гаврилову И.А. – с кадастровым номером №,
- Кормишовой Т.В. - с кадастровым номером №,
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 08.11.2022, 10.11.2022, 14.11.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в размере:
№ – 3 678 147, 52 руб.,
№ – 2 152 543, 01 руб.,
№ – 7 674986, 29 руб.,
№ – 2 746 076, 47 руб.,
№ – 2 511 962, 97 руб.,
№ – 7 687 427, 42 руб.,
№ – 1 556 136, 49 руб.,
№ – 1 508 786, 37 руб.,
№ – 3 902 683, 39 руб.,
№ – 663 077, 52 руб.,
№ – 34 611 723, 17 руб.,
№ – 2 272 846, 59 руб.,
№ – 1 894 851, 29 руб.,
№ – 3 333 389, 67 руб.,
№ – 750 650, 55 руб.,
№ – 7 434 762, 27 руб.,
№ – 1 543 517, 15 руб.,
№ – 1 184 814, 18 руб.,
№ – 4 816 063, 73 руб.,
№ – 1 461 361, 32 руб.,
№ – 1 575 055, 4 руб.,
№ – 1 647 467, 28 руб.,
№ – 3 134 008, 22 руб.,
№ – 2 715 780, 7 руб.,
№ – 4 992 177, 65 руб.,
№ – 3 092 164, 97 руб.,
№ – 695 540, 84 руб.,
что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 07.11.2022, 08.11.2022, 09.11.2022, 10.11.2022, 11.11.2022, 15.11.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений затрагивает права административных истцов, владеющих объектами недвижимости на праве собственности, как плательщиков налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административными истцами представлен отчет об оценке № 21930-12/22 от 27.12.2022, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на дату их кадастровой оценки в следующем размере:
№ – 2 459 220 руб.,
№ – 1 401 693 руб.,№ – 5 542 108 руб.,
№ – 1 806 348 руб.,
№ – 1 315 795 руб.,
№ – 4 439 342 руб.,
№ – 802 151 руб.,
№ – 777 134 руб.,
№ – 2 094 594 руб.,
№ – 336 874 руб.,
№ – 26 557 932 руб.,
№ – 1 185 713 руб.,
№ – 982 261 руб.,
№ – 1 771 071 руб.,
№ – 381 897 руб.,
№ – 4 270 903 руб.,
№ – 795 481 руб.,
№ – 645 361 руб.,
№ – 2 628 250 руб.,
№ – 940 719 руб.,
№ – 812 157 руб.,
№ – 850 514 руб.,
№ – 2 075 421 руб.,
№ – 1 785 487 руб.,
№ – 3 418 710 руб.,
№ – 2 046 219 руб.,
№ – 353 550 руб..
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых помещений выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчете выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчет содержат сведения об определении рыночной стоимости нежилых помещений на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено.
Из письменного отзыва Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», проводившего государственную кадастровую оценку, следует, что стоимость спорных нежилых помещений, определенная в отчете об оценке, выполненном ООО «<данные изъяты>», находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости нежилых помещений на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 30.12.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Логуновой Елены Марковны, Комаровой Александры Афанасьевны, Симоновой Луны Алексеевны, Нижегородовой Надежды Юрьевны, Кормишовой Татьяны Викторовны, Лихобабиной Людмилы Александровны, Страмновой Светланы Владимировны, Гаврилова Игоря Алексеевича, Мартюшева Бориса Владимировича, Лятт Владислава Станиславовича, Карасева Алексея Федоровича, Яцейко Андрея Дмитриевича, Мартьянова Вячеслава Григорьевича, Желобицкого Александра Васильевича, Малова Антона Владимировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в следующем размере:
с кадастровым номером № – 2 459 220 рублей,
с кадастровым номером № – 1 401 693 рубля,
с кадастровым номером № – 5 542 108 рублей,
с кадастровым номером № – 1 806 348 рублей,
с кадастровым номером № – 1 315 795 рублей,
с кадастровым номером № – 4 439 342 рубля,
с кадастровым номером № – 802 151 рубль,
с кадастровым номером № – 777 134 рубля,
с кадастровым номером № – 2 094 594 рубля,
с кадастровым номером № – 336 874 рубля,
с кадастровым номером № – 26 557 932 рубля,
с кадастровым номером № – 1 185 713 рублей,
с кадастровым номером № – 982 261 рубль,
с кадастровым номером № – 1 771 071 рубль,
с кадастровым номером № – 381 897 рублей,
с кадастровым номером № – 4 270 903 рубля,
с кадастровым номером № – 795 481 рубль,
с кадастровым номером № – 645 361 рубль,
с кадастровым номером № – 2 628 250 рублей,
с кадастровым номером № – 940 719 рублей,
с кадастровым номером № – 812 157 рублей,
с кадастровым номером № – 850 514 рублей,
с кадастровым номером № – 2 075 421 рубль,
с кадастровым номером № – 1 785 487 рублей,
с кадастровым номером № – 3 418 710 рублей,
с кадастровым номером № – 2 046 219 рублей,
с кадастровым номером № – 353 550 рублей.
Датой обращения административных истцов с заявлением в суд считать 30.12.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.02.2023.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –