КОПИЯ
Дело №
УИД: 78RS0№-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 19 декабря 2022 года
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ужанской Н.А.
при секретаре Алексеевой К.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Агроторг» о признании действий незаконными, обязании прекратить нарушения,
Установил:
Территориально отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Агроторг» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц в признания действий ООО «Агроторг» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в хранении детского питания и алкогольной продукции с не соблюдением условий хранения, установленных изготовителями, обязании ООО «Агроторг» хранить детское питание и алкогольную продукцию с соблюдением условий хранения, установленных изготовителями.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание также обеспечил участие представителя, который возражал против иска и просил в иске отказать.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в магазине «Пятерочка» по адресу: <адрес> при проведении проверки по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка, было установлено, что нарушены требования технических регламентов или подлежащих до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанных с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям (выразившееся в реализации пищевых продуктов с истекшим сроком годности), а именно: пюре овощное со сливками «Овощной крем суп из капусты брокколи, цветной капусты и моркови» для питания детей раннего возраста, торговая марка «Фруто няня», объем 0.2 л в количестве 6 штук, дата выработки ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п. 7, п. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного Союза ТР № «О безопасности пищевой продукции», п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов ч. 5 ст. 15 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». В торговом зале и в алкогольном складе контроль за температурно-влажностным режимом хранения детского питания (кашка молочная из пяти злаков с лесными ягодами торговая марка «Фруто няня»), алкогольной продукции (вино столовое полусладкое красное «Lafamilt de vine» в стек/бут по 0, 75 л.) с регистрацией показателей температуры и влажности воздуха на бумажных и электронных носителях не ведется, гигрометр психометрический ВИТ -1 не в рабочем состоянии (в питателе отсутствует дистиллированная вода), что является нарушением п. 7, ст. 17 ТР № «О безопасности пищевой продукции» п. 1, п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов, ст. 47 ТР №//2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ч.5 ст. 15 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (пункт 5.1.2 Положения).
В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, в силу п. 26, 71 которого основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, истечение срока исполнения лицом, подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
За выявленные нарушения ООО «Агроторг» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.3 РФ в виде штрафа.
Согласно п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п. 5.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие санитарных правил» в организациях торговли допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Расфасовка непродовольственных товаров в организациях продовольственной торговли запрещается.
В соответствии с п. 1 ст. 2, ст. 11, п. 2, ст. 24, п. 3, ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в частности посредством: контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При проведении проверки в отношении ООО «Агроторг» были выявлены нарушения обязательных требований к продукции, создающие угрозу причинения вреда здоровью граждан, а именно: нарушены требования технических регламентов или подлежащих до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанных с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям (выразившееся в реализации пищевых продуктов с истекшим сроком годности), а именно: пюре овощное со сливками «Овощной крем суп из капусты брокколи, цветной капусты и моркови» для питания детей раннего возраста, торговая марка «Фруто няня», объем 0.2 л в количестве 6 штук, дата выработки ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п. 7, п. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного Союза ТР № «О безопасности пищевой продукции», п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов ч. 5 ст. 15 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». В торговом зале и в алкогольном складе контроль за температурно-влажностным режимом хранения детского питания (кашка молочная из пяти злаков с лесными ягодами торговая марка «Фруто няня»), алкогольной продукции (вино столовое полусладкое красное «Lafamilt de vine» в стек/бут по 0, 75 л.) с регистрацией показателей температуры и влажности воздуха на бумажных и электронных носителях не ведется, гигрометр психометрический ВИТ -1 не в рабочем состоянии (в питателе отсутствует дистиллированная вода), что является нарушением п. 7, ст. 17 ТР № «О безопасности пищевой продукции» п. 1, п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов, ст. 47 ТР №//2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ч.5 ст. 15 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Данные действия являются нарушением ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ №О техническом регулировании №, ст. ст. 1, 3, 11, ч. 5 ст. 15, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 8.24, 14.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 2.16 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», п. п. 5, 23, 34 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Под санитарно-эпидемиологическим требованием понимается обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Таким образом, реализуемая ООО «Агроторг» продукция реализуемая с нарушением технических регламентов, представляет реальную угрозу и опасность для причинения вреда жизни и здоровья потребителям, путем возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, заболеваний желудочно-кишечного тракта) и в нарушение требований нормативных правовых актов ответчиком были созданы условия, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителям, следовательно, ответчиком было нарушено право на безопасность.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд считает установленным, что при осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Агроторг» были допущены грубые нарушения санитарного законодательства, а именно часть 5 статьи 15 Федерального закона № 52-ФЗ, в части несоблюдения санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства.
Данные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства являются существенными и создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (потребителей), доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено, в связи с чем, действия ООО «Агроторг» по несоблюдению требований ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. ст. 1, 3, 11, ч. 5 ст. 15, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 8.24, 14.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 2.16 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», п. п. 5, 23, 34 Правил продажи отдельных видом товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при осуществлении деятельности по реализации пищевых продуктов населению по адресу: <адрес>, магазин «Пятерочка», являются незаконными.
При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ орган государственного надзора, каковым является истец по настоящему делу, вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Истолковав содержание данной нормы права, Пленум Верховный Суд Российской Федерации в п. 20 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № № О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», пришел к выводу о том, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона).
Таким образом, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации орган государственного надзора может предъявить в суд иск в защиту неопределенного круга потребителей как о признании действий ответчика противоправными без заявления требований о прекращении таких действий, что имело место в настоящем деле, так и о прекращении противоправных действий ответчика. Данное толкование полностью согласуется с целью таких исков в защиту неопределенного круга потребителей о признании действий ответчика противоправными, поскольку в соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» вступившее в законную силу решение суда о признании действий исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий исполнителя, в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они исполнителем. Таким образом, настоящий иск заявлен надлежащим лицом, а потому суд считает необходимым признать действия по хранению детского питания и алкогольной продукции с несоблюдением условий хранения, установленных изготовителями незаконными, обязании ООО «Агроторг» хранить детское питание и алкогольную продукцию с соблюдением условий хранения, установленных изготовителями.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой при предъявлении иска в суд истец освобожден, в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Территориально отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> удовлетворить.
Обязать ООО «Агроторг» хранить детское питание и алкогольную продукцию с соблюдением условий хранения, установленных изготовителями в магазине пятерочка по адресу: <адрес>.
Взыскать с ООО «Агроторг» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт - Петербургский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Судья -