Дело № 2-642/2020
УИД: 21RS0№-69
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики, в составе: председательствующего судьи Елдратова В.В., при секретаре ФИО3, с участием представителя истца ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> к ООО «Батыревское ЖКХ» об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Батыревское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - ООО «Батыревское ЖКХ») об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки санитарно –эпидемиологических правил при очистке и обеззараживании канализационных стоков очистным сооружением, расположенным по адресу: Чувашская Республика, <адрес> выявлены нарушения действующего законодательства. В связи с чем просит обязать ООО «Батыревское ЖКХ» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: разработать план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения водного объекта реки Була, в том числе вследствие залпового или аварийного сброса, согласно требованиям п.3.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», до ДД.ММ.ГГГГ, разработать проект нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты, согласовать в установленном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» до ДД.ММ.ГГГГ, разработать санитарно-защитную зону в соответствии с требованиями п.п. 2.1, ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца - Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в суде, поддержав изложенные висковомзаявлении требования, просила их удовлетворить. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Представитель ответчика – ООО «Батыревское ЖКХ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился.
Суд, руководствуясь ч.4 ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, без участия неявившихся ответчиков, не сообщивших суду об уважительности причин неявки в суд.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и сшиваемых услуг.
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.4 ст. 18 Федерального закона для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.24 Федерального закона).
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с изменениями и дополнениями) организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлено, что размеры санитарнозащитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице 7.1.2. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03.
В соответствии с п. 6.11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00) для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (НДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной «тарно-эпидемиологической службы.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с петом фонового состояния компонентов природной среды.
В соответствии с п. 11 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в. воде водного объекта.
Состав и свойства воды водных объектов в контрольных створах и местах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования должны соответствовать показателям, указанным в приложении 1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.
Как следует из материалов дела, согласно договора аренды объектов очистных сооружений № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Батыревское ЖКХ» и администрацией <адрес> Чувашской Республики на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Батыревское ЖКХ» обязано содержать арендованные объекты, а также следить за нормальным функционированием инженерно-технических коммуникаций в исправном состоянии, находящиеся в муниципальной собственности <адрес> Чувашской Республики.
Согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> Чувашской Республики передало во временное пользование ООО «Батыревское ЖКХ» объекты очистных сооружений.
На основании обращения вх. №/ж-2020 от ДД.ММ.ГГГГ, материалов КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ вх. От ДД.ММ.ГГГГ №, проведено административное расследование в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Батыревское ЖКХ», в ходе которойвыявленынарушениязаконодательствав сфере санитарно-эпидемиологических требовании, выразившегося в нарушении действующих санитарных справил при очистке и обеззараживании канализационных стоков очистным сооружением, расположенным по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. а именно не разработан и не согласован с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), (нарушение п.6.11 СаН ПиН ДД.ММ.ГГГГ-00).
Согласно протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ, здание очистных сооружений введено в эксплуатацию в 2010 году. Очистные сооружения построены по проекту ЗАО ФГЦР «<данные изъяты> <адрес>, получившим санитарно- эпидемиологическое заключение №.ДД.ММ.ГГГГ.Т.00005ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Данный проект имеет положительное заключение государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Сан ПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 не разработан проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений.
При рассмотрении протоколов лабораторных испытаний сточной воды до очистки, сточной воды на выходе, воды из реки ниже сброса 500 метров, проведенных в рамках административного расследования по поручению №-Ж/С, 33-Ж/С, выявлены нарушения обязательных санитарно- эпидемиологических требований.
Согласно протокола лабораторных испытаний (ИЛЦ) Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш» № от ДД.ММ.ГГГГ, вода ниже сброса 500 метров из очистных сооружений и не соответствует гигиеническим нормативам по бактериологическим исследованиям ТКБ (фактические показатели: 230 КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе не более 100, что превышает в 23 раза превышает ПДК), обнаружены патогенные сальмонеллы, при гигиеническом нормативе 0;
Из протокола лабораторных испытаний (ИЛЦ) Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сточная вода до очистки не соответствует гигиеническим нормативам по бактериологическим исследованиям ОКБ (фактические показатели: 24000 КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе не более 0, что превышает в 24000 раз превышает ПДК), ТКБ (фактические показатели: 24000 КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе не более 0, что превышает в 24000 раз превышает ПДК);
Согласно протокола лабораторных испытаний (ИЛЦ) Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш» № от ДД.ММ.ГГГГ, сточная вода на выходе из очистных сооружений не соответствует гигиеническим нормативам по количественным химическим показателям (фактические показатели взвешенные вещества при гигиеническом 80±8,0 мг./дм3 при гигиеническом нормативе не нормируются, аммиак и аммоний-ион 74 ±15 мг./дм3 при гигиеническом нормативе не нормируются, лимитирующий показатель вредности - органический запах, класс опасности 4, нитриты 0,29±0.06 мг./дм3 при гигиеническом нормативе не нормируются, лимитирующий показатель вредности - санитарно-токсический, класс опасности 2, сульфаты (по SO4) при гигиеническом нормативе 1098±165 мг./дм3 при гигиеническом нормативе не нормируются, лимитирующий показатель вредности - придает органолептический привкус воде, класс опасности 4, хлориды (по СL) 1781±270 мг./дм3 при гигиеническом нормативе не нормируются, лимитирующий показатель вредности - придает органолептический привкус воде, класс опасности 4, по бактериологическим исследованиям ТКБ (фактические показатели: 2400 КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе не более 100, что превышает в 2,3 раза превышает ПДК), обнаружены патогенные сальмонеллы, при гигиеническом нормативе по бактериологическим исследованиям ТКБ (фактические показатели: 2400 КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе не более 100, что превышает в 24 раза превышает ПДК, по паразитологическим исследованиям обнаружены жизнеспособные яйца аскариды (при гигиеническом нормативе не допускается в 25 л.).
Из протокола лабораторных испытаний (ИЛЦ) Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, сточная вода на выходе из очистных сооружений не соответствует гигиеническим нормативам по бактериологическим исследованиям ТКБ (фактические показатели: 2400 КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе 0, что превышает в 2400 раза превышает ПДК), по паразитологическим исследованиям обнаружены жизнеспособные яйца аскариды (при гигиеническом нормативе не допускается в 25 л.).
Согласно протокола лабораторных испытаний ИЛЦ Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш» № от ДД.ММ.ГГГГ, вода водоема ниже 500 м. не соответствует гигиеническим нормативам по бактериологическим исследованиям ТКБ (фактические показатели: 24000 КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе 0, что превышает в 240 раза превышает ПДК,), также обнаружены ОКБ в количестве 24000 КОЕ/100 мл., при гигиеническом нормативе не более 500, что превышает ПДК в 48 раз;
Из протокола лабораторных испытаний ИЛЦ Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сточная вода после механической очистки не соответствует гигиеническим нормативам по паразитологическим исследованиям обнаружены жизнеспособные яйца аскариды, цисты патогенных кишечных простейших (при гигиеническом нормативе не допускается).
Согласно протокола лабораторных испытаний ИЛЦ Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш» № от ДД.ММ.ГГГГ, сточная вода на выходе из очистных сооружений и не соответствует гигиеническим нормативам по бактериологическим исследованиям ОКБ (фактические показатели: 24000 К0Е/100 мл при гигиеническом нормативе не более 500, что превышает в ПДК в 48 раза, также обнаружены ТКБ в количестве 24000 КОЕ /100 мл., при гигиеническом нормативе не более 100, что превышает ПДК в 240 раза;
Согласно заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) № от августа 2020 года, пробы сточной воды ниже сброса в реку Була по микробиологическим и паразитологическим показателям не соответствует требованиям государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод»; эффективность работы очистных сооружений по результатам лабораторных испытаний сточных вод по <адрес> Чувашской Республики не соответствуют требованиям государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 « 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Батыревское ЖКХ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 ч.1 КоАП РФ к административному штрафу в размере 12000 рублей.
Таким образом, исходя их вышеуказанных обстоятельств, ООО «Батыревское ЖКХ» нарушая требования действующего санитарного законодательства, выразившиеся при очистке и обеззараживании канализационных стоков очистным сооружением, создает действительную непосредственную угрозу жизни и здоровья людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Исходя из установленных обстоятельств, учитывая, что ООО «Батыревское ЖКХ» продолжаетнарушатьтребованиязаконодательстваРоссийской Федерации, не исполняя обязательные требования санитарногозаконодательстваРоссийской Федерации, что приводит к угрозенарушениясанитарно-эпидемиологическогоблагополучия людей, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Вместе с тем, учитывая сроки для подачи заявления об отмене заочного решения суда, апелляционного обжалования и вступления решения в законную силу, предоставление срока для разработки плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения водного объекта реки Була, в т.ч. вследствие залпового или аварийного сброса, согласно требованиям п.3.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», до ДД.ММ.ГГГГ суд считает недостаточным, в связи с чем, в этой части суд считает необходимым установить срок 1 (один) месяц со дня вступления решения в законную суилу.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в сумме 300 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Батыревское жилищно-коммунальное хозяйство» (ОГРН №, ИНН №) устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- разработать план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения водного объекта реки Була, в т.ч. вследствие залпового или аварийного сброса, согласно требованиям п.3.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу,
- разработать проект нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты, согласовать в установленном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", до ДД.ММ.ГГГГ.
- разработать санитарно-защитную зону в соответствии с требованиями п.п. 2.1, ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Батыревское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) руб..
Ответчик вправе подать в Батыревский районный суд Чувашской Республики заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Разъяснить, что заочное решение может быть отменено в случае неявки ответчика в судебное заседание по уважительным причинам, если при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представит доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: В.В. Елдратов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.