РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2022 года г. Нягань
Няганский городской суд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Вараксина П.В.,
при секретаре Шихрагимовой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Елесиной Е.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о взыскании невыплаченных сумм компенсации при сокращении,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с заявлением, которым просила взыскать с ответчика: невыплаченную компенсацию при сокращении в размере 43 312 руб. 67 коп., проценты за невыплаченную компенсацию при сокращении – 4 178 руб. 22 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., стоимость расходов, связанных с подачей искового заявления в размере 7 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что дата истец Елесина Е.А. (Крутикова) была принята в Межрайонную ИФНС № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. Приказом от дата № освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должности государственной гражданской службы с дата. В период трудовой деятельности помимо прочих выплат истцу ответчиком производилось начисление сумм из средств системы материального стимулирования, которые выплачивались в период с дата по дата. Не согласившись с размером выплат при сокращении истец обратилась в Няганский городской суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика невыплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и сумм отпускных. Решением Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от дата исковые требования удовлетворены частично. Истец полагает, что размер исковых требований в части компенсации при сокращении рассчитан исходя из четырехмесячного денежного содержания. В период с дата по дата истец состояла в КУ «Няганский центр занятости населения» в качестве безработного. Однако, произведенные выплаты рассчитаны без учета СМС, что привело к снижению произведенных выплат ежемесячного денежного содержания. Представив расчеты за спорные периоды и ссылаясь на Указ Президента РФ № 763, разъяснительное письмо Минфина РФ № 14-04-05/34482, истец полагает, что выплаты системы материального стимулирования (далее - по тексту СМС) являются составной частью денежного содержания государственных гражданских служащих и должны учитываться при расчете среднего заработка. Представив расчеты компенсации при сокращении, а также процентов за невыплаченную компенсацию, истец просит взыскать недоплату. Настаивая на том, что ответчиком нарушены трудовые права истца, просит также взыскать компенсацию морального вреда, а также расходы, связанные с подачей искового заявления.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявлением в адрес суда просила рассмотреть дело без её участия (л.д. 66, 88).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения деда извещен надлежащим образом, дата суду представил возражения относительно исковых требований, в которых просит исковые требования оставить без удовлетворения, гражданское дело рассмотреть в его отсутствие. При этом не оспаривая верность выполненных истцом расчетов, указывает, что СМС выплаты не являются структурой оплаты труда государственных гражданских служащих в силу требований Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Разъяснение Минфина РФ в письме № 14-04-05/34482 не является нормативным актом и не подлежит применению при разрешении заявленного истцом спора. На основании чего представитель ответчика полагает, что СМС выплаты не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданского служащего при расчете отпускных и иных выплат.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что с дата истец Елесина Е.А. (Крутикова) была трудоустроена в Межрайонную ИФНС № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре специалистом 1го разряда отдела информационных технологий Инспекции.
Межрайонная ИФНС России № по ХМАО-Югре ликвидирована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Приказом от дата № истец сокращена с дата
При увольнении Елесиной Е.А. выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска в количестве 76 дней.
Истец, не согласившись с размером указанной выплаты обратилась в Няганский городской суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика невыплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и сумм отпускных.
Решением Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от дата исковые требования Елесиной Е.А. удовлетворены частично.
Судом взысканы с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по ХМАО-Югре в пользу Елесиной Е.А. отпускные за период с дата по дата в размере 20 529 руб. 67 коп., за период с дата по дата в размере 27 145 руб. 36 коп., за период с дата по дата в размере 12 371 руб. 23 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 56 173 руб. 43 коп., компенсация при сокращении в размере 90 912 руб. 26 коп., проценты за несвоевременное выплаченное компенсацию неиспользованный отпуск при увольнении в размере 2 995 руб. 92 коп., сумму процентов за несвоевременно выплаченную компенсацию при сокращении в размере 4 848 руб. 66 коп., сумму процентов за несвоевременное выплаченные отпускные за период с дата по дата в размере 7 370 руб. 71 коп., за период с дата по дата в размере 6 076 руб. 45 коп., за период с дата по дата в размере 1 383 руб. 51 коп., компенсацию морального вреда 10000руб., а всего 239 807 руб. 20 коп. В остальной части иска отказано.
дата Няганским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынесено определение об исправлении описки и арифметической ошибки в части взыскании расходов связанных с подачей искового заявления в размере 7 000 руб., а также указания итоговой суммы подлежащей взысканию с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по ХМАО-Югре в пользу Елесиной Е.А. 246 807 руб. 20 коп.
Апелляционным определением Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от дата решение изменено в части разрешения требований Елесиной Е.А. о взыскании с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по ХМАО-Югре компенсации при сокращении, процентов за нарушение срока ее выплаты.
Уменьшена подлежащая взысканию с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по ХМАО-Югре в пользу Елесиной Е.А. компенсация при сокращении с 90912 руб. 26 коп. до 86625 руб. 36 коп. проценты за нарушение срока ее выплаты с 4 848 руб. 66 коп. до 4620 руб. 02 коп., всего сумма с 246807 руб. 20 коп. до 242291 руб. 66 коп.
Уменьшена подлежащая взысканию с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по ХМАО-Югре в доход бюджета города Нягани государственную пошлину с 5798 руб. 07 коп. до 5 752 руб. 92 коп.
В остальной части решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от дата оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по ХМАО-Югре – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных ГПК РФ.
При обращении в суд истец полагает, что размер исковых требований в части компенсации при сокращении рассчитан исходя из четырехмесячного денежного содержания.
Из справки о регистрации гражданина в качестве безработного видно, что истец состояла в КУ «Няганский центр занятости населения» в качестве безработного с дата по дата (л.д.26).
дата КУ «Няганский центр занятости населения» истцу было вынесено решение о выплате дополнительной компенсации за 5-й месяц со дня увольнения (л.д.59).
дата КУ «Няганский центр занятости населения» истцу было вынесено решение о выплате дополнительной компенсации за 6-й месяц со дня увольнения (л.д.60).
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.
Произведенные выплаты за пятые и шестой месяцы со дня увольнения: дата в размере 80 146 руб. 87 коп., дата – 80 146 руб. 87 коп., рассчитаны без учета СМС, что привело к снижению произведенных выплат ежемесячного денежного содержания.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004№ 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что выплаты СМС относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и должны учитываться при выплате компенсации, как за неиспользованный отпуск, так и при оплате отпускных.
Данный вывод подтверждается и письмом Минфина РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014№ 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы).
Ссылку истца на указанное в письме разъяснение, суд признает законной и обоснованной, так как в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004№ 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
В период прохождения государственной гражданской службы истцу были выплачены суммы из средств системы материального стимулирования:
дата в размере 29 528 руб. 34 коп.;
дата в размере 36 426 руб. 18 коп.;
дата в размере 42 295 руб.;
дата в размере 103 913 руб. 85 коп.;
дата в размере 77 241 руб.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Елесиной Е.А. материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Исследуя имеющиеся в деле документы, суд также принимает во внимание решение Няганского городского суда от дата вступившее в законную силу, в пользу истца подлежит взысканию за счет ответчика компенсация при сокращении в размере 43 312 руб. 67 коп.
Указанную сумму суд взыскивает на основании произведенного истцом расчета, который проверен и признан судом верным.
Ответчик, оспаривая право истца на указанные доплаты, контррасчет не представил, его позиция построена на ошибочном толковании норм материального права и не признания обязанности учета выплат СМС в системе оплаты труда государственных служащих.
В соответствии с положением статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Истцом представлен расчет процентов за невыплаченную компенсацию в размере 4 178 руб. 22 коп. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в размере 10 000 руб., что соответствует обстоятельствам и объёму нарушенного права.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец и ответчик при подаче иска, в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты госпошлины, что исключает её взыскание с какой либо из сторон (пункты 1 и 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
дата между истцом Елесиной Е.А. и Ница К.В. был заключен договор об оказании юридических услуг, которым предусмотрено составление иска о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск. Оплата по договору подтверждается Приложением 1 и копией чека на 7 000 руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца (л.д.55-57, 58).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования, заявленные Елесиной Е.А., удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (ИНН <данные изъяты>) в пользу Елесиной Е.А. (паспорт серия <данные изъяты>): невыплаченную компенсацию при сокращении в размере 43 312 руб. 67 коп., проценты за невыплаченную компенсацию при сокращении в размере 4 178 руб. 22 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., стоимость расходов, связанных с подачей искового заявления в размере 7 000 руб.,а всего 64 490 руб. 89 коп.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в месячный срок со дня составления мотивированного решения через Няганский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено дата
Судья П.В. Вараксин