Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-425/2021 ~ М-399/2021 от 08.06.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июля 2021 года                                                                          г.Ясногорск

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Пучковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Вяловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования <адрес> к А. о признании построек самовольными и их сносе,

установил:

администрация муниципального образования <адрес> обратилась в суд с иском к А. о признании построек самовольными и их сносе.

В обоснование заявленных требований истец указал, что инспекцией <адрес> по государственному архитектурно-строительному надзору проведена внеплановая выездная проверка законности строительства по адресу: <адрес>, в отношении А. по вопросу законности строительства на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес> По результатам проверки установлено, что на данном земельном участке, расположенном на землях сельскохозяйственного назначения по вышеуказанному адресу, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, возведены: садовый дом с мансардным этажом и деревянным крыльцом м, высотой первого этажа – - м, высотой мансардного этажа – м, беседка с навесом, две поликарбонатные теплицы, конструкция садового дома с мансардным этажом и крыльцом расположены на почвенной поверхности земельного участка на сваях, состоящих из стальных опор, заглубленных в грунт, посредством вкручивания на незначительную глубину, расположенных по периметру строения. Отступ от садового дома до ограждения смежных земельных участков составляет более м с одной стороны и около м с другой стороны. Уведомление о планируемых строительстве вышеуказанного объекта в администрацию в установленном порядке не направлялось. Кроме того, как собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения ответчик должен был соблюдать режим использования земельного участка. Между тем, земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утвержденными решением Собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , данный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий – СХ-1, строительство в данной зоне запрещено, градостроительные регламенты для сельскохозяйственных угодий не устанавливаются.

Ссылаясь на положения п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.ч.13, 16 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.4 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации, просит признать садовый дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м, предоставленном на землях сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства по адресу: <адрес>, муниципальное образование Иваньковское, западнее <адрес>, принадлежащем на праве собственности А. самовольной постройкой; обязать А. в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью кв.м, предоставленном на землях сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства по адресу: <адрес>, муниципальное образование Иваньковское, западнее <адрес>.

Представитель истца – администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Согласно письменным возражениям спорный земельный участок приобретен в 2013 году на основании предварительного договора купли-продажи ввиду ареста данного земельного участка. В марте 2014 года возведены строения, о которых идет речь в иске, что подтверждается представленными доказательствами. Приобретая земельный участок, ответчик полагал, что приобретает его в границах дачного поселка, непосредственно граничащего с населенным пунктом, позднее было создано СНТ «<данные изъяты>», членом которого является ответчик. Для осуществления строительных работ на земельном участке осуществлен монтаж и технологическое подключение к электрическим сетям. Зона Сх1 определена только в 2017 году, уже после возведения ответчиком построек. На протяжении нескольких лет СНТ «<данные изъяты>» развивается, имеет инфраструктуру. Является ошибочным, не отвечающим принципу законности и правовой определенности отнесение земельного участка ответчика к зоне Сх1 ввиду того, что не было учтено сложившиеся к июню 2017 года условия пользования земельными участками. На момент возведения ответчиком спорных построек земельный участок относится к зоне сельскохозяйственного использования, для которой ПЗЗ в редакции от 2014 года были предусмотрены такие виды разрешенного использования как садоводство и огородничество, объекты дачного строительства, хозяйственные постройки. Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в группе с другими садоводами в администрацию МО <адрес> направлено заявление о внесении изменений в ПЗЗ с учетом фактического использования земельных участков. Изложенные обстоятельства опровергают соразмерность заявленного способа защиты нарушенного права в виде сноса спорного объекта объему и характеру нарушений. Истец не мог не знать о возведении построек, поскольку на территории СНТ в течение указанного времени были организованы дороги, установлена детская площадка, организован вывоз мусора. Вся эта деятельность осуществлялась с разрешения органа местного самоуправления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, инспекции <адрес> по государственному архитектурно-строительному надзору, не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, исковые требования поддерживает и полагает подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченных к участию в деле определением суда, СНТ <данные изъяты>», администрации муниципальное образование <адрес>, не явились о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица администрации муниципальное образование <адрес>.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив доводы в обоснование заявленных требований и возражений, письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П и др.).

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от 21 февраля 2019 года, заключенного между ИП М. и А., А. приобрела право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью кв.м, местоположение: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.

В период с 22 апреля 2021 года по 28 апреля 2021 года инспекцией <адрес> по государственному архитектурно-строительному надзору проведена внеплановая выездная проверка А.

Данная проверка назначена приказом начальника инспекции <адрес> по государственному архитектурно-строительному надзору У. «О проведении внеплановой выездной проверки гражданина» от 16 февраля 2021 года .

Проверка проводилась в рамках осуществления государственного строительного надзора на территории <адрес> при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса РФ, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), идентификатор в региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) 7.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ №МЗ-88, в ходе проверки установлено, что на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем А., имеются объекты:

садовый дом с мансардным этажом и деревянным крыльцом 6,0х9,0 м, высотой первого этажа – 2,4- м, высотой мансардного этажа – 2,30 м, беседка с навесом, две поликарбонатные теплицы, конструкция садового дома с мансардным этажом и крыльцом расположены на почвенной поверхности земельного участка на сваях, состоящих из стальных опор, заглубленных в грунт, посредством вкручивания на незначительную глубину, расположенных по периметру строения. Отступ от садового дома до ограждения смежных земельных участков составляет более 6,0 м с одной стороны и около 10,0 м с другой стороны. В возведенном строении отсутствуют подведенные коммуникации, необходимые для удовлетворения нужд (за исключением электричества и водоснабжения). Деревянная беседка с навесом имеет габаритные размеры 4,0х8,0 м, высотой около 2,5 м, представляет собой строение прямоугольной формы, выполненное из деревянного бруса. К возведенной беседке пристроен навес, представляющий собой особую кровлю, которая держится в статичном положении за счет опор – деревянных столбов в количестве 7 штук, обитых по периметру деревянными брусьями. Данное строение носит вспомогательный характер, используется сезонно, не относится к разряду капитальных сооружений, поскольку не имеет фундамента – конструкция беседки расположена на почвенной поверхности участка на шлакоблочных кирпичах, без заглубления в землю. Поликарбонатные теплицы с габаритными размерами 3,0х6,0м в количестве 2 шт., представляют собой конструкции стандартной полукруглой формы, сооруженные из больших листов поликарбоната. Теплицы носят вспомогательный характер (для осуществления хозяйственных целей – выращивание сельскохозяйственных культур) и не обладают признаками объектов капитального строительства, так как могут быть перенесены без нанесения им серьезного ущерба, являются разборными и не имеют фундамента.

Установлено с учетом положений Правил землепользования и застройки А. осуществлено строительство садового дома с мансардным этажом на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, без направления в установленном порядке в администрацию уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В связи с указанными установленными обстоятельствами, в соответствии с положениями ч.6.2 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в адрес администрации направлено уведомление о выявлении самовольной постройки для принятия мер в рамках компетенции.

Так, в соответствии ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1.1 ст.54 кодекса при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

В силу ч.6 ст.54 кодекса по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч.6.1 ст.54 кодекса предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

Частью 6.2 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

Как следует из письма администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок ответчика согласно правил землепользования и застройки МО <адрес>, утвержденных Решением Собрания представителей МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , расположен в зоне сельскохозяйственных угодий Сх-1, в которой отсутствует градостроительный регламент.

В судебном заседании установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что на земельном участке с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью кв.м, местоположение: <адрес>, муниципальное образование Иваньковское, западнее <адрес>, расположено строение – садовый дом с мансардным этажом.

Возражая против удовлетворения требований, сторона ответчика ссылается, в том числе на то, что договор купли-продажи был заключен после фактической передачи земельного участка по предварительному договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП М. и А. В дальнейшем к указанному договору сторонами заключались дополнительные соглашения, устанавливающие срок заключения основного договора. Строение возведено в марте 2014 года.

Также в обоснование доводов о строительстве в марте 2014 года стороной ответчика представлены договор -ИК от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стороны договорились о возведении в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ индивидуального дома Т. Работы согласно акту, отчету об исполнении поручения по вышеуказанному договору выполнены и приняты.

Из технического заключения, выполненного ООО «Перспектива», следует, что исследуемое строение (садовый дом), расположенное на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м, предоставленном для сельскохозяйственного производства, и расположенном на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, муниципальное образование Иваньковское, западнее <адрес>, имеет мелкозаглубленный фундамент, к нему не поведены инженерные коммуникации, оно может быть перемещено с последующей сборкой без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ соответствует понятию некапитальное строение. Основные строительные конструкции и объемно-планировочные решения, принятые при возведении объекта соответствуют строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и при существующих нагрузках обеспечивают безаварийную эксплуатацию в течение нормативного срока, не создают угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Доказательств в опровержение представленных стороной А. доказательств того, что строительство на земельном участке им начато и закончено в 2014 году, как и того, что спорный объект не является объектом капитального строительства, стороной истца не представлено, возражений относительно даты начала и окончания возведения спорной постройки в судебном заседании также не заявлено.

В соответствии со ст.263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).

В силу п.2 ст.260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией прав собственника земельного участка возводить жилые, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; обязанностей собственника использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст.ст.40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации), должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту прав граждан, которой надлежит быть полной и эффективной.

Согласно подп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п.п.3,4.

В силу п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Согласно п.3.1 ст.222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

В соответствии с пунктом 24 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление ) и абзаца 2 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.

В соответствии с пунктом 29 Постановление положения статьи 222 Гражданского кодекса не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом.

По смыслу приведенной правовой нормы самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).

Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в частности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Решением Собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, включающие карту градостроительного зонирования, согласно которой территория, расположенная в районе <адрес> относилась к территориальной зоне сельскохозяйственного назначения.

Согласно Правил СХ. Зона сельскохозяйственного использования: зона сельскохозяйственного использования выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, предназначенных для организации сельскохозяйственного производства. Основные виды разрешенного использования: пашни; многолетние насаждения; пастбища; сенокосы; садоводство, огородничество; объекты дачного строительства; хозяйственные постройки и строения для содержания домашних животных; скотоводческие и птицеводческие фермы и комплексы; зверофермы; питомники; овощехранилища; зернохранилища; объекты, связанные с обработкой сельскохозяйственного сырья для хранения; конюшни; теплицы, парники; парки сельхозтехники; склады удобрений; сооружения для заготовки и складирования сельскохозяйственного сырья; иные объекты сельскохозяйственного назначения. Вспомогательные виды разрешенного использования: инженерные коммуникации; внутрихозяйственные дороги; лесозащитные полосы; пруды; вспомогательные хозяйственные и бытовые постройки и строения.

Таким образом, предусмотрено садоводство, огородничество в пределах данной территориальной зоны.

При этом правилами установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны СХ: коэффициент застройки, максимальный процент застройки земельного участка данной зоны, минимальные отступы от стен зданий и сооружений до границ земельных участков, минимальные размеры озелененной территории земельных участков.

Решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила землепользования и застройки, в том числе в Карту градостроительного зонирования в отношении спорной территории, территориальная зона определена как территориальная зона Сх1 «Зона сельскохозяйственных угодий».

Правилами установлена территориальная зона – сельскохозяйственного использования (Сх), которая подразделяется на следующие виды: зона сельскохозяйственных угодий (Сх1), зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2).

Статьей 37 Правил установлены градостроительные регламенты для зоны сельскохозяйственного использования. Установлено, что для зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.

ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования <адрес> принято решение «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес>». В соответствии с данной редакцией Правил установлена территориальная зоны – сельскохозяйственного использования (Сх), которая подразделяется на следующие виды: зона сельскохозяйственных угодий (Сх1), зона садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан (Сх2), производственная зона сельскохозяйственных предприятий (Сх3), иная зона сельскохозяйственного назначения (Сх4).

Статьей 37 Правил установлены градостроительные регламенты для зоны сельскохозяйственного использования. Установлено, что для зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.

Суд учитывает, что как установлено земельный участка, принадлежащий А. образован из земельного участка категории земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, поставленного на кадастровый учет в 2018 году, который в свою очередь образован также из земельного участка в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Первоначальный земельный участок образован в результате выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья ТОО «<данные изъяты>».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно части 2 данной статьи, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №234-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 ГрК РФ зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.

Статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1).

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (часть 6).

При этом сельскохозяйственные угодья, как имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране, не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (части 1 и 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 5 статьи 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Указанные законоположения направлены на защиту прав и законных интересов граждан, в частности охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указывается вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30); градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36).

Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков регулируется частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которой предусмотрено обязательное изменение категории земель этого земельного участка.

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно пункту 50 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , действующим до ДД.ММ.ГГГГ, продовольственная безопасность России обеспечивается путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Такое же положение содержится в пункте 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Следовательно, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель установлен особый правовой режим, имеющий цель охраны указанных земель и недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота, осуществления на таких землях застройки.

Как предусмотрено частью 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Частью 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, исходя из положений законодательства о градостроительной деятельности зоны сельскохозяйственных угодий и иные зоны в составе зон сельскохозяйственного использования (в том числе, в границах которых допускается ведение гражданами садоводства) являются различными видами «подзон», выделяющихся в составе зон сельскохозяйственного использования.

В силу статьи 1 и подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.

Из положений части 7 статьи 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.

При этом в силу положений части 2 статьи 23 Закона №217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Как следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (в редакции приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ ), виду «садоводство» соответствует осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, иных многолетних культур (что соответствует первичной редакции).

Виду «ведение садоводства» в данном Классификаторе соответствуют виды деятельности: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом хозяйственных построек и гаражей.

Прежней редакцией Классификатора (от 2014 года) предусматривался также такой вид разрешенного использования, как «ведение садоводства», среди разрешенных видов деятельности для которого указано размещение садового дома, предназначенного для отдыха, размещение хозяйственных строений.

Размещение дачного дома, пригодного для отдыха и проживания, не выше трех надземных этажей, предусматривалось для вида «ведение дачного хозяйства».

Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском хозяйстве)», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Согласно вышеуказанному Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Соответственно, для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции используется земельный участок (его часть), не являющийся сельскохозяйственным угодьем.

По смыслу статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков является одним из объективных критериев целевого использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу пунктов 11, 12, 13 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предписывая уполномоченным органам местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ обязанность внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, федеральный законодатель одновременно признает действительным разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, вне зависимости от его (вида разрешенного использования) соответствия указанному Классификатору, при этом соответствие разрешенного вида использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков приводится по заявлению правообладателя без указания на какие-либо сроки.

В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 4, 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых земельные участки и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон (в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом), могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Аналогичные правила вводит статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, говоря о том, что установление градостроительных регламентов осуществляется с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, а также планируемого развития территориальных зон, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; допускается сочетание в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Суд принимает во внимание, что возведение строений имело место в 2014 году.

При этом уд учитывает, что доказательств невозможности осуществления строительства в указанный период времени, несоответствия градостроительным регламентам, не представлено.

Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>», установлены регламенты для зон сельскохозяйственного использования: СХ. Зона сельскохозяйственного использования. К основным видам разрешенного использования отнесены, в том числе: пашни, многолетние насаждения, пастбища, сенокосы, садоводство и огородничество, объекты дачного строительства, хозяйственные постройки и строения для содержания домашних животных, иные. Для данной зоны были установлены также предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, данными правилами допускалось размещение строений на спорном земельном участке.

Последующее внесение изменений в Правила землепользования и застройки, после возведения спорного строения, не может ограничивать права ответчика по использованию спорного земельного участка.

При этом, суд учитывает, что Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ.

До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Статья 81 ЗК РФ, действовавшая до ДД.ММ.ГГГГ, закрепляла положения о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов.

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, оценив представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу с учетом конкретных обстоятельств дела, установленных в ходе рассмотрения дела, выполнения действий, направленных на изменение категории, вида земель, внесению изменений в документы территориального зонирования, то обстоятельство, что возможность перевода спорного земельного участка из одной категории в другую для ответчика не исключена, что вопрос о сносе спорного строения заявлен преждевременно, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости отказа в данной части исковых требований.

Также суд принимает во внимание, что отсутствует информация об отнесении земельного участка с кадастровым номером 71:23:040210:1160 к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для иных целей недопустимо, мелиорируемым землям. При этом представленными доказательствами, не опровергнутыми стороной истца, подтверждается, что земельный участок не использовался для сельскохозяйственных целей длительное время, произошло его зарастание деревьями до начала его использования ответчиком.

Разрешая ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям о сносе спорного строения, суд, оценив представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, оснований для его удовлетворения не находит, поскольку срок исковой давности истцом не пропущен, о наличии именно на земельном участке А. возведенного с нарушением установленных требований строения, как на это ссылается истец, администрация узнала не ранее поступления материалов из инспекции <адрес> по государственному архитектурно-строительному надзору, доказательств обратного не представлено.

На основании изложенного, учитывая, что доказательств создания угрозы жизни и здоровью граждан стороной истца не представлено, до наличии таких обстоятельств не заявлено, при этом представленными стороной ответчика доказательствами данное обстоятельство опровергается, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Разрешив требования в пределах заявленных и поддержанных, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования <адрес> к А. о признании построек самовольными и их сносе, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ясногорский районный суд Тульской области.

Председательствующий                                                               О.В.Пучкова

2-425/2021 ~ М-399/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация муниципального образования Ясногорский район
Ответчики
Антонова Светлана Владимировна
Другие
инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору
Суд
Ясногорский районный суд Тульской области
Судья
Пучкова Оксана Владимировна
Дело на сайте суда
yazsnogorsky--tula.sudrf.ru
08.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2021Передача материалов судье
10.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2021Судебное заседание
07.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021Дело оформлено
13.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее