Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2463/2023 ~ М-1797/2023 от 29.06.2023

К делу номер

УИД 23RS0номер-57

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес>      13 сентября 2023 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

судьи                                 Трухана Н.И.,

при секретаре                        ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, ФИО3, третьи лица: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк», управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, признании отсутствующим права аренды на земельный участок, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах Российской Федерации обратился с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, ФИО3, в котором просит с учетом уточнения исковых требований:

Признать отсутствующим право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3, площадью 549 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Победы, <адрес>.

Признать отсутствующим право аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3, площадью 549 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Победы, <адрес>.

В решении суда указать, что решение суда является основание для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для аннулировать, без истребования дополнительных заявлений и документов, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о праве собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и праве аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3, площадью 549 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Победы, <адрес>, а также без истребования дополнительных заявлений и документов, снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3 и аннулировать сведения о нем в Едином государственном реестре недвижимости.

В решении суда указать, что решение является основание для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образованию земельных участков 23:49:0109004:ЗУ1 и 23:49:0109004:ЗУ2 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109004:3 и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образованных земельных участках, в соответствии со следующими каталогами координат:

№ точки Х Y
23:49:0109004:ЗУ1
11 356341,01 2165843,63
22 356334,37 2165850,07
33 356326,72 2165842,17
44 356332,65 2165835,87
55 356339,52 2165842,29
11 356341,01 2165843,63
23:49:0109004:ЗУ2
22 356334,37 2165850,07
66 356316,44 2165867,47
77 356314,99 2165866,11
88 356304,66 2165856,74
99 356307,74 2165853,36
110 356329,40 2165832,83
44 356332,65 2165835,87
33 356326,72 2165842,17
22 356334,37 2165850,07

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0109004:ЗУ1, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109004:3, в соответствии со следующими каталогами координат:

№ точки Х Y
23:49:0109004:ЗУ1
1 356341,01 2165843,63
2 356334,37 2165850,07
3 356326,72 2165842,17
4 356332,65 2165835,87
5 356339,52 2165842,29
1 356341,01 2165843,63

В решении суда указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0109004:ЗУ1, образованный в соответствии с п. 4 решения суда, о площади 100 кв.м., о категории земельного участка – «земли населенных пунктов, виде разрешённого использования - «для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма», адресе – <адрес>, Лазаревское лесничество Сочинского национального парка.

Признать право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, а также право аренды ФИО3 на земельный участок 23:49:0109004:ЗУ2, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109004:3, в соответствии со следующими каталогами координат:

23:49:0109004:ЗУ2
2 356334,37 2165850,07
6 356316,44 2165867,47
7 356314,99 2165866,11
8 356304,66 2165856,74
9 356307,74 2165853,36
10 356329,40 2165832,83
4 356332,65 2165835,87
3 356326,72 2165842,17
2 356334,37 2165850,07

В решении суда указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и права аренды ФИО3 на земельный участок 23:49:0109004:ЗУ2, образованный в соответствии с п. 4 решения суда, о площади 449 кв.м., о категории земельного участка – «земли населенных пунктов, виде разрешённого использования - «для индивидуального жилищного строительства», адресе – <адрес>, пер. Победы, <адрес>.

В решении суда указать, что п.п. 5, 6, 7, 8 решения подлежат исполнению Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> без истребования дополнительных заявлений и документов, после исполнения п.п. 1, 2, 3, 4 решения суда.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3 незаконно оформлен в собственность ответчика – администрации <адрес>, а в последующем передан на праве аренде ФИО3, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3 частично расположен в границах земель Лазаревского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выделов 48 квартала 54 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка. Пересечение границ земельного участка с землями федеральной собственности отражено на схеме пересечения (наложения).

Помощник прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании уточненные требования иска просила удовлетворить в полном объеме, по доводам изложенным в нем.

Ответчик администрация <адрес>, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, о причинах неявки представителя суду не сообщила.

Ответчик ФИО3, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании оставил на усмотрения суда.

Представители третьих лиц – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк», управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьих лиц, ответчика ФИО3 и представителя Администрации <адрес>.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, суд полагает требования иска удовлетворить по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 ГПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы им в судебном заседании.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3 незаконно оформлен в собственность Администрации <адрес>, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Между администрацией <адрес> и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) на вышеуказанный спорный земельный участок сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ номер «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер (далее - Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее - ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ номер, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ номер.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Лазаревского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:42 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела номер (по <адрес>) ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ номер установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, составляющие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ номер-АПГ15-5.

В силу и. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст 11 ЛК РФ, и. 3 ст. 3, и. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер-КГ14-9070.

Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи.

Основанием возникновения права муниципальной собственности и права аренды на спорный земельный участок послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер «О предоставлении ФИО7 в аренду земельного участка номер по проекту уплотнения застройки по пер. Победы в <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Изучением указанного постановления установлено, что ФИО7 предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок номер по проекту уплотнения застройки по пер. Победы в <адрес>, площадью 549 кв.м для индивидуального жилищного строительства (договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ номер, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ).

Из материалов регистрационного дела также следует, что на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 переуступил права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ номер ФИО2.

В настоящее время правообладателем по вышеуказанному договору аренды является ФИО3 на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2

В материалах регистрационного дела также имеется распоряжение департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер-р «О включении в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109004:3, площадью 549 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, уч. номер», изданное в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ).

Однако правовых оснований для включения спорного земельного участка в реестр муниципальной собственности не имелось, так как ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ предусмотрены исключительные случаи, определенные ч.ч. 8-10 настоящей статьи, при которых земельные участки федеральной собственности не подлежат отнесению к муниципальной собственности.

В частности, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ устанавливает, что к федеральной собственности относятся земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

При этом спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3 частично сформирован за счет земель Лазаревского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3 частично расположен в границах земель Лазаревского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выдела 48 квартала 54 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка. Пересечение границ земельного участка с землями федеральной собственности отражено на схеме пересечения (наложения).

Таким образом, включение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109004:3 в реестр объектов муниципальной собственности, а также регистрация права муниципальной собственности на него противоречит требованиям п. 4 ч. 8, ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ.

Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.

Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.

Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственною кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ номер.

Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.

Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет ФИО1.

В настоящее время полномочия по контролю за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ номер, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>.

Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.

Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0109004:3 согласование границ участка с МТУ Росимущества не имеется.

При этом пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ номер, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.

Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.

Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план    Лазаревского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3, площадью 549 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Победы, <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

С учетом изложенного право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на спорный земельный участок 23:49:0109004:3 возникло незаконно.

При этом необходимо учитывать, что спорный земельный участок предоставлен ФИО3 на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. С ФИО2

В силу ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» возникшее в силу закона право собственности Российской Федерации признается юридически действительным вне зависимости от его государственной регистрации.

В п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» содержится разъяснение о том, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п.    2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Более того, как следует из п. 2 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

В связи с этим частичное формирование спорного земельного участка в границах земель федеральной собственности, ранее составлявших границы квартала 54 Лазаревского участкового лесничества Сочинского национального парка, и регистрация права муниципальной собственности произведены незаконно.

Таким образом, фактически спорный участок, частично расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; применения последствий недействительности ничтожной сделки; прекращения или изменения правоотношения, и другими способами.

Из пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53).

Суд также считает, что прокурор вправе обратиться в суд за защитой интересов Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 45 ГПК РФ, а также в защиту интересов неопределенного круга лиц, которые имеют право беспрепятственного пользования лесным фондом Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельства дела и вышеуказанных требований закона суд считает заявленные прокурором уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Прокурор на основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу подп. 8 п. 1 ст. 333.20 названного кодекса государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).

Вместе с тем, с ответчика ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлины в доход государства, поскольку он не освобожден от ее уплаты.

На основании перечисленных норм закона и учитывая, что ответчик также в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию по данному спору.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования иска прокурора <адрес> к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, ФИО3, третьи лица: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк», управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, признании отсутствующим права аренды на земельный участок, признании права собственности – удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3, площадью 549 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Победы, <адрес>.

Признать отсутствующим право аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3, площадью 549 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Победы, <адрес>.

Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> аннулировать, без истребования дополнительных заявлений и документов, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о праве собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и праве аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3, площадью 549 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Победы, <адрес>, а также без истребования дополнительных заявлений и документов, снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109004:3 и аннулировать сведения о нем в Едином государственном реестре недвижимости.

Решении суда является основание для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образованию земельных участков 23:49:0109004:ЗУ1 и 23:49:0109004:ЗУ2 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109004:3 и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образованных земельных участках, в соответствии со следующими каталогами координат:

№ точки Х Y
23:49:0109004:ЗУ1
11 356341,01 2165843,63
22 356334,37 2165850,07
33 356326,72 2165842,17
44 356332,65 2165835,87
55 356339,52 2165842,29
11 356341,01 2165843,63
23:49:0109004:ЗУ2
22 356334,37 2165850,07
66 356316,44 2165867,47
77 356314,99 2165866,11
88 356304,66 2165856,74
99 356307,74 2165853,36
110 356329,40 2165832,83
44 356332,65 2165835,87
33 356326,72 2165842,17
22 356334,37 2165850,07

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0109004:ЗУ1, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109004:3, в соответствии со следующими каталогами координат:

№ точки Х Y
23:49:0109004:ЗУ1
1 356341,01 2165843,63
2 356334,37 2165850,07
3 356326,72 2165842,17
4 356332,65 2165835,87
5 356339,52 2165842,29
1 356341,01 2165843,63

Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0109004:ЗУ1, образованный в соответствии с п. 4 решения суда, о площади 100 кв.м., о категории земельного участка – «земли населенных пунктов, виде разрешённого использования - «для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма», адресе – <адрес>, Лазаревское лесничество Сочинского национального парка.

Признать право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, а также право аренды ФИО3 на земельный участок 23:49:0109004:ЗУ2, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109004:3, в соответствии со следующими каталогами координат:

23:49:0109004:ЗУ2
2 356334,37 2165850,07
6 356316,44 2165867,47
7 356314,99 2165866,11
8 356304,66 2165856,74
9 356307,74 2165853,36
10 356329,40 2165832,83
4 356332,65 2165835,87
3 356326,72 2165842,17
2 356334,37 2165850,07

Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и права аренды ФИО3, образованный в соответствии с п. 4 решения суда, о площади 449 кв.м., о категории земельного участка – «земли населенных пунктов, виде разрешённого использования - «для индивидуального жилищного строительства», адресе – <адрес>, пер. Победы, <адрес>.

П.п. 5, 6, 7, 8 решения подлежат исполнению Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> без истребования дополнительных заявлений и документов, после исполнения п.п. 1, 2, 3, 4 решения суда.

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                        Н.И. Трухан

Копия верна:

Судья Лазаревского районного суда <адрес>                 Н.И. Трухан

2-2463/2023 ~ М-1797/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Лазаревского района г. Сочи
Ответчики
Яковлев Алексей Анатольевич
Администрация г. Сочи
Другие
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Сочинский национальный парк"
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Суд
Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Трухан Николай Иванович
Дело на странице суда
sochi-lazarevsky--krd.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2023Подготовка дела (собеседование)
18.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее