Судья Позднякова А.В. Дело № 7-148/2023
РЕШЕНИЕ
11 мая 2023 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Дворниковой А.А. – Лысикова С.Е. на решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 31 января 2023 года,
установил:
определением ведущего специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене труда, коммунальной гигиене Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Новосибирской области Кашпар Е.И. № от 21 октября 2022 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Не согласившись с определением, представитель Дворниковой А.А. –Лысиков С.Е. обратился в районный суд с жалобой.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 31 января 2023 года определение должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 КоАП РФ, заявитель просит отменить решение районного суда.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что вывод суда о применении статьи 6.4 КоАП РФ исключительно в отношении юридических лиц является неправомерным, так как санкцией указанной статьи предусмотрено наложение административного штрафа и на граждан.
Кроме того судьей не учтено, что Федеральный закон от 31.07.2020 N248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» направлен в том числе на оценку соблюдения гражданами обязательных требований закона.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав представителя Дворниковой А.А. – Лысикова С.Е., прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть 4 статьи 30 ЖК РФ предусмотрены требования, согласно которым собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - далее Закон о санитарном благополучии населения).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений (статья 1 Закона о санитарном благополучии населения).
Под санитарно-эпидемиологическими требованиями указанным федеральным законом понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 1 указанного Закона).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Закона о санитарном благополучии населения санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека, в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, является Роспотребнадзор, руководитель которого является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о санитарном благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. С учетом изложенного, санитарные требования и правила устанавливаются относительно конкретного вида деятельности соответствующего субъекта правоотношений.Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ). В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).Как следует из материалов дела, Дворникова А.А. обратилась 15 июля 2022 года в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области с заявлением о нарушениях жильцами <адрес> санитарно-эпидемиологических норм, а именно по факту неприятного запаха, грязи, наличию тараканов. При проведении санитарно-эпидемиологического обследования <адрес> по адресу: <адрес>, специалистом Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области факты, изложенные в заявлении, подтвердились, составлены акт от 2 августа 2022 года № санитарно-эпидемиологического обследования и акт № энтомологического обследования.Полагаю, что выводы должностного лица об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не основаны на представленных материалах проверки и нормах права, регулирующих возникшие отношения. Судьей районного суда при проверке доводов жалобы нарушены принципы объективного, всестороннего и полного установления всех обстоятельств по делу. Доводы жалобы не проверены, им не дано никакой оценки, выводы судьи не основаны на нормах права. Ссылки должностного лица административного органа о том, что федеральный государственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований не применяется к владельцам жилых помещений, не соответствуют нормам права. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных отношений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 3, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (хозяйствующих субъектов) – пункт 1. В 4 абзаце пункта 126 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что в помещениях многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения не должно быть синантропных насекомых и грызунов. При их появлении хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, должны проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Указанные нормы не исключают собственников и владельцев помещений в многоквартирных домах из числа субъектов, которые обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования во всех помещениях МКД.
Кроме того, положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» регулируют деятельность контрольных (надзорных) органов, направленную на оценку соблюдения, в том числе, гражданами обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Таким образом, факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований в помещениях многоквартирного жилого дома установлен, мер, направленных к выявлению виновных в указанных нарушениях лиц, из материалов проверки заявления Дворниковой А.А. не следует.
С учетом изложенного, должностное лицо административного органа пришло к преждевременному выводу об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, данные выводы не мотивированы и не основаны на нормах права, регулирующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи, постановление должностного лица подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение должностному лицу административного органа, в ходе которого следует учесть изложенное в настоящем решении.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. № ░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░