УИД 57RS0023-01-2023-007105-17
<...>РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Доровых Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Городничевой К.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Сибирской Е.М. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении медицинскими изделиями и взыскании расходов на приобретение медицинских изделий,
установил:
Ливенский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в интересах Сибирской Е.М. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении медицинскими изделиями и взыскании расходов на приобретение медицинских изделий.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Сибирской Е.М. по вопросу льготного обеспечения лекарственными препаратами, по результатам которой было установлено, что Сибирская Е.М. имеет заболевание «<данные изъяты>», является региональным льготником, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В связи с имеющимся заболеванием, Сибирская Е.М. нуждается в обеспечении медицинскими изделиями «<данные изъяты>».
Вместе с тем, Сибирская Е.М. несвоевременно обеспечивается медицинскими изделиями, что является угрозой для её жизни и здоровья и не позволяет качественно и осуществлять лечение, в связи с чем, ею за счет собственных денежных средств были приобретены медицинские изделия «<данные изъяты>» на сумму 1 375 рублей.
Учитывая изложенные обстоятельства, процессуальный истец просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Сибирскую Е.М. медицинским изделием «<данные изъяты><данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению, а также взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Сибирской Е.М. расходы на приобретение медицинских изделий «<данные изъяты>» в размере 1375 рублей.
Представитель БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» по доверенности Караиванов И.А. в судебном заседании полагал, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание, не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе «<данные изъяты>» (коды заболеваний по международной классификации болезней <данные изъяты>).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с которым в группе "категории заболеваний" поименован <данные изъяты>, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. N 399 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения <...>, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сибирская Е.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на учете в БУЗ ОО «<данные изъяты>» с диагнозом «<данные изъяты>», включена в региональный регистр лиц, имеющих право на бесплатное полчение лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В связи с имеющимся заболеванием, Сибирская Е.М. нуждается в обеспечении медицинскими изделиями «<данные изъяты>».
Вместе с тем, Сибирская Е.М. ненадлежащим образом обеспечивается вышеуказанными медицинскими изделиями, что подтверждается счетом на пациента, из которого следует, что по рецептам, выписанным врачом от 19.04.2023 (срок действия которого истек 27.07.2023), от 16.08.2023 (возвращен льготнику 14.11.2023), Сибирская Е.М. не была обеспечена медицинскими изделиями «<данные изъяты>».
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить Сибирскую Е.М. медицинским изделием «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Кроме того, суд полагает необходимым в порядке, установленном ст. 212 ГПК РФ, обратить решение суда к немедленному исполнению, так как отсутствие медицинских изделий, назначенных Сибирской Е.М. создает угрозу жизни и здоровью истца.
При разрешении требований о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов суд приходит к следующему.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта в качестве представителя ответчика по искам к субъекту о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с ненадлежащим обеспечением медицинскими изделиями, а именно по рецептам 19.04.2023 (срок действия которого истек 27.07.2023), от 16.08.2023 (возвращен льготнику 14.11.2023), Сибирская Е.М. была вынуждена, учитывая её потребность в применении медицинских изделий, 21 ноября 2023 г. приобрести «<данные изъяты>» за счет собственных денежных средств, затратив сумму в размере 1 375 рублей, что подтверждается кассовым чеком.
Установив изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание то, что несвоевременное обеспечение Сибирской Е.М. медицинскими изделиями создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её права на бесплатное получение медицинских изделий, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о наличии вины Департамента здравоохранения Орловской области в причинении истцу убытков, в виде затрат на приобретение медицинских изделий, в связи с чем приходит к выводу о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Сибирской Е.М. расходов на приобретение медицинских изделий в размере 1 375 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Сибирской Е.М. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении медицинскими изделиями и взыскании расходов на приобретение медицинских изделий – удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) обеспечить Сибирскую Е.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: серия №*** №***) медицинским изделием «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.
Обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) за счет казны Орловской области в пользу Сибирской Е.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: серия №*** №***) расходы на приобретение медицинских изделий в размере 1 375 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 05 февраля 2024 г.
Председательствующий Е.А. Доровых