Судья Бондарь А.В. Дело № 07р-956/2023
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 21 ноября 2023 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ивановой С.В. на постановление Территориальной административной комиссии Советского района городского округа город-герой Волгоград №1/6-23/414 от 29 июня 2023 года и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении Ивановой С.В.,
у с т а н о в и л:
29 июня 2023 года постановлением Территориальной административной комиссии Советского района городского округа город-герой Волгоград №1/6-23/414, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г.Волгограда от 5 октября 2023 года, Иванова С.В. подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, ИвановаС.В. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения. Полагает, что при вынесения решения были допущены нарушения, выразившееся в следующем: применены нормы муниципальных правовых актов, которые в приведенном решении суда толковании противоречат федеральному законодательству, а именно на основании пунктов 1.5, 3.4.5 Правил №47/1124, пункта 3.5 Порядка №83 судом сделан вывод о наличии у нее обязанности заключить договор на подготовку могил с организацией, выбранной на основании конкурса подведомственным Департаменту городского хозяйства администрации города учреждением. При этом ссылается на правовое обоснование наличия противоречий нормам федерального законодательства муниципальных правовых актов, которое приведено в постановлении 12 ААС от 10 июля 2023 года по делу №А12-7280/2022. Считает, что нормы законодательства, обязывающие её, взявшей на себя обязанности по исполнению волеизъявления умершего, заключать договоры на подготовку могил с конкретной выбранной по конкурсу администрацией Волгограда организацией, в решении суда не приведены. Полагает, что доказательства совершению ею действий по подготовке могилы в материалах дела отсутствуют, при этом, ею данные работы не проводились.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Ивановой С.В. – Мартиросяна О.Б., на жалобе настаивающего, представителя Территориальной административной комиссии Советского района городского округа город-герой Волгоград А.Л.П., представителя Департамента городского хозяйства администрации Волгограда М.А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности нарушение установленного органами местного самоуправления порядка деятельности кладбищ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Статьёй 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Аналогичные полномочия закреплены в Уставе города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года № 20/362.
В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2017 года № 55/1587 «О даче согласия администрации Волгограда на реорганизацию комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда в форме присоединения комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, о переименовании комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда в департамент городского хозяйства администрации Волгограда и утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда» реализация вышеуказанных вопросов местного значения отнесена к полномочиям департамента.
Отношения, связанные с погребением умерших регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Согласно пункту 1 статьи 7 названного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом.
На территории Волгограда действует решение Волгоградской городской Думы 04 июля 2007 года № 47/1124 «О правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде» (далее-Правила), которые определяют порядок организации похоронного дела в Волгограде в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», касающимися обряда погребения, а также регулируют отношения, связанные с содержанием кладбищ Волгограда.
Согласно пункту 1.2 Правил, кладбища, расположенные на территории Волгограда, являются муниципальными объектами внешнего благоустройства и находятся в ведении администрации Волгограда.
Из пункта 4.2.10 Правил следует, что на территории муниципальных кладбищ Волгограда каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли рядом с ранее умершим (погибшим) близким родственником либо умершим (погибшим) супругом с предоставлением на безвозмездной основе участка земли для погребения тела (останков) умершего (погибшего) человека в гробу.
В соответствии с пунктом 3.4.5. Правил, подготовка могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий), осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего (погибшего), а также статьей 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» лицом, определенным по результатам проведения конкурсных процедур.
Порядок подготовки могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий), определяется структурным подразделением администрации Волгограда, курирующим вопросы содержания муниципальных общественных кладбищ и колумбариев Волгограда.
Процедура подготовки могил для погребения умершего (погибшего) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда регламентируется Порядком подготовки могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда (далее - Порядок), утвержденным распоряжением департамента от 28 декабря 2022 года № 509-р.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка, МУ «Горэколес» делегированы полномочия по проведению конкурса на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда. По результатам проведенного конкурса был определен победитель - ЗАО «РП «Память».
Таким образом, работы по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) проводятся в рамках заключенного между муниципальным учреждением «Горэколес» и ЗАО «РП «Память» договора от 29 января 2023 года на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (могильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда.
В указанной связи, выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда иными лицами не допускается и является неправомерной.
Пунктом 3 Порядка определено, что работы по подготовке могил для погребения на муниципальных общественных кладбищах Волгограда производятся на основании решения о возможности реализации волеизъявления умершего (погибшего) человека на указанном месте, выданного Департаментом.
Процедура выдачи указанного решения регламентирована Постановлением администрации Волгограда от 31 января 2022 года № 83 «Об утверждении Порядка выдачи решения о возможности (невозможности) реализации волеизъявления умершего (погибшего) человека о погребении на указанном месте» (далее-Порядок выдачи решения).
Как следует из материалов административного дела, 13 мая 2023 года Ивановой С.В. было подано заявление на захоронение умершего (погибшего) С.И.А.
По результатам рассмотрения поданных документов заявителю Ивановой С.В. была выдана справка от 14 мая 2023 года № 072/0523 о реализации волеизъявления умершего (погибшего) С.И.А. о погребении его на Майском кладбище Волгограда 15 мая 2023 года в 15-00 час.
При выдаче указанной справки Иванова С.В. под роспись была ознакомлена о необходимости заключения договора на выполнение работ по подготовке могилы для погребения С.И.А.
Однако, в нарушение установленного действующими муниципальными правовыми актами порядка, Иванова С.В., взявшая на себя обязанность по организации похорон умершего (погибшего) С.И.А., в организацию, осуществляющую подготовку могил, не обратилась.
Из материалов дела усматривается, что 16 мая 2023 года по адресу: г.Волгоград, Советский район, муниципальное кладбище Майское выявлен и зафиксирован факт самовольного захоронения умершего (погибшего) С.И.А., в нарушение п.п. 3.4.5 Правил организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 04 июля 2007 года № 47/1124 «О правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде».
По данному факту составлен Акт от 19 мая 2023 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ивановой С.В. протокола об административном правонарушении № 1 от 20 июня 2023 года, а впоследствии - вынесения постановления Территориальной административной комиссией Советского района городского округа город-герой Волгоград № 1/6-23/414 от 29 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 1 от 20 июня 2023 года; письмом генерального директора ЗАО РП «Память» № 288/1 от 16 мая 2023 года, фотоматериалом, заявлением на захоронение в соответствии с волеизъявлением (прижизненным) о достойном отношении к телу и памяти после смерит от 13 мая 2023 года, справкой о реализации волеизъявления умершего (погибшего) №072/0523 от 14 мая 2023 года, в совокупности которым была дана оценка с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам автора жалобы, административный орган и суд первой инстанции сделали обоснованный вывод о правомерности привлечения Ивановой С.В. к административной ответственности по ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Действия Ивановой С.В. квалифицированы правильно, наказание ей назначено в пределах санкции соответствующей статьи Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения жалобы на постановление административного органа судья районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснил все обстоятельства дела, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Ивановой С.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Доводы Ивановой С.В. в жалобе о том, что нарушений порядка деятельности кладбищ ею не допущено, были предметом исследования судьи районного суда при рассмотрении настоящего дела и обоснованного отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении.
Доводы поданной жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП Российской Федерации, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушения принципа презумпции невиновности, предусмотренного ст. 1.5 КоАП РФ, не допущено.
По сути, доводы жалобы Ивановой С.В. сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, что полно отражено в решении судьи Советского районного суда г. Волгограда.
Значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного решения и постановления административного органа жалоба Ивановой С.В. не содержит.
При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления административного органа и судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление Территориальной административной комиссии Советского района городского округа город - герой Волгоград № 1/6-23/414 от 29 июня 2023 года и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 5 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении Ивановой С.В. оставить без изменения, а её жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Циренщиков И.А.