Судья: Новак А.Ю. Гр. дело № 33-10461/2023
(Номер дела в суде первой инстанции №2-390/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.,
судей – Соболевой Ж.В., Туляковой О.А.
при секретаре Старостиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО1, Министерства социально – демографической и семейной политики Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 29 мая 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление — удовлетворить частично.
Признать решение Территориальной комиссии Центрального территориального округа г. Тольятти при министерстве социально – демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным.
Признать бездействие Территориальной комиссии Центрального территориального округа г. Тольятти при министерстве социально – демографической и семейной политики <адрес> при пересмотре индивидуальной программы предоставления социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ при проведении оценки индивидуальной нуждаемости ФИО1 – незаконными.
Обязать Территориальную комиссию Центрального территориального округа <адрес> при министерстве социально – демографической и семейной политики Самарской области пересмотреть ФИО1 (паспорт №) индивидуальную программу предоставления социальных услуг в соответствии с Порядком пересмотра ИППСУ и Положением об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания, утвержденными Приказом Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № путем опроса и анкетирования гражданина (или его законного представителя).
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать»,
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Соболевой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Территориальному отделу Центрального округа г. Тольятти Министерства социально – демографической и семейной политики Самарской области. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ территориальной комиссией была разработана индивидуальная программа, которая с ней не согласовывалась, разработана без её участия, с программой ее никто не ознакомил, второй экземпляр программы не выдавался. Программа содержит 74 услуги, не соответствует требованиям Приказа № и Приказа № Министерства, невозможно определить для какой степени ухода составлена, максимальное время, рекомендуемое для оказания услуг в месяц. По данной программе невозможно составить заключение о выполнении программы в соответствии с «Порядком индивидуальной программы предоставления социальных услуг». Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что разработанная программа не соответствовала 10 степени ухода. Уведомлением об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании от ДД.ММ.ГГГГ при отказе в стационарном обслуживании утверждается, что ей присвоена четвертая степень индивидуальной нуждаемости. В апреле 2022 г. ей стало известно о том, что у нее 10 степень ухода, что подразумевает 140 часов обслуживания в месяц, а ей центр социального обслуживания предоставлял только 40 часов в месяц. В связи с необходимостью увеличения количества услуг и ухудшением состояния здоровья в мае 2022 г. истец подала заявку на пересмотр индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее ИППСУ) в территориальную комиссию. Все обращения устные, письменные, электронные остались без ответа. Членов территориальной комиссии ФИО1 видела только один раз в июне 2019 г. В связи с тем, что у нее тяжелая форма непереносимости лекарств, продуктов, запахов, духов, табака, что подтверждается медицинскими заключениями аллергологов медгородка г. Тольятти, медицинского центра «Визави», было обращение к территориальной комиссии с просьбой не приходить к ней с запахами духов и табака, что комиссия восприняла как обиду. При заполнении таблиц возможности выполнения элементарной и сложной деятельности Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Положение об оценки индивидуальной нуждаемости Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области» комиссия не учитывала ответы лиц, осуществляющих уход, а ставила ответы по своему усмотрению. При повторном признании нуждающейся в социальном обслуживании в 2022 г. никаких письменных уведомлений о визите комиссии ни ФИО1, ни ее доверенному лицу не поступало. Таким образом, при пересмотре ИППСУ в 2022 г. нарушен пятидневный срок пересмотра с момента обращения гражданина, а также программа пересмотрена без ее опроса и опроса ее законного представителя, на основании пояснений социальных работников, которые на протяжении нескольких лет постоянно менялись, услуги надлежащим образом не оказывали, и не могли обладать достоверной информацией о состоянии ее здоровья, в результате чего степень индивидуальной нуждаемости ей была установлена неверно, занижена. Кроме того, социальные работники должным образом не оказывали ей услуги, между ними иногда возникали конфликты, ввиду чего они могли иметь к ней предвзятое отношение. При применении шкал выбранные ответы на вопросы должны отражать реальные действия гражданина. Оценка проводится на основании информации о гражданине в предшествующие 24-48 часов. Это ДД.ММ.ГГГГ, когда соц. работники у нее уже не работали. Согласно требованиям законодательства комиссия должна проводить опрос лиц, которые непосредственно осуществляют уход, а не тех лиц, которым доверяет комиссия. Лица, которым доверяет комиссия не осуществляли за ней постоянный уход и не находились с ней в постоянном контакте. С ней постоянно находятся сиделки, осуществляющие уход на платной основе, которые и должны были быть опрошены при пересмотре ИППСУ в 2022 г. Медицинские документы также не были приняты во внимание территориальной комиссией. Согласно медицинскому заключению, истец не способна к самообслуживанию, не способна к самостоятельному передвижению, самостоятельно стоять, вставать, сохранять равновесие, пересаживаться с кровати на кресло, пищу и питье может принимать только лежа. ДД.ММ.ГГГГ по окончании срока действия предыдущей ИППСУ без ее участия и ее опроса, а также опроса ее сиделок, осуществлявших уход за нею, не были приняты во внимание медицинские документы, согласно которым она нуждается в постоянном постороннем уходе по состоянию здоровья, ей была установлена 6 степень нуждаемости, разработана новая ИППСУ. Тогда как по состоянию ее здоровья ей должна была установлена 9 степень нуждаемости. Согласно заключениям врачебной комиссии, разъяснениям Минздрава России и Приказу 585Н от ДД.ММ.ГГГГ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации у нее 3 степень выраженности ограничений жизнедеятельности: способность к самообслуживанию - 3 степень ограничений - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц. что соответствует критериям определения «1 группы инвалидности». ДД.ММ.ГГГГ истцом подано несогласие в Министерство социально- демографической и семейной политики Самарской области с решением территориальной комиссии. Письмо, указанное как ответ от ДД.ММ.ГГГГ является извещением о принятии комиссией решения об установлении 6 степени нуждаемости, а не является ответом на ее поданные раннее заявления. Бездействие территориальной комиссии по пересмотру программы проявилось также в том, что ДД.ММ.ГГГГ АНО ЦСОН «Тольяттинский» направлено письмо № с уведомлением, что для продолжения ее социального обслуживания истец должна ДД.ММ.ГГГГ предоставить АНО ЦСОН «Тольяттинский» новую ИППСУ. АНО ЦСОН «Тольяттинский» также по ее просьбе направило в территориальную комиссию заявление письменное и электронное с просьбой пересмотра программы в связи с окончанием срока. Ответы ни на заявление истца, ни на заявления центра АНО ЦСОН «Тольяттинский» получены не были. В результате невыполнения своих обязанностей территориальной комиссией, ФИО1 лишилась возможности предоставить в срок ДД.ММ.ГГГГ новую программу АНО ЦСОН «Тольяттинский». Таким образом, новая программа составлена не в соответствии с ее состоянием здоровья, при игнорировании представленных медицинских документов, в нарушение установленных сроков, без опроса ее или ее законного представителя при определении степени индивидуальной нуждаемости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования ФИО1 просила признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной комиссии Центрального территориального округа г.о. Тольятти при Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и разработке индивидуальных программ предоставлении социальных услуг по результату рассмотрения заявления ФИО1 о пересмотре индивидуальной программы предоставления социальных услуг № о пересмотре индивидуальной программы предоставления социальных услуг – незаконным, признать действия комиссии выраженными в нарушении законодательства в установлении степени ухода и занижении степени ухода, не учтении мнения врачей и не опросе лиц, производящих уход, незаконными. На основании заключения врачей врачебной комиссии и показаний свидетелей обязать комиссию признать, что состояние здоровья ФИО1 в соответствии с требованиями Приказа № (Приложение № к Положению об оценки индивидуальной нуждаемости граждан предоставления отдельных форм социального обслуживания Таблица № Определение степеней индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания) соответствует 9 степени ухода. Обязать комиссию пересмотреть решение об установлении степени ухода и установить степень ухода в соответствии с заключением врачебной комиссии и состоянием здоровья. Признать, что действия и бездействия комиссии привели к нарушению процедуры признания нуждающимся и нарушению требований закона. Признать, что территориальная комиссия министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области нарушила требования закона при первичном и повторном признании нуждающихся граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания, составлении и пересмотре ИППСУ: нарушение ст.4, 9, 14, 15, 16, 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ответы на письма); Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2014 № 848 «Об утверждении порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории <адрес>»; Постановления Правительства Самарской области №863 от 30.12.2014 «Порядок предоставления социальных услуг населению поставщиками социальных услуг Самарской области» (п.3.12); Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Положение об оценки индивидуальной нуждаемости Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области», Порядок признания нуждающимся в социальном обслуживании и Порядок пересмотра индивидуальной программы, не проведения анализа медицинских данных. Обязать территориальную комиссию признать заключение врачей ГП № <адрес>, областной клинической больницы <адрес>, что ФИО1 не способна к самообслуживанию, не способна к самостоятельному передвижению, не способна самостоятельно вставать, не способна самостоятельно стоять, не способна самостоятельно пересаживаться с кровати на кресло, пищу и питье может принимать только лежа, нуждается в постоянном постороннем уходе. Обязать территориальную комиссию в связи с заключением аллергологов о непереносимости запахов, духов, табака и другого, посещать больного с отсутствием данных запахов. Обязать территориальную комиссию при заполнении таблиц шкал оценки возможности выполнения элементарной и сложной деятельности согласно Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «Положение об оценки индивидуальной нуждаемости Министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области» руководствоваться мнением осуществляющих постоянный уход (сиделок), работающих по договору, согласно требованиям Приказа №. Дать им возможность самостоятельно ответить на вопросы и подписаться под своими ответами. Обязать территориальную комиссию включить в программу ИППСУ услуги по необходимости в соответствии с требованиями Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Положение об оценки индивидуальной нуждаемости Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области» Приложение №3 к Положению об оценки индивидуальной нуждаемости.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социально – демографической и семейной политики Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились истец ФИО1 и Министерство социально-демографического развития и семейной политики Самарской области.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение и удовлетворить требования полностью, приводит доводы аналогичные в суде первой инстанции.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение и отказать в иске полностью, учитывая, что комиссии хорошо известны индивидуальные особенности личности ФИО1 склонной к аггравации, преувеличению зависимости от посторонней помощи, желанию привлечь к себе повышенное внимание, более того при неоднократных выходах результативного диалога построить с ФИО1 не представилось возможным по причине запахов парфюма от членов комиссии по её мнению, усталости и нежелания разговаривать, комиссией принято решение в конкретной ситуации применить метод наблюдения и расспроса не гражданина, а лиц, осуществляющих уход. В целях проведении оценки индивидуальной нуждаемости, комиссия осуществила выход по месту жительства истца и провела наблюдение, расспрос и анкетирование самой гражданки и ее представителя. По результатам изучения возможности выполнения различных видов жизнедеятельности, комиссией было принято решение об установлении ФИО1 6 степени индивидуальной нуждаемости, что подтверждает законность действий комиссии в период пересмотра программы в 2022 г.
В заседании судебной коллегии представитель истца – ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, против доводов апелляционной жалобы Министерства, возражал.
Представитель ответчика Министерства социально-демографического развития и семейной политики Самарской – ФИО5 возражала против доводов апелляционной жалобы, поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе Министерства.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
С 01.01.2015 правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1 этого закона, далее - Федеральный закон N 442-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Статьей 9 Федерального закона N 442-ФЗ закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг, право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и право на участие в составлении индивидуальных программ.
Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 442-ФЗ).
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 442-ФЗ).
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченной организацией, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации или в уполномоченной организации (ст. 16 данного Закона).
Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2014 № 848 «Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области» определяющим условия и механизм признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе признание нуждающимся в социальном обслуживании на территории Самарской области. Разработка индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) осуществляется Министерством социально – демографической и семейной политики Самарской области через территориальные комиссии, созданные при министерстве. Определение индивидуальной потребности обратившегося гражданина в социальных услугах, осуществляется в соответствии с приказом Министерства Социально – демографической и семейной политики Самарской области от 23.01.2015 № 22 «Об отдельных вопросах оценки индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания (Далее – Приказ № 22).
Согласно п. 3.1 Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области, процедура признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании проводится по его заявлению или заявлению его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращению в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления или организаций на основании и в пределах полномочий, установленных для них законодательством. Заявление подается в Комиссию в письменном виде или в электронной форме с приложением документов, указанных в пункте 1 приложения 1 к названному Порядку, которые заявитель должен представить самостоятельно. Документы и (или) сведения, указанные в пункте 2 приложения 1 к названному Порядку, Комиссия запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия, если гражданин (его законный представитель) не представил их Комиссии по собственной инициативе.
Процедура признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании проводится Комиссией по месту его жительства (пребывания). Заседание Комиссии проводится не позднее пяти рабочих дней с даты подачи заявления (с учетом документов, полученных от заявителя или в рамках межведомственного взаимодействия) (п. 3.2) Процедура признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется членами Комиссии в виде изучения представленных им документов, содержащих сведения о медицинских, социально-бытовых, социально-экономических, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина, акта оценки индивидуальной нуждаемости, опроса гражданина (его законного представителя) (п. 3.4).
Решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии и подписывается председателем Комиссии и членами Комиссии (п. 3.5).
О принятом решении гражданин информируется Комиссией в письменном виде или электронной форме в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления (п. 3.9).
Для гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании, разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ), которая утверждается председателем Комиссии. ИППСУ пересматривается в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина, но не реже чем раз в три года. Пересмотр ИППСУ осуществляется с учетом результатов реализованной ИППСУ. Порядок пересмотра ИППСУ определяется приказом министерства. ИППСУ составляется в двух экземплярах, один из них, подписанный председателем Комиссии, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления, второй экземпляр остается в Комиссии по месту жительства (пребывания) гражданина.
В случае несогласия гражданина (или его законного представителя) с решением Комиссии он вправе обжаловать его, обратившись с письменным заявлением в министерство.
Пунктом 1.6 Положения об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания, утвержденного приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 23.01.2015 № 22 установлено, что оценка индивидуальной нуждаемости проводится при первичном признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или при пересмотре индивидуальной программы, необходимости изменения формы социального обслуживания, увеличения установленного максимального объема рекомендуемого социального обслуживания на дому. Повторная оценка индивидуальной нуждаемости осуществляется с учетом результатов реализации индивидуальной программы.
Оценка индивидуальной нуждаемости включает: оценку условий жизнедеятельности гражданина, необходимых для определения его потребностей; выявление факторов риска, отягощающих или способствующих возникновению ухудшения условий жизнедеятельности гражданина; изучение возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности в соответствии с соответствующей методикой (приложение № 1 к Положению); выявление факторов, положительно влияющих на условия жизнедеятельности гражданина, в том числе анализ активности гражданина по преодолению имеющихся ограничений; установление степени индивидуальной нуждаемости в предоставлении социального обслуживания (далее - степень индивидуальной нуждаемости) (приложение № 2 к Положению); определение формы социального обслуживания (на дому, стационарное); определение возможности и объема участия трудоспособных родителей, супругов, совершеннолетних детей в оплате социальных услуг при предоставлении стационарного социального обслуживания их родственникам; установление максимального объема социального обслуживания на дому (приложение № 3, № 4 к Положению) (п. 1.7 Положения).
Показаниями к социальному обслуживанию на дому для лиц пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов является индивидуальная нуждаемость в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Социальное обслуживание на дому может предоставляться лицам с 1 - 10 степенью индивидуальной нуждаемости.
Оценка индивидуальной нуждаемости проводится территориальной комиссией, созданной при Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – Комиссия), в рамках рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
В случае первичного признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании оценка индивидуальной нуждаемости проводится на основании документов и сведений, необходимых в соответствии с действующим законодательством, для предоставления социальных услуг и по результатам анкетирования, опроса гражданина (или его законного представителя).
В случае пересмотра ИППСУ оценка индивидуальной нуждаемости проводится в соответствии с Порядком пересмотра индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденным приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Изучение возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности проводится с помощью анкетирования, осуществляемого с использованием 2-х шкал: шкалы оценки возможностей выполнения элементарной деятельности (по основным рангам основана на шкале Бартела) и шкалы оценки возможностей выполнения сложных действий (по основным рангам основана на шкале Лаутона) в целях определения: зависимости от любой посторонней помощи (физической, словесной, наблюдения); возможностей самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности; выраженности и предполагаемой длительности нуждаемости в посторонней помощи причин ее вызывающих.
Уровень зависимости от посторонней помощи определяется членами Комиссии либо по их поручению иными специалистами в сфере социального обслуживания оптимальным для конкретной ситуации методом: путем непосредственного наблюдения либо расспроса гражданина, его друзей, родственников, лиц, осуществляющих уход. При применении шкал выбранные ответы на вопросы должны отражать реальные действия гражданина. Оценка проводится на основании информации о гражданине в предшествующие 24-48 часов.
Пересмотр ИППСУ осуществляется при изменении индивидуальной потребности получателя социальных услуг в социальных услугах, либо потребности в постороннем уходе, в том числе при необходимости увеличения объемов предоставления социального обслуживания, изменения формы и продолжительности предоставления социального обслуживания, и при истечении срока действия реализованной ИППСУ, но не реже чем раз в три года при изменении индивидуальной потребности в социальных услугах.
Пересмотр ИППСУ осуществляются Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области по месту жительства (пребывания) граждан через территориальные комиссии, созданные при министерстве, состав которых утверждается приказом Министерства.
Пересмотр ИППСУ осуществляется на основании письменного заявления получателя социальных услуг или заявления его законного представителя о выдаче новой ИППСУ или поставщика социальных услуг. Заявление составляется в свободной форме с обязательным указанием обстоятельств, возникновение которых привело к необходимости пересмотра ИППСУ. Заявление подается в Комиссию в письменном виде или в электронной форме. К заявлению по желанию получателя социальных услуг могут прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности получателя социальных услуг.
Комиссией заполняется заключение о выполнении ИППСУ получателя социальных услуг, предусмотренной ее формой в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Оценка результатов реализации ИППСУ указывается на основании анализа реализации ИППСУ применительно к изменению условий жизнедеятельности и (или) возможностей получателя социальных услуг самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, таких как самопередвижение и самообслуживание.
Пересмотр осуществляется путем анкетирования и опроса гражданина (или его законного представителя), по результатам которого составляется Акт оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в предоставлении отдельных форм социального обслуживания по форме, установленной приложением № к Положению об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания, утвержденному приказом министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Анкетирование и опрос осуществляются в порядке, установленном Положением об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания.
Председателем Комиссии либо, в случае его отсутствия, заместителем председателя Комиссии подписывается заключение о выполнении действующей ИППСУ получателя социальных услуг и утверждается новая ИППСУ получателя социальных услуг на основании акта оценки индивидуальной нуждаемости или акта определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе (для граждан, проживающих в муниципальных образованиях Самарской области, определенных пилотными территориями в рамках реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами), опроса гражданина (его законного представителя).
Новая ИППСУ составляется в двух экземплярах, один из них, подписанный председателем Комиссии либо заместителем председателя Комиссии, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления, второй экземпляр остается в Комиссии по месту жительства (пребывания) гражданина.
Решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии и подписывается председателем Комиссии, заместителем председателя Комиссии и членами Комиссии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана нуждающейся в социальном обслуживании и ей разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг № №
Срок действия ИППСУ установлен на 3 года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
С данной ИППСУ ФИО1 ознакомлена, о чем свидетельствует собственноручная подпись на последней странице программы, так же ей был вручен второй экземпляр, о чем также имеется подпись.
Согласно ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе акту оценки индивидуальной нуждаемости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было согласовано предоставление социальных услуг в месяц - 138 услуг со временем оказания услуг - 5280 и более. Приказом № в редакции на тот период времени определен максимальный объем рекомендуемого социального обслуживания на дому.
ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел поступило письмо директора АНО «ЦСОН «Тольяттинский» с информацией об электронном обращении представителя ФИО8 с просьбой пересмотра ИППСУ 1 ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ в территориальную комиссию поступило заявление ФИО1 о пересмотре ИППСУ 1 вместе с копиями медицинских документов. В тот же день, в АНО «ЦСОН «Тольяттинский» направлено письмо с поручением проведения оценки уровня зависимости от посторонней помощи и оформления проекта акта оценки индивидуальной нуждаемости.
Служебным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № от АНО «ЦСОН «Тольяттинский» направлены оценка уровня зависимости от посторонней помощи и проект акта оценки индивидуальной нуждаемости с установленной степенью индивидуальной нуждаемости 6.
При оценке уровня зависимости от посторонней помощи и при заполнении акта оценки индивидуальной нуждаемости от ДД.ММ.ГГГГ принимали участие социальные работники организации: ФИО6, ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ - через 5 рабочих дней с даты подачи заявления ФИО1 разработана новая ИППСУ № № учетом 6 степени нуждаемости и услуг, оказываемых по предыдущей программе.
Заключение о выполнении ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ № № сформировано ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению о выполнении ИППСУ от 2019 г., программа выполнена не полностью. Причиной неполного выполнения явилось то, что ФИО1 не была востребована социально-медицинская услуга - помощь в организации госпитализации и (или) сопровождение нуждающихся в стационарные медицинские организации. Все остальные услуги (социально-бытовые, все оставшиеся социально-медицинские, социально- психологические, социально-правовые) выполнены.
Также в установленный законом срок ФИО1 направлено уведомление о пересмотре ИППСУ.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения закона, пришел к выводу о том, что при пересмотре в 2022г. ИППСУ, при проведении оценки индивидуальной нуждаемости ФИО1, в нарушение требований Порядка пересмотра ИППСУ сотрудниками территориальной комиссии анкетирование и опрос ФИО1 не проводился, равно как и опрос ее законного представителя, в результате чего акт оценки индивидуальной нуждаемости истца составлен без ее непосредственного опроса, а на основании пояснений работников социальной службы, что в свою очередь повлияло на установление степени индивидуальной нуждаемости, в связи с чем, признал решение территориальной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по результатам пересмотра ИППСУ, в нарушении требований Порядка пересмотра ИППСУ незаконным и обязал территориальную комиссию пересмотреть индивидуальную программу предоставления социальных услуг в соответствии с Порядком пересмотра ИППСУ и Положением об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания, утвержденными Приказом Министерства социально - демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № путем опроса и анкетирования гражданина (или его законного представителя).
Разрешая требования ФИО1 о признании незаконными действий комиссии ввиду того, что не было учтено мнение врачей и не опрошены лица, производящие за ней уход, в связи с чем, на основании заключения врачей врачебной комиссии и показаний свидетелей истец просит обязать комиссию признать, что состояние здоровья ФИО1 в соответствии с требованиями Приказа № соответствует 9 степени ухода, возложив обязанность пересмотреть решение об установлении степени ухода и установить степень ухода в соответствии с заключением врачебной комиссии и состоянием здоровья, суд исходил из того, что при признании ФИО1 нуждающейся в социальном обслуживании и пересмотре ИППСУ в 2022 г. территориальной комиссией изучены представленные ею медицинские документы, им дана оценка, опрошены лица, осуществляющие за ней уход, а именно социальные работники, при этом заявитель, не имеет права устанавливать круг лиц, на основании наблюдений которых, будут составляться документы комиссии. Между тем, при пересмотре ИППСУ ФИО1 путем ее опроса, либо опроса ее законного представителя, при оценке индивидуальной нуждаемости, медицинские документы будут оцениваться заново, на основании чего будет составлен новый Акт оценки индивидуальной нуждаемости, по результатам чего комиссией будет установлена степень индивидуальной нуждаемости. Поскольку степень индивидуальной нуждаемости устанавливается территориальной комиссией, суд первой инстанции и определил, что не может быть возложена обязанность на данного ответчика установить истцу 9 степень нуждаемости.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», на который ссылается истец, определены классификации, которые используются при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности. До настоящего времени инвалидность ФИО1 не установлена. Территориальные комиссии определяют степень нуждаемости в социальном обслуживании и руководствуются другими нормативно - правовыми актами. Согласно Приказу Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, степень индивидуальной нуждаемости определяется не в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, а на основании непосредственного наблюдения либо опросов гражданина, лиц, осуществляющих уход, родственников с помощью шкал оценки возможности выполнения элементарной деятельности и сложных действий.
Также суд не нашел оснований для возложения обязанности в отношении членов комиссии посещать истца с отсутствием запахов духов, табака, признания заключений врачей ГП № <адрес>, областной клинической больницы <адрес>, о том, что ФИО1 не способна к самостоятельному передвижению, самостоятельно стоять, пересаживаться с кровати на кресло, принимать пищу и питье может только лежа, нуждается в постоянном постороннем уходе, поскольку при пересмотре ИППСУ медицинские документы будут изучены заново, иные обязанности не предусмотрены.
Каких-либо иных нарушений при пересмотре ответчиком ИППСУ в 2022 г. судом не установлено. Так, по заявлению ФИО1 новая ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ разработана в установленный срок, выдана представителю по доверенности ФИО8, экземпляр получен ФИО1, что подтверждается ее подписью. Акт оценки индивидуальной нуждаемости подписан с разногласиями, однако законодательство предусматривает только ознакомление заявителя с актом, но не согласование. Заключение о выполнении ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ № № сформировано ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению о выполнении ИППСУ от 2019 г., программа выполнена не полностью. Причиной неполного выполнения явилось то, что ФИО1 не была востребована социально-медицинская услуга - помощь в организации госпитализации и (или) сопровождение нуждающихся в стационарные медицинские организации. Все остальные услуги (социально-бытовые, оставшиеся социально-медицинские, социально- психологические, социально-правовые) выполнены. На электронное письмо в Министерство от ДД.ММ.ГГГГ и почтовым отправлением в территориальный отдел от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, на письмо от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ ДД.ММ.ГГГГ.
Также ФИО1 заявлены требования о признании незаконной процедуры при признании ее нуждающейся в социальном обслуживании в 2019 <адрес> установлено судом первой инстанции, экземпляр ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ № № выдан ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует ее подпись в экземпляре ИППСУ. С содержанием ИППСУ получатель была ознакомлена, согласна, о чем также свидетельствует ее подпись. Таким образом, о нарушении своего права ФИО1 было известно еще в 2019 г., при этом решение комиссии от 2019 г. ею не обжаловалось. Срок действия ИППСУ от 2019 г. истек, так же как и срок исковой давности по требованиям о признании незаконными действий при признании ее нуждающейся в социальном обслуживании и разработке ИППСУ в 2019 г., о применении которого было заявлено стороной ответчика, ввиду чего в удовлетворении указанных требований ФИО1 отказано.
Требования о возложении обязанности на территориальную комиссию при заполнении таблиц шкал оценки возможности выполнения элементарной и сложной деятельности согласно Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «Положения об оценки индивидуальной нуждаемости Министерства социально- демографической и семейной политики <адрес>» руководствоваться мнением осуществляющих постоянный уход (сиделок), работающих по договору, согласно требованиям Приказа №, дать им возможность самостоятельно ответить на вопросы и подписаться под своими ответами, а также включить в программу ИППСУ услуги по необходимости в соответствии с требованиями Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Положения об оценки индивидуальной нуждаемости Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>» Приложение № к Положению об оценки индивидуальной нуждаемости, суд первой инстанции также оставил без удовлетворения, поскольку при пересмотре ИППСУ территориальная комиссия руководствуется требованиями данного Приказа с учетом опроса самого гражданина, его законного представителя, которые будут проанкетированы и на основании чего будет составлен Акт оценки, а также включены в программу ИППСУ услуги, в соответствии с требованиями данного приказа, с учетом установленной степенью индивидуальной нуждаемости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права и противоречат письменным материалам дела. Данные доводы являлись предметом оценки суда первой инстанции, которые подробно изложены в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебного акта. Ссылка ответчика на Акт комиссионного выходы в целях оценки индивидуальной нуждаемости ФИО1 судебная коллегия отклоняет, поскольку данный Акт составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия судом оспариваемого решения.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, Министерства социально – демографической и семейной политики <адрес>, без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 29 мая 2023 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, Министерства социально – демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: