Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-716/2024 (33-14386/2023;) от 06.12.2023

Судья: Чернышкова Л.В.         гр. дело № 33–716/2024 (33-14386/2023)

(номер дела суда первой инстанции 2–2981/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2024 года                        г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего – Евдокименко А.А.,

судей – Ивановой Е.Н., Куршевой Н.Г.,

при секретаре – Меньшовой В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Г.В. к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным бездействия и отказ в назначении пенсии, назначении пенсии по выслуге лет,

по апелляционной жалобе Волкова Г.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29 мая 2023 года.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Волков Г.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным бездействия и отказ в назначении пенсии, назначении пенсии по выслуге лет.

В обоснование заявленных требований указал, что 13 сентября 2017 года решение Сызранского городского суда Самарской области от 11.02.2010 вступило в законную силу. Данным решением ЛОВД на ст. Сызрань обязано засчитать истцу в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с 24 ноября 1989 года по 27 апреля 1992 года из расчёта один день военной службы за два дня государственной службы. Решение исполнено ответчиком. <данные изъяты> Р.М.Байгулов 13.09.2017 года проверил и подписал расчёт выслуги лет, где период военной службы по призыву с 24 ноября 1989 года по 27 апреля 1992 года был включён в стаж государственной службы в органах внутренних дел в льготном исчислении, согласно вышеназванного решения суда. Расчётом выслуги лет подтверждается, что на момент увольнения истца из органов внутренних дел 19.12.2005 года выслуга для назначения пенсии составила 20 лет 19 дней. Вышеназванный расчёт был предоставлен в Отдел пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области (далее ОПО ЦФО ГУ МВД РФ по Самарской области) для согласования. 20 сентября 2017 года <данные изъяты> сообщил, что ОПО ЦФО ГУ МВД России по Самарской области пенсионный расчёт не принял, сославшись на решения Октябрьского районного суда г. Самары от 22 августа 2011 года, от 6 февраля 2013 года и на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 года. ОПО ЦФО ГУ МВД РФ по Самарской области уклонился от рассмотрения документа, который был предоставлен кадровым подразделением для назначения пенсии, сославшись на обстоятельства, которые не имеют значения к разрешению вопроса о назначении пенсии. 16 мая 2022 года истец обратился в пенсионный орган ГУ МВД РФ по Самарской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет и приложил копию расчёта выслуги лет, которым подтверждалась необходимая выслуга для назначения пенсии за выслугу лет. Ответа из пенсионного органа ГУ МВД РФ по Самарской области на заявление о назначении пенсии до настоящего времени истец не получил. Считает бездействия ОПО ЦФО ГУ МВД РФ по Самарской области не законными, противоречащими действующему пенсионному законодательству и нарушающими права истца, закреплённые в ч.1 ст. 39 Конституции РФ. Со дня увольнения со службы с 19.12.2005 года пенсия за выслугу лет не назначена. Тогда как расчёт выслуги лет от 13.09.2017 года составленный, заверенный и предоставленный в пенсионный орган в соответствии с Приказом МВД РФ № 418 подтверждает наличие выслуги на момент увольнения из органов внутренних дел 20 лет 19 дней.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил признать незаконным бездействие и отказ ОПО ЦФО ГУ МВД РФ по Самарской области в назначении пенсии по выслуге лет, обязать ОПО ЦФО ГУ МВД РФ по Самарской области назначить ему пенсию по выслуге лет с момента возникновения права на неё с 19.12.2005года.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 29 мая 2023 года постановлено: «Исковые требования Волкова Г.В. к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным бездействия и отказ в назначении пенсии, назначении пенсии по выслуге лет оставить без удовлетворения».

В апелляционной жалобе Волков Г.В. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МВД России по Самарской области – Алюков Д.И. (по доверенности) возражал против доводов апелляционной жалобы истца, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

Истец Волков Г.В. заблаговременно представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, в установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы истца Волкова Г.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившегося представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.

Судом установлено и из материалов дела следует, что с 24.11.1989 по 27.04.1992 Волков Г.В. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ.

С 02.09.1992 по 19.12.2005 Волков Г.В. проходил службу в ЛОВД на ст. Сызрань, уволен 19.12.2005г. из органов внутренних дела на основании п. «а» ст. 19 Закона «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1, действовавшего до 01.03.2011 (по собственному желанию).

30.06.2010г. отделом кадров ЛОВД на ст. Сызрань был составлен расчет выслуги лет Волкова Г.В. для назначения пенсии, который с необходимым пакетом документов был направлен в Центр пенсионного обеспечения, являющийся подразделением ГУВД по Самарской области, осуществляющим назначение пенсии. В числе представленных документов было решение Сызранского городского суда Самарской области от 11.02.2010г., которым ЛОВД на ст. Сызрань было обязано включить Волкову Г.В. в стаж государственной службы период военной службы по призыву с 24.11.1989 по 27.04.1992 в льготном исчислении из расчета 1 день военной службы за 2 дня государственной службы,

При этом, ГУВД по Самарской области расчет выслуги лет не согласовало, пенсию ему не назначило.

13.09.2017г. отделом кадров ЛОВД на ст. Сызрань составлен расчет выслуги лет Волкова Г.В. для назначения пенсии, где период военной службы по призыву с 24 ноября 1989 года по 27 апреля 1992 года был включён в стаж государственной службы в органах внутренних дел в льготном исчислении, согласно вышеназванного решения суда. Расчётом выслуги лет подтверждается, что на момент увольнения истца из органов внутренних дел 19.12.2005года выслуга для назначения пенсии составила 20 лет 19 дней. Вышеназванный расчёт был предоставлен в Отдел пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения ГУ МВД по Самарской области для согласования.

Однако ГУВД по Самарской области расчет выслуги лет не согласовало, пенсия истцу до настоящего времени не назначена. Доказательств обратного не представлено.

16 мая 2022 года истец обратился в пенсионный орган ГУ МВД РФ по Самарской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет и приложил копию расчёта выслуги лет. Ответа из пенсионного органа ГУ МВД РФ по Самарской области на заявление о назначении пенсии до настоящего времени истец не получил, в связи с чем, обратился в суд с настоящими исковым заявлением.

Из пояснений представителя ответчика следует, что указанные Волковым Г.В. требования и доводы ранее являлись предметом рассмотрения и оценки как ГУ МВД РФ по Самарской области, так и судебных инстанцией, были признаны необоснованными. 26.08.2020 Волкову Г.В. был направлен письменный ответ, в соответствии с которым переписка с ним на основании части 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" была прекращена с подробным обоснований решений, принятых по поставленным вопросам и указанием реквизитов предыдущих ответов.

Из материалов дела следует, что решением Сызранского городского суда Самарской области от 11.02.2010г., вступившим в законную силу 05.04.2010, ЛОВД на ст. Сызрань обязано засчитать Волкову Г.В. в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с 24 ноября 1989 года по 27 апреля 1992 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 658-Ф3, федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Статьей 17 Закона РФ от 18.04.1991 года №1026-1 «О милиции», действовавшего на момент увольнения Волкова Г.В., определено, что сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Из ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.2004 N64202-1 следует, что работодателем сотрудника органов внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а такие порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Статус сотрудника милиции определен Законом о милиции, Положением о службе в ОВД. Типовые должности сотрудников ОВД определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Так, вопросы, связанные с подсчетом стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных госслужащих, его подтверждением регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 и приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 09.12.2004 №312, согласно которых в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах госслужбы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших госслужбу, и их семей законами субъектов РФ включается продолжительность госслужбы других видов, а также периоды замещения госдолжностей субъектов РФ муниципальной службы.

Обязательным условием назначения пенсии государственному служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, является то обстоятельство, что на момент освобождения от должности он имел право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), а также стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и непосредственно перед увольнением замешал должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.04.2003 N6247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» установлено, что назначение федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчет её размера осуществляются Пенсионным фондом РФ.

Процедуру обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии за выслугу лет, порядок се назначения и перерасчета регулируют соответствующие Правила, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития от 30.07.2003 N944.

Так пунктом 6 раздела 3 названных Правил установлено, что заявление о назначении пенсии рассматривает кадровая служба федерального органа, в котором федеральный служащий замешал должность федеральной службы перед увольнением. Представление о назначении пенсии за выслугу лет, при соблюдении всех установленных условий, утверждается руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением Прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от федеральных органов осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, который, на основании документов, подтверждающих стаж государственной службы, принимает решение о назначении государственному служащему пенсии за выслугу лет, либо об отказе в ее назначении. Также Пенсионным фондом, при возникновении соответствующих обстоятельств принимается решение о приостановлении (возобновлении) государственным служащим.

Проанализировав перечисленные выше нормы, суд первой инстанции пришел к выводу, что органом, осуществляющим пенсионное обеспечение государственных служащих, является Пенсионный фонд Российской Федерации, а не Министерство внутренних дел Российской федерации. В данном случае, ГУ МВД России по Самарской области не является органом, уполномоченным разрешать вопрос о назначении Волкову Г.В. пенсии за выслугу лет как государственному служащему.

Для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен иной, льготный порядок исчисления и назначения пенсии. Начисление и выплата пенсии сотрудникам органов внутренних дел производится по нормам и в порядке, закрепленном Законом от 12.02.1993 No4468-l «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон N04468-1). Названным нормативным актом установлены виды пенсий и условия, определяющие право на их получение.

Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 Закона N64468-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт «а»), вместе с тем, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

В соответствии со ст.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.2004 No4202-1 сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних которым, в установленном настоящим Положением порядке, присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Следовательно, по своему содержанию термин «служба» включает в себя только периоды нахождения на должностях, имеющих специальные звания. «Выслуга», выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы, однако включает в себя также и периоды, не относящиеся к службе, так, например, согласно статье 63 Положения о службе в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Такой порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением военной и иной приравненной к ней службы, позволяет увеличивать выслугу лет для сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсии, что нашло свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 №6-П.

Порядок исчисления выслуги лет, порядок назначения и выплаты пенсий и пособий сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Правительства 22.09.1993 года N6941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В статье 1 Постановления № 5941 приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Пунктом 5 Постановления № 941 предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии военной службы по призыву независимо от места службы, в календарном исчислении.

Так из материалов дела следует, что Волков Г.В. на основании своего рапорта, был уволен из органов внутренних дел приказом СУВДТ МВД России от 19.12.2005г. N0282 л/с, выслуга лет на момент увольнения составила 17 лет 07 месяцев 12 дней, следовательно, оснований для назначения Волкову Г.В. пенсии за выслугу лет по линии МВД России не имеется.

В статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных (Законом "О трудовых пенсиях в Российской федерации"), имеют право на одновременные получение пенсии по выслуге лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств».

Таким образом, для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен иной, льготный порядок исчисления выслуги лет и назначения пенсии.

Изложенное выше подтверждается также решениями Октябрьского районного суда г. Самары от 22.08.2011 по гражданскому делу № 2-3364/11 по исковому заявлению Волкова Г.В. к ГУ МВД России по Самарской области, вступившим в законную силу 13.10.2011, которым исковые требования Волкова Г.В. к ГУ МВД России по Самарской области об обязании произвести расчет и выплату пенсии за выслугу лет с 19.12.2005 были оставлены без удовлетворения, а также от 06.02.2013 по гражданскому делу № 2-474/13 по исковому заявлению Волкова Г.В. к ГУ МВД России по Самарской области о признании права на пенсию за выслугу лет в органах внутренних дел, вступившим в законную силу 25.04.2013, которым у удовлетворении требований Волкова Г.В. было отказано.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При рассмотрении гражданского дела № 2-509/10 по иску Волкова Г.В. к ЛОВД на ст. Сызрань о перерасчете выслуги лет, ГУ МВД России по Самарской области к участию в деле не привлекалось, указанным решением право на получение пенсии за выслугу лет по линии МВД России за Волковым Г.В. не признавалось.

Из представленных материалов также усматривается, что Волков Г.В. неоднократно обращался с письменными обращениями к ответчику, на которые ему давались письменные ответы по существу.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального Закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Переписка с гражданином по вопросу, на который ему ранее давался ответ, прекращается решением руководителя органа внутренних дел по мотивированному заключению о признании неоднократного обращения безосновательным. От имени органа внутренних дел гражданину письменно сообщается о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам, и указанием реквизитов предыдущих ответов (пункт 135 Инструкции).

26 августа 2020 года врио начальника ГУ МВД полковником полиции Токаревым А.В. утверждено заключение по результатам рассмотрения обращения гражданина Волкова Г.В., согласно которому обращение Волкова Г.В., было признано безосновательным и принято решение о прекращении с ним переписки в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального Закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.

26 августа 2020 года Волкову Г.В. был направлен письменный ответ о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам и указанием реквизитов предыдущих ответов.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае правовых оснований для назначения Волкову Г.В. пенсии за выслугу отсутствует, в связи с чем отказал в их удовлетворении, поскольку выслуга лет на момент увольнения истца составила 17 лет 07 месяцев 12 дней.

В связи с чем доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными, как не нашедшими своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Волкова Г.В. является правильным.

Указанные в апелляционной жалобе доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волкова Г.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-716/2024 (33-14386/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Волков Г.В.
Ответчики
ГУ МВД России по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.12.2023[Гр.] Передача дела судье
23.01.2024[Гр.] Судебное заседание
13.02.2024[Гр.] Передано в экспедицию
12.02.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее