Дело №
УИД 91RS0№-44
РЕШЕНИЕ
20 декабря 2023 года <адрес>
Судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым Гордиенко О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля – заведующего отделом лесной охраны – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-275/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики Крым, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу места жительства: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля – заведующего отделом лесной охраны – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №ЛО-275/2023 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
На указанное постановление ФИО1 подана жалоба в порядке статей 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В поданной жалобе заявитель просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку положения статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации, которыми введено ограничение пребывания граждан в лесах, не устанавливает полного запрета на посещение лесов. Кроме того, в обоснование наличия оснований для отмены обжалуемого постановления заявитель ФИО1 указывает на то, что не была уведомлена о времени и месте рассмотрения протокола по делу об административном правонарушении. Также, заявитель указывает на то, что должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, вследствие чего необоснованно не были применены положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, допускающие возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, а также положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которым предусмотрена возможность назначения административного штрафа менее минимального размера, установленного санкцией статьи.
О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 уведомлена надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.
Органом лесной охраны, должностным лицом которого составлены протокол и вынесено обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, явка полномочного представителя при наличии данных о надлежащем уведомлении не обеспечена.
Учитывая надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания, принимая во внимание положения статьи 25.15, пункта 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с предписаниями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
С учетом вышеназванных положений процессуального закона судом в полном объеме исследованы материалы дела №ЛО-275/2023, изучены доводы жалобы, проверены обстоятельства привлечения ФИО1 к административной ответственности и установлено нижеследующее.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 2 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
В силу предписаний подпункта «а» пункта 46 Правил граждане при пребывании в лесах обязаны соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, установленные пунктами 8 - 11 настоящих Правил.
В пункте 47 Правил специально оговорено, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), принимают решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Согласно Приказу Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (опубликован ДД.ММ.ГГГГ) на территории Республики Крым на период с 00 ч 00 мин ДД.ММ.ГГГГ введен особый противопожарный режим, которым включает введение запрета на посещение гражданами лесов, кроме случаев,предусмотренных законом (пункт 2 Приказа).
Пунктом 4 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-осн Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым поручено обеспечить выполнение комплекса мероприятий по мониторингу пожарной обстановки на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Особый противопожарный режим отменен с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-осн.
Осуществление лесной охраны производится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка лесная охрана осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках полномочий в соответствии со статьями 83 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе осуществление может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, а также муниципальными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов (далее - органы лесной охраны)
Пунктами 2,3 Порядка предусмотрено, что лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны (далее - должностные лица лесной охраны). Систематическое патрулирование лесов осуществляется посредством осмотра территорий в границах лесничеств в целях, установленных частью 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации, проводимого должностными лицами лесной охраны по маршрутам патрулирования лесов в соответствии с пунктами 8 - 10, 12 настоящего Порядка, с периодичностью, определенной в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Порядка.
Установление маршрута патрулирования лесов и его описание осуществляются в том числе на основании анализа информации о местах (предполагаемых и (или) фактических) совершения нарушений лесного законодательства, материалов дистанционного мониторинга использования лесов, сезонных изменений, развития лесной и нелесной инфраструктуры, особенностей использования лесов, природно-климатических условий. При необходимости допускается изменение маршрута патрулирования (пункт 9).
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при осуществлении патрулирования лесов для целей и в рамках реализации прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, установленных статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации, должностные лица, осуществляющие лесную охрану, имеют право проводить фото- и (или) видеофиксацию с использованием соответствующих технических средств, а также использовать иные технические средства, в том числе беспилотные летательные аппараты, которые могут обеспечить картографические, картометрические и фотограмметрические измерения.
В соответствии с пунктом 16 Порядка при выявлении в ходе патрулирования лесов признаков нарушения гражданами, пребывающими в лесах, требований, указанных в части 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - правонарушение), должностные лица лесной охраны принимают меры по пресечению правонарушения, установлению виновного лица, привлечению его к предусмотренной законом ответственности (в том числе осуществляют (обеспечивают) документарную и техническую фиксацию, сохранение признаков и следов правонарушения (информации о правонарушении), а также принятию иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе направленных на возмещение вреда вследствие правонарушения.
В случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом лесной охраны принимаются меры в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, должностными лицами ГКУ РК «Северо-западное объединенное лесничество» в ходе патрулирования ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 05 минут в квартале 19 выделе 6 Алуштинского участкового лесничества Алуштинского лесничества (КП «Южная Демерджи») была выявлена гражданка ФИО1, которая осуществляла проезд по территории вышеуказанного лесного участка на лошади, в период ограничения пребывания граждан в лесах, въезда в них транспортных средств при веденном особом противопожарном режиме на территории Республики Крым.
По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ участковым государственным инспектором по охране леса составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1
Протокол об административном правонарушении составлен полномочным должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для разрешения дела, в протоколе отражены.
Протокол составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому были разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, а также процессуальные права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол подписан ФИО1 с указанием в пояснениях на то, что никаких предупреждений о запрете прохода по территории горного массива Демерджи не было, запрещенных предметов, которые бы могли способствовать пожару, при себе не имела.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности на основании постановления заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля – заведующего отделом лесной охраны – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-275/2023.
Между тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 должностным лицом административного органа не было учтено следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с предписаниями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03. 2005 года № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку названный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Данные меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц применимы и при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении.
Проверяя соблюдение вышеуказанных требований процессуального закона при привлечении к административной ответственности ФИО1, судом установлено следующее.
Так, из материалов дела следует, что определением заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля – заведующего отделом лесной охраны – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 по факту зафиксированного в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ в 09:15 минут по адресу: <адрес>, каб.34.
Указанное определение направлено на имя ФИО1 по адресу: <адрес>.
Ввиду отсутствия сведений относительно уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, на дату рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ, определением от указанной даты рассмотрение дал отложено на ДД.ММ.ГГГГ в 09:00 часов.
Копия определения направлена на имя ФИО1 по тому же адресу: <адрес>.
Направленное извещение возвращено в адрес административного органа без вручения адресату ДД.ММ.ГГГГ с отметкой оператора почтовой связи на конверте «по истечении срока хранения».
Полагая такое уведомление заявителя надлежащим, должностным лицом административного органа дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ФИО1
Суд учитывает, что в силу предписаний части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, приведенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Однако проверяя сведения относительно надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности в порядке статьи 29.7 КоАП РФ, должностным лицом административного органа не было учтено, что уведомление направлено по неверному адресу места жительства ФИО1
Так, согласно данным паспорта гражданина РФ серии 24 14 №, выданного ФМС ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства: <адрес>.
Факт проживания заявителя по указанному адресу также подтверждается ответом УВМ МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Именно указанный адрес проживания указан в составленном в отношении ФИО1 протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который ФИО1 подписала, подтвердив, тем самым, достоверность внесенных в протокол сведений в части персональных данных.
Вследствие допущенной ошибки при направлении почтовой корреспонденции в адресе проживания ФИО1 такое уведомление не может быть признано судом надлежащим.
Доказательств того, что должностным лицом предпринимались иные меры, направленные на извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы дела не содержат.
При этом дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ФИО1, копия постановления вручена ДД.ММ.ГГГГ в 12:20 после рассмотрения дела.
Установленные выше обстоятельства, с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяют сделать вывод о рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями процессуального закона.
Несоблюдение требований указанной выше нормы о рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем уведомлении, является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
Данные обстоятельства не были проверены должностным лицом Министерства при вынесении обжалуемого постановления, им не была дана соответствующая оценка.
Подобное рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает установленным статьями 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, а также требованиям процессуального закона относительно всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Определяя возможность возращения дела на новое рассмотрение, суд учитывает, что срок давности привлечения административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, составляет один год и на момент рассмотрения дела не истек.
Таким образом, вследствие установленных процессуальных нарушений обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассматривать.
В связи с отменой постановления по вышеуказанным основаниям суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы, поскольку они подлежат оценке должностным лицом административного органа при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу административного органа следует учесть изложенное в настоящем решении, выяснить и оценить обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, заявленные доводы и собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым, -
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля – заведующего отделом лесной охраны – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-275/2023 - удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля – заведующего отделом лесной охраны – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-275/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (<адрес>, 295022).
В удовлетворении остальной части жалобы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись О.А. Гордиенко