УИД 37RS0021-01-2022-000737-20
Дело № 2-643/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
с участием:
представителей истицы - Веселова М.Е., Веселовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Веселовой Л.М. к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району о признании незаконным расчета совокупного дохода, возложении обязанности выполнить перерасчет субсидии, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Веселова Л.М. обратилась в Фурмановский городской суд Ивановской области с иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району (далее ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району) о признании незаконным расчета совокупного дохода, возложении обязанности выполнить перерасчет субсидии, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования обоснованы тем, что истец постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, и имеет право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В <ДД.ММ.ГГГГ> Веселова Л.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении субсидии, и решением ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району она была ей предоставлена на период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>. Поскольку с размером представленной субсидии истец не согласилась, то <ДД.ММ.ГГГГ> она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении расчета ее совокупного дохода. <ДД.ММ.ГГГГ> поступил ответ, с которым Веселова Л.М. не согласна, считает, что ответчик неверно применил действующее законодательство, что повлекло уменьшение положенного размера субсидии и причинение истцу материальных убытков. С <ДД.ММ.ГГГГ> Веселова Л.М. обучается по очной форме обучения в ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, и не имеет иных доходов, кроме академической стипендии и государственной социальной помощи в виде социальной стипендии и материальной помощи. Истец полагает, что ее совокупный доход, подлежащий учету при определении размера субсидии, составляет 7.060 рублей, среднедушевой доход 1.176 рублей 66 копеек. При расчете совокупного дохода ответчик включил в доход Веселовой Л.М. социальную стипендию и материальную помощь, выплаченную по месту учебы, совокупный доход составил 68.177 рублей 05 копеек, среднедушевой доход 11.362 рубля 84 копейки. Государственные социальные стипендии, являются мерами социальной поддержки, выплачиваются за счет федерального бюджета и не подлежат учету при расчете среднедушевого дохода при расчете субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, также не подлежала учету материальная помощь, оказанная истцу в соответствии с Положением ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова от <ДД.ММ.ГГГГ>. Веселова Л.М. с учетом заявления об изменении иска (л.д. 171) просит признать незаконным расчет размера субсидии, выполненный ответчиком, возложить на ответчика обязанность выполнить перерасчет субсидии с учетом среднедушевого дохода Веселовой Л.М. за период с <ДД.ММ.ГГГГ>., исключив из совокупного дохода социальную стипендию и материальную помощь, в соответствии с нормами действующего законодательства, взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 5.000 рублей, судебные расходы в размере 6.000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Истица Веселова Л.М. в судебное заседание не явилась, доверяет представлять свои интересы Веселову М.Е. и Веселовой В.В.
Представители истицы Веселов М.Е. и Веселова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, а также дополнительных письменных заявлений (л.д. 152, 186).
Представитель ответчика – Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району Груздева О.Н. и представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области Павлова Н.Н. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 178, 179), согласно представленным возражениям и отзыву на исковое заявление просят в удовлетворении иска отказать, поскольку в п. 35 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не указано какие конкретно виды социальной помощи не учитываются при исчислении размера совокупного дохода гражданина, полагают, что социальная стипендия не является социальной выплатой, в связи с чем расчет ответчика соответствует требованиям закона. В случае удовлетворения иска просят учесть, что истицей не представлено доказательств причинения ей морального вреда, просят снизить расходы по оплате услуг представителя по составлению иска в суд до разумных пределов (л.д. 153-154, 155-156).
Суд, выслушав представителей истицы, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют, в том числе наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда.
Согласно ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу нормативного предписания ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Согласно п. 20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Согласно п. 21 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В период с 01.07.2021 по 30.06.2022 Постановлением Правительства Ивановской области от 25.02.2022 № 95-п «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг» региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальному образованию Фурмановское городское поселение в отопительный период на одиноко проживающего гражданина были установлены в размере 5.173 рублей 88 копеек, в межотопительный период в размере 2.688 рублей 65 копеек.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (п. 43 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Согласно п. 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
Согласно п. 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором ст. 5 и ст. 6-12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом: а) видов доходов, указанных в п. 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан.
Согласно п. 35 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при исчислении размера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: а) виды доходов, указанных в абзаце двенадцатом подпункта «д» пункта 1 (кроме надбавок и доплат ко всем видам выплат, указанных в этом подпункте), пунктах 2 и 3 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512; другие виды материальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи, оказываемой гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме указанных в п.п. «б» и «г» пункта 34 настоящих Правил.
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи. Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (п.п.п 37, 38, 39 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Согласно п. 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с п. 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов.
Во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» Правительством Российской Федерации утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Согласно пп. «д» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах.
Согласно п. 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия студентам является одним из видов стипендии.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Согласно ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Согласно п. 13 Приказа Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» государственная социальная стипендия назначается студентам, получившим государственную социальную помощь.
Согласно п. 14 Приказа Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» студентам первого и второго курсов, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости "отлично" или "хорошо" или "отлично" и "хорошо" и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя - инвалида I группы, назначается государственная академическая и (или) государственная социальная стипендия в повышенном размере. Сумма указанных стипендий не может составлять менее величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации за IV квартал года, предшествующего году, в котором осуществлялось формирование стипендиального фонда этой федеральной государственной образовательной организации высшего образования.
Согласно п.п. 1, 2 Правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1390 стипендиальный фонд формируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Под стипендиальным фондом за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - стипендиальный фонд) понимаются средства федерального бюджета, предусматриваемые организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования (далее - организация), на выплату государственных академических стипендий студентам, государственных социальных стипендий студентам, государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, именных стипендий, стипендий Президента Российской Федерации, стипендий Правительства Российской Федерации и стипендий слушателям подготовительных отделений в установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" случаях, назначаемых обучающимся по очной форме обучения в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Согласно п. 3 Правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1390 федеральным государственным образовательным организациям высшего образования в составе стипендиального фонда предусматриваются: средства на повышение государственных академических стипендий и (или) государственных социальных стипендий студентам первого и второго курсов, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично» и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя - инвалида I группы.
Судом установлено, что Веселова Л.М. с <ДД.ММ.ГГГГ> зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 44), данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истицы Веселовой В.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 49) и сообщением органов ЗАГС (л.д. 38). Веселова Л.М. пользуется квартирой на основании договора найма жилого помещения от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 32-33). Следовательно, Веселова Л.М., как наниматель жилого помещения по договору найма жилых помещений частного жилищного фонда, в соответствии с ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также из материалов дела следует, что истица Веселова Л.М. с <ДД.ММ.ГГГГ> обучается по очной форме обучения в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имении Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
<ДД.ММ.ГГГГ> Веселова Л.М. обратилась в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением на предоставление государственной услуги, просила предоставить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире по адресу: <адрес> (л.д. 41).
Решением ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району <№>С/3 от <ДД.ММ.ГГГГ> заявление Веселовой Л.М. о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире по адресу: <адрес> было удовлетворено, назначена субсидия на период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 40). При этом при расчете совокупного дохода Веселовой Л.М. ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району включило в расчет, в том числе, суммы полученной социальной стипендии и материальной помощи по месту учебы (л.д. 23-24). Всего в расчетный период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> доход Веселовой Л.М. составил 68.177 рублей 05 копеек, их них: академическая стипендия 7.060 рублей, социальная стипендия 44.623 рубля 56 копеек, материальная помощь 16.493 рубля 59 копеек (л.д. 46 оборот, 121).
На основании заявления Веселовой Л.М. от <ДД.ММ.ГГГГ> о выплате субсидии за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ей была выплачена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 16.320 рублей 34 копеек (л.д. 24), если бы среднедушевой доход Веселовой Л.М. рассчитывался без учета социальной стипендии и материальной помощи, размер выплаченной субсидии составил бы 22.589 рублей 48 копеек (л.д. 170).
Положением ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от <ДД.ММ.ГГГГ> установлена материальная помощь некоторым категориям студентам. Основной целью оказания материальной помощи является повышение социальной защищенности студентов, которые проходят обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета (п. 1.2); ежеквартальная материальная помощь предоставляется студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, для получения материальной помощи студент должен предоставить справку уполномоченного органа о назначении государственной социальной помощи обучающемуся с указанием даты оказания социальной помощи, выданной на имя обучающегося (п. 2.1.8) (л.д. 122-133).
При расчете совокупного дохода одиноко проживающей Веселовой Л.М. для определения размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району включило в ее доход социальную стипендию и материальную помощь, выплаченные по месту учебы.
Суд, учитывая положения ст.ст. 5 и 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приходит к выводу, что Российская Федерация в целях реализации права каждого человека на образование приняла на себя обязательства в период получения граждан, нуждающихся в социальной поддержке, образования по их финансовому обеспечению. При этом в силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендии и материальная помощь, предусмотренные законодательством об образовании являются мерами социальной поддержки. При этом в силу ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия является одним из видом стипендии и назначается социально незащищенным студентам: являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на определенном перечне воинских должностей, а также студентам, получившим государственную социальную помощь.
В силу п. 14 Приказа Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» размер государственной социальной стипендии в повышенном размере зависит от размера прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации за IV квартал года, предшествующего году, в котором осуществлялось формирование стипендиального фонда этой федеральной государственной образовательной организации высшего образования.
Поскольку размер государственной социальной стипендии в повышенном размере устанавливается в зависимости от размера прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, суд приходит к выводу, что данный вид стипендии является мерой социальной поддержки для успешно обучающихся студентов 1 и 2 курсов.
Из содержания п.п. 1, 2 Правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1390 стипендиальный фонд формируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, судом установлено, что государственная социальная стипендия является мерами социальной поддержки, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета. Следовательно, государственные социальные стипендии в силу положений ст. 1 и ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» являются социальными пособиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи - безвозмездно предоставляемой гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данный вывод суда подтверждается также фактом того, что основанием для получения государственной социальной стипендии является справка о том, что лицу, претендующему на получение социальной стипендии, назначена государственная социальная помощь.
Поскольку государственные социальные стипендии являются социальными пособиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, суд приходит к выводу, что размер выплаченной истице социальной стипендии в силу п. 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 и п. 35 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не подлежал учету при расчете совокупного дохода Веселовой Л.М. при определении размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Также суд отмечает, что у ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району не имелось оснований при расчете совокупного дохода Веселовой Л.М. учитывать сумму материальной помощи, полученной истицей по месту учебы, поскольку в силу пп. «д» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 в доходе гражданина учитывается материальная помощь безработным гражданам, а также материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости. Однако Веселова Л.М. на учете в центре занятости не состоит и не получает дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
На основании изложенного суд приходит к твердому убеждению, что из совокупного дохода Веселовой Л.М. за расчетный период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> при определении размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежащей выплате с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, подлежат исключению суммы выплаченных в расчетном периоде материальной помощи и социальной стипендии.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что расчет совокупного дохода истицы Веселовой Л.М. за расчетный период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> при определении размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплаченных истице в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, является незаконным, в целях восстановления нарушенных прав истицы на ответчика следует возложить обязанность произвести перерасчет субсидии, исключив из совокупного дохода истицы суммы выплаченных социальной стипендии и материальной помощи.
Согласно ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Защита гражданских прав, в том числе личных неимущественных прав, осуществляется гражданами различными способами, в том числе путем заявления требования о компенсации морального вреда (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из разъяснений, содержащихся в п. 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Истица просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5.000 рублей, обосновывая размер компенсации морального вреда переживаниями, вызванными незаконным расчетом совокупного дохода истицы, что повлекло недополучение ею субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что негативно сказалось на уровне жизни истицы.
Судом установлено, что расчет совокупного дохода истицы выполнен ответчиком с нарушением установленного порядка, что повлекло неправильный расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Исходя из характера причинённых истице нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, учитывая, что как следует из правовой позиции, изложенной в определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 № 48-КГ18-28, меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы денежную компенсацию морального вреда в размере 5.000 рублей. Суд считает, что определенный в такой сумме размер компенсации морального вреда согласуется с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения истца, а также соответствует нарушенных нематериальных благ истца, характеру и степени нравственных страданий истца, индивидуальным особенностям его личности и способствует восстановлению баланса.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу абз. 2 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе - расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно п.п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах; разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Суд, учитывая, что исковые требования истицы судом удовлетворены, истица, в пользу которой состоялось решение суда, имеет право на возмещение понесенных ею судебных расходов, в том числе расходов по оплате услуг представителя по составлению иска в суд.
Истица просит взыскать с ответчика расходы по составлению искового заявления в суд в размере 6.000 рублей (л.д. 184-185). Данные расходы суд считает необходимыми по основаниям ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи, с чем возлагает их возмещение истице на ответчика. Суд, учитывая продолжительность и сложность рассматриваемого дела, объем работы, проведенной представителем истца при составлении искового заявления, объем оказанной истцу юридической помощи, фактическую занятость лица, составляющего иск при, учитывая, что рекомендациями «О порядке оплаты вознаграждения за юридическую помощь адвоката», утвержденных Решением Совета Адвокатской палаты (с изменениями и дополнениями от 24.01.2020) вознаграждение за составление искового заявления в суд общей юрисдикции установлено в размере не менее 5.000 рублей, принимая во внимание, что в силу ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и ст. 1.1 Закона г. Москвы от 04.10.2006 № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» истица имела возможность по получению юридической помощи бесплатно, учитывая, что расходы Веселовой Л.М. действительные и подтверждены документально, считает справедливым и разумным взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения судебных расходов по составлению иска в суд 5.500 рублей.
Истица при обращении с иском в суд уплатила государственную пошлину в сумме 600 рублей (л.д. 10), расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск Веселовой Л.М. к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району о признании незаконным расчета совокупного дохода, возложении обязанности выполнить перерасчет субсидии, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконными действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по расчету совокупного дохода Веселовой Л.М. за расчетный период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> при определении размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплаченных Веселовой Л.М. в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.
Возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району обязанность произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплаченной Веселовой Л.М. в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, исключив из совокупного дохода Веселовой Л.М. суммы выплаченных социальной стипендии и материальной помощи.
Взыскать с Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району в пользу Веселовой Л.М. компенсацию морального вреда в размере 5.000 рублей, в счет возмещения расходов по составлению иска в суд 5.500 рублей, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 600 рублей, а всего взыскать 11.100 (одиннадцать тысяч сто) рублей.
Весмелова Л.М. ИНН <№>.
Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району ИНН <№>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: _______________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>