Дело № 2-1230/2022
УИД 55RS0006-01-2022-001484-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года
Советский районный суд города Омска в составе председательствующего Ерофеевой Н.А., при секретаре Подвигиной К.С., помощнике судьи Смоленцевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Мельникова Константина Алексеевича к ООО «Ремонтно-механический завод «ГПН-ОНПЗ», ГУ - Отделение ПФ РФ по Омской области о возложении обязанности по корректировке индивидуального лицевого счета персонифицированного учета застрахованного лица в части трудового стажа за периоды работы во вредных условиях труда с указанием кода льготы,
УСТАНОВИЛ:
Мельников К.А. обратился в суд с иском к ООО «Ремонтно-механический завод «ГПН-ОНПЗ», ГУ - Отделение ПФ РФ по Омской области о возложении обязанности по корректировке индивидуального лицевого счета, указав, что в сведениях лицевого счета представленных ГУ- ОПФ РФ по Омской области, работодатель ООО «Ремонтно-механический завод «ГПН-ОНПЗ» проставил код льготы по Списку № 2 тогда, как его работа относится к Списку № 1, с учетом уточнений просил обязать ООО «Ремонтно-механический завод «ГПН-ОНПЗ» произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета его лицевого счета и сдать в ГУ – Отделение ПФ РФ по Омской области корректирующие сведения в лицевой счет за периоды работы с …. по …. в качестве слесаря по ремонту технологических установок 3 и 4 разрядов, с указанием кода льготы по особым условиям труда, предусмотренной позицией …. раздела X «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 – слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке № 1 1991 года.
В судебном заседании истец Мельников К.А. заявленные требования, с учетом уточнений, поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Смолянчук М.А. (по доверенности) позицию своего доверителя поддержал, просил заявленные требования с учетом уточнений, удовлетворить.
Представитель ООО «РМЗ «ГПН-ОНПЗ», АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Байер Е.Ю. (по доверенности) суду пояснила, что организация не располагает сведениями о полной занятости истца на работах, предусмотренных Списком № 1.
Представитель ответчика ГУ - Отделение ПФ РФ по Омской области Зайбель О.С. (по доверенности) требования не признала, пояснив, что спорный период работы истца не включены в специальный стаж, поскольку не подтверждается полная занятость по Списку № 1.
Свидетели …. в судебном заседании подтвердили, что совместно работали с истцом, журналы учета рабочего времени за период с … года до …. года они не вели, поскольку работодатель до них не доводил данную информацию.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, эксперта, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации как в социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе принципа равенства граждан (ст.19 части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03.06.2004 №11-П по делу о проверке конституционности положений ст. 28 и 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и подтверждена в Определении от 27.06.2005 №231-О по жалобе гражданина К.А. Галева).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.
Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу 01.01.2015, установлено, что страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
На основании ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения в действие нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Согласно позиции 11000000-18547 раздела X «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке № 1, а именно: перегонки, крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов; каталитического риформинга; перегонки сланцевых и угольных смол; пиролиза сернистых нефтепродуктов; ректификации ароматических углеводородов; компримирования и фракционировки газов, содержащих сероводород и окись углерода; сернокислотного алкилирования, этилирования бензина; кислотной, селективной гидроочистки и депарафинизации нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива; дефеноляции вод; парафина; церезина, меркаптанов; катализаторов, присадок к нефтепродуктам; кокса; синтетических продуктов из нефтесырья; полукоксования твердого топлива; очистки газов от сернистых соединений, окиси углерода; гидрирования твердого топлива и сернистых нефтепродуктов; синтеза углеводородов; переработки продуктов гидрирования, синтеза, полукоксования, коксования и газификации твердого топлива; обезмасливания и раскислени щелочных отходов; электрообессоливания и обезвоживания, стабилизации, гидроочистки сероводородосодержащей нефти и газового конденсата, получения элементарной (газовой) серы.
Мельников К.А. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» с 17.12.2002.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», а также «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, к заявлению обратившегося за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих работах.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец трудоустроен в организации ответчика с …. года был принят слесарем по ремонту технологических установок 3 разряда в цех № 30 общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «Сибнефть-ОНПЗ» (далее – ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ»). Согласно информации, содержащейся в личной карточке Т-2 и приказе № …., выполнял работы в группе по ремонту насосно-компрессорного оборудования № 2; …. года присвоен 4 разряд слесаря по ремонту технологических установок; …. года переведен слесарем по ремонту технологических установок 4 разряда. Согласно информации, содержащейся в личной карточке Т-2, выполнял работы в группе по ремонту насосно-компрессорного оборудования № 3. С … года ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ» переименовано в общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ» (далее – ООО «РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ»); …. года присвоена смежная профессия стропальщика; …. года присвоен 5 разряд слесаря по ремонту технологических установок и переведен на должность слесаря по ремонту технологических установок 5 разряда. Согласно информации, содержащейся в личной карточке Т-2, выполнял работы в группе по ремонту насосно-компрессорного оборудования № 3. На указанном рабочем месте выполнял работы до 05.12.2017 года.
Работа Мельникова К.А. в период с …. года по …. года в цехе № 30 ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ» и ООО «РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ» в качестве слесаря по ремонту технологических установок 3 и 4 разрядов подтверждается информацией, содержащейся в трудовом договоре и дополнительном соглашении к трудовому договору, личной карточке …, приказах №№ …, справке от …года, справках №№ …, табелями учета рабочего времени и расчетными листками на имя Мельникова К.А.
Согласно содержания пункта 4 трудового договора, пункта 3 дополнительного соглашения к трудовому договору, приказа № 000054 о приеме на работу и справок №№ 60, 93, 33 датой начала работы Мельникова К.А. в ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ» является 16.07.2004 года.
Подпунктами «а» и «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ № 665 установлено, что Списки № 1 и № 2 1956 года применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работах с тяжелыми условиями труда, для учета периодов выполнения соответствующих работ имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно выписки ЕГРЮЛ от … года основным видом деятельности Акционерного общества «Газпромнефть-Омский НПЗ» (далее –АО «Газпромнефть-Омский НПЗ») является производство нефтепродуктов.
В выписке ЕГРЮЛ от.. года основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «ГПН-ОНПЗ» (далее – ООО «РМЗ «ГПН-ОНПЗ»), ранее носившего согласно справки о переименовании названия ООО «РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ» и ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ», указан ремонт машин и оборудования.
ООО «РМЗ «ГПН-ОНПЗ» (ранее – ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ», ООО «РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ») выполняют ремонт оборудования (технологических установок) АО «Газпромнефть-Омский НПЗ».
В позиции 11000000 раздела X «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка № 1 1991 года перечислены следующие производства: перегонки, крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов; каталитического риформинга; перегонки сланцевых и угольных смол; пиролиза сернистых нефтепродуктов; ректификации ароматических углеводородов; компримирования и фракционировки газов, содержащих сероводород и окись углерода; сернокислотного алкилирования, этилирования бензина; кислотной, селективной гидроочистки и депарафинизации нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива; дефеноляции вод; парафина; церезина, меркаптанов; катализаторов, присадок к нефтепродуктам; кокса; синтетических продуктов из нефтесырья; полукоксования твердого топлива; очистки газов от сернистых соединений, окиси углерода; гидрирования твердого топлива и сернистых нефтепродуктов; синтеза углеводородов; переработки продуктов гидрирования, синтеза, полукоксования, коксования и газификации твердого топлива; обезмасливания и раскисления щелочных отходов; электрообессоливания и обезвоживания, стабилизации, гидроочистки сероводородосодержащей нефти и газового конденсата, получения элементарной (газовой) серы.
Позицией 11000000-18547 раздела X Списка № 1 1991 года предусмотрены слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке № 1 1991 года.
Пунктом 5 Разъяснения № 5 определено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях установлены Федеральным законом № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ «б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России № 987н (действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 19 февраля 2017 года - даты вступления в силу приказа Министерства труда России № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России № 987н).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 21, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца десятого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее также - Федеральный закон № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона № 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона № 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 названного закона).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательства и отражение ее результатов в судебном решении является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Суд в силу части 2 статьи 12 и части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для правильного разрешения гражданских дел.
Исходя из предмета спора и основания заявленного Мельниковым К.А. иска обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, являлась оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса по занимаемой истцом должности.
Указанное обстоятельство, в том числе с учетом нормативно-правового регулирования проведения специальной оценки условий труда, относится к области специальных познаний.
Согласно части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определением суда по настоящему делу проведена государственная экспертиза условий труда.
Согласно экспертному заключению № … Министерства труда и социального развития Омской области, в оспариваемые периоды работы с … по … года Мельников К.А. выполнял работы в структурах цеха № …ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ» и ООО «РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ».
Согласно представленных положений о цехе ремонтно-механический цех по ремонту технологического оборудования № … является функциональным структурным подразделением ООО "РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ» (ранее – ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ»).
В состав цеха входят: механическая группа; группа по ремонту насосно-компрессорного оборудования № 1; группа по ремонту насосно-компрессорного оборудования № 2; группа по ремонту насосно-компрессорного оборудования № 3; группа по ремонту торцовых уплотнений; участок по ремонту и техническому обслуживанию технологических установок; общецеховой персонал.
Основной задачей цеха № …. является своевременное и качественное выполнение ремонтов и обслуживание динамического оборудования Омского нефтеперерабатывающего завода (АО «Газпромнефть-Омский НПЗ») и других заказчиков, изготовление и ремонт запасных частей динамического оборудования с высоким качеством и в соответствии с требованиями нормативной и технической документации, техническими условиями и регламентами, стандартами предприятия согласно заказам или заключенным договорам.
Для выполнения поставленных задач цех № …. выполняет следующие функции: организация и выполнение комплекса мероприятий по ремонту, обслуживанию, входному контролю, замене, пуско-наладочным работам и испытаниям насосно-компрессорного и прочего динамического оборудования и грузоподъемных механизмов технологических установок Омского нефтеперерабатывающего завода и других заказчиков в соответствии с заказами или заключенными договорами; организация и выполнение комплекса мероприятий по ремонту запасных частей для динамического оборудования Омского нефтеперерабатывающего завода и других заказчиков, изготовлению запасных частей, нестандартных изделий в соответствии с заказами или заключенными договорами, в строгом соответствии с требованиями нормативной и технической документации (чертежами, техническими условиями и т.п.); организация и выполнение комплекса мероприятий по ремонту всех видов торцовых уплотнений технологических установок Омского нефтеперерабатывающего завода и других заказчиков в соответствии с заказами или заключенными договорами; составление ведомостей объема ремонтных работ, графиков проведения ремонта оборудования; регулирование хода производственного процесса, принятие мер по взаимодействию подразделений цеха между собой, а также со смежными подразделениями предприятия; определение потребности цеха в материально-технических ресурсах в соответствии с заказами или заключенными договорами, надлежащие их учет и хранение, рациональное использование; обеспечение соблюдения требований внутреннего документооборота по хозяйственным операциям; участие в проведении инвентаризации собственных основных средств и материальных ценностей; осуществление ступенчатого производственного контроля согласно положению предприятия о системе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды; обеспечение эффективной эксплуатации и сохранности инструмента, технологической оснастки, оборудования, здания цеха; осуществление в установленном порядке мероприятий по техническому перевооружению и модернизации цеха, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, эффективному использованию средств учета, повышению качества ремонта оборудования технологических установок и изготовления запасных частей к нему, снижение затрат на выпускаемую продукцию; участие в разработке оперативных планов производства; планирование, учет и составление отчетности о производственной деятельности цеха, аттестации и рационализации рабочих мест, анализ достигнутых технико-экономических показателей; разработка и осуществление мероприятий, направленных на выявление и использование внутренних резервов повышения производительности труда; расстановка и целесообразное использование кадров; создание безопасных условий труда, реализация организационно-технических мероприятий по устранению причин и условий, порождающих производственный травматизм, обеспечение соблюдения технологической и трудовой дисциплины; участие в присвоении разрядов рабочим цеха в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий; реализация природоохранных мероприятий; благоустройство и содержание территории, закрепленной за цехом в чистоте и порядке.
В представленных штатных расписаниях, в структурах цеха № ….(ремонтно-механический цех по ремонту технологического оборудования) ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ» и ООО «РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ» на участке по ремонту насосно-компрессорного оборудования в группах по ремонту насосно-компрессорного оборудования № 2 и № 3 предусмотрены профессии слесаря по ремонту технологических установок 3, 4 и 5 разрядов.
Согласно представленной должностной инструкции, основной задачей слесаря по ремонту технологических установок является качественное и своевременное выполнение ремонта технологического оборудования на технологических установках производств первичной переработки нефти, битума, кокса; глубокой переработки нефти и алкилирования бензинов; масел, присадок и смазок; ароматических углеводородов и вторичной переработки нефтепродуктов; товарного производства Омского нефтеперерабатывающего завода, цехового оборудования, а так же оборудования других объектов.
В должностные обязанности слесаря по ремонту технологических установок входят: получение перед началом работы инструктажа и наряда-допуска (на действующих технологических установках) на производство ремонтных работ и работ на высоте, допуска на работы пневматическим и электрическим инструментом, грузоподъемными механизмами, на производство огневых и газоопасных работ; оперативное и точное выполнение указаний, поручений, распоряжений и приказов непосредственного руководителя, касающихся его производственной деятельности; качественное выполнение порученной работы в соответствии с требованиями нормативной и технической документации, со сдачей выполненных работ с первого предъявления; соблюдение требований нормативной, технической и технологической документации при проведении ремонтных работ; использование при работе исправного оборудования, инструмента и приспособлений; выполнение слесарной обработки деталей и узлов с применением высокоскоростных электрических и пневматических шлифовальных машинок; разборка, ремонт и сборка узлов и оборудования в условиях напряженной и плотной посадок; осуществление статической и динамической балансировки роторов; проведение дефектовки ремонтируемого оборудования, составление дефектной ведомости; испытание, регулировка и сдача оборудования после ремонта; изготовление приспособлений для сборки и монтажа ремонтируемого оборудования; выполнение опрессовки торцовых уплотнений разного типа; выполнение разборки, ремонта, сборки тяжеловесного технологического обрудования, деталей трубопроводов и арматуры с применением грузоподъемных механизмов и др. работы.
Согласно содержания приказов о закреплении рабочих цеха № …, слесарь по ремонту технологических установок Мельников К.А. в период с … года по … года был закреплен за технологическими установками Омского нефтеперерабатывающего завода: …, реагентным хозяйством.
Согласно содержания раздела 1.1 технологического регламента … в структуру установки …. производства микросферического цеолитсодержащего катализатора крекинга входит три технологических блока: …. – блок по производству цеолита; … – блок по производству носителя – активной окиси алюминия; …К – блок по производству микросферических цеолитсодержащих катализаторов крекинга.
В состав блока … входят: отделение синтеза цеолита, предназначенное для осаждения геля и кристаллизации цеолита; ионного обмена цеолита; фильтрации цеолита; локальной очистки стоков; отделение термопаровой стабилизации цеолита БСЦ-1 и БСЦ-2, предназначенное для распылительной сушки и прокалки цеолита; зарядки цеолита в РЗЭ-форму; санитарной очистки теплоносителя; отделение получения хладагента и водоподготовки (отделение ХБ).
Согласно информации, содержащейся в разделе 3.1 технологического регламента … блок …. с … года введен в производства микросферического цеолитсодержащего катализатора крекинга в качестве блока по производству цеолита.
Метод производства заключается в синтезе, промывке и ионных обменах цеолита.
Согласно таблицы 1 технологического регламента ТР …. цеолит является компонентом катализатора крекинга.
Технология получения цеолита включает в себя следующие процессы: синтез цеолита – включает в себя процессы приемки и подготовки растворов; приготовления коллоидной затравки; осаждения алюмокремнегеля; кристаллизации цеолита NaY; промывка и ионный обмен цеолита – включает в себя процессы промывки исходного цеолита; первого ионного обмена; промывки цеолита после первого ионного обмена; второго ионного обмена; промывки цеолита после второго ионного обмена; промывки цеолита после первой стадии стабилизации и третьего ионного обмена; промывки цеолита после второй стадии стабилизации и четвертого ионного обмена; локальной очистки стоков; сушка, прокалка и зарядка цеолита – включает в себя процессы ввода катионов перед первой стадией стабилизации; распылительной сушки цеолита на первой стадии стабилизации; мокрой очистки теплоносителя на первой стадии стабилизации; прокалки цеолита на первой стадии стабилизации; третьего ионного обмена; ввода катионов перед второй стадией стабилизации; распылительной сушки цеолита на второй стадии стабилизации; мокрой очистки теплоносителя на второй стадии стабилизации; прокалки цеолита на второй стадии стабилизации; четвертого ионного обмена; в холодильном блоке осуществляются процессы получения хладагента, рассольный и аммиачный цикл и процесс водоподготовки.
В состав блока … входят: отделение приготовления растворов, предназначенное для приготовления растворов алюмината натрия; приготовления раствора аммиачной селитры; приема и откачки раствора редкоземельных элементов; отделение осаждения гидроксида алюминия; отделение сушки глины, предназначенное для подготовки теплоносителя; сушки глины бентонитовой; гидратации и активации глины бентонитовой и каолина обогащенного; отделение фильтрации в котором осуществляется промывка переосажденного гидроксида алюминия; пептизация промытого гидроксида алюминия; гидратация и активация ZSM-5; составление композиции; локальная очистка стоков; и в состав которого входит реагентное хозяйство.
Согласно информации, содержащейся в пунктах …технологического регламента ТР …, блок … года введен в производство микросферического цеолитосодержащего катализатора крекинга в качестве блока по производству носителя – активной окиси алюминия.
Метод приготовления алюминийсодержащего компонента заключается в сушке, гидратации и активации бентонитовой глины или гидратации и разжижения каолина, осаждения гидроксида алюминия, промывке и пептизации гидроксида алюминия.
Согласно таблицы 1 технологического регламента …. компонент алюминийсодержащий применяется для приготовления композиции катализатора крекинга.
Алюминийсодержащий компонент катализатора крекинга состоит из переосажденной гидроокиси алюминия и глины. Алюминийсодержащий компонент при выпуске катализаторов марки М и ДС является носителем второго активного компонента – цеолита типа ZSM-5.
Технологический процесс получения алюминийсодержащего компонента включает в себя: прием раствора редкоземельныхэлементов – раствор редкоземельныхэлементов поступает на блок в железнодорожных вагон-цистернах, автомобильных цистернах и насосами перекачивается в емкости блока; приготовление раствора алюмината натрия – для приготовления используются раствор едкого натра и гидроксид алюминия, которые взаимодействуют при нагреве; приготовление раствора аммиачной селитры – производится в мешалке путем перемешивания подогретой воды и аммиачной селитры; осаждение гидроксида алюминия – осуществляется при взаимодействии раствора сернокислого алюминия с алюминатом натрия; промывку гидрокиси алюминия – осуществляется промывной водой; подготовку цеолита типа ZSM-5 – приготовление суспензии цеолита со структурой ZSM-5 осуществляется в мешалке; пептизацию гидрокиси алюминия – заключается в обработке суспензии переосажденного гидроксида алюминия азотной кислотой; сушку бентонитовой глины, гидратацию, активацию и диспергизацию глины – в процессе приготовления суспензии бентонитовой глины осуществляется сушка глины в потоке горячего воздуха с последующей гидратацией в воде, активацией с использованием раствора аммиачной селитры и прокачкой через дезинтегратор; приготовление суспензии каолиновой глины – осуществляется в формовочной машине, гидратация обогащенного каолина представляет собой процесс набухания глины в воде в течение 6 часов; составление композиции алюминийсодержащего компонента – осуществляется из переосажденного гидроксида алюминия и диспергированной суспензии глины в установленном для вырабатываемой марки катализатора соотношении; локальную очистку стоков – представляет собой сбор образующихся стоков по принадлежности (щелочные, слабокислые, нейтральные) и взаимную нейтрализацию отдельных потоков.
Пунктом 4.7.6.6 технологического регламента ТР 2-009-304-2020 предусмотрен следующий перечень основных опасностей, возникающих в технологическом процессе работы блока: наличие высоких температур до 900 оС, а также открытого огня в топках и печах; возможность взрыва, загорания углеводородов в случае разгерметизации трубопроводов и аппаратов; накопление статического электричества; наличие электрооборудования, работающего под высоким напряжением; наличие и применение пара с давлением до 1,2 МПа (12,0 кгс/см2); наличие горючих, токсичных паров и газов углеводородов, способных образовывать в смеси с воздухом взрывоопасные концентрации; наличие лотков, колодцев, канализации кислых стоков с возможностью выделения паров углеводородов; наличие процесса коррозии в аппаратах и трубопроводах; наличие оборудования, имеющего движущиеся и вращающиеся части.
В состав блока Г-43-6К входят: отделение приготовления растворов (отделение СБ), предназначенное для приготовления раствора жидкого стекла; приготовления раствора сернокислого алюминия; приготовления раствора аммиака; отделение синтеза и мокрых обработок алюмосиликата (отделение МО), предназначенное для формовки и синерезиса алюмосиликата; активации и промывки алюмосиликата; локальной очистки стоков; отделение сушки и прокалки катализатора (отделение СП), предназначенное для подготовки композиции катализатора; распылительной сушки и прокалки; хранения катализатора.
Из изложенного, установка … с входящими в ее состав блоками (установками)… предназначена для выпуска химических продуктов, которые входят в состав катализаторов крекинга.
Реагентное хозяйство входит в структуру отделения фильтрации блока …. В отделении фильтрации происходят промывка, пептизация, гидратация и т.д., т.е. процессы производства химического продукта, входящего в состав катализаторов крекинга.
Следовательно, установка Г-43-6 с входящими в ее состав блоками (установками) …. относится к производству катализаторов. Производство катализаторов предусмотрено позицией ….аздела X Списка № 1 1991 года.
Мельникова К.А. в период работы с …. года … года работал в должности слесаря по ремонту технологических установок ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ» и ООО «РМЗ «Газпромнефть-ОНПЗ», выполнял работы, по условиям труда, предусмотренные позицией … раздела X Списка № … года – слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке № 1, 1991 года.
По результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2005 году, в строке 110 карты АРМ № 193 отмечено право работников, занятых на рабочем месте слесаря по ремонту технологических установок цеха № 30 ООО «РМЗ «Сибнефть-ОНПЗ», на льготное пенсионное обеспечение на основании Списков № 1 и № 2 1991 года при занятости не менее 80 процентов рабочего времени. С картой АРМ № 193 Мельников К.А. ознакомлен под подпись …. года.
Таким образом, работа, выполнявшаяся Мельниковым К.А. в период с … по … года в обществе с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «Сибнефть-ОНПЗ» и обществе с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ» в должности слесаря по ремонту технологических установок 3 и 4 разрядов, является работой, по условиям труда, предусмотренной позицией …. раздела X «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от …. года № 10 – слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке № …. года.
В соответствии с частью 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Из изложенного следует, что заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое должно оцениваться судом не произвольно, а в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в системе действующих положений закона. При этом, оценивая доказательства, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо мотивов несогласия с выводами проведенной по делу судебной экспертизы ответчиками не приведено.
Эксперт Дюжев Ю.А. в судебном заседании подтвердил, что им проведена экспертиза условий труда по Списку № 1. На основании расчета занятости, предоставленного работодателем, занятость составляет более 80 процентов, в списочных цехах занятость составила 83 процента.
Исследовав письменные доказательства в их совокупности, судом установлено, что производственный процесс бригады слесарей по ремонту технологических установок цеха № 30 общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «Сибнефть-ОНПЗ» распространяется на бригаду слесарей по ремонту технологических установок в составе Башаримова С.Г., Лужанского Н.А., Пудовкина А.В., Мельникова К.А., Терехова А.Г. и соотносится с материалами аттестации рабочих мест, отраженными в карте аттестации по условиям труда № … рабочего места слесаря по ремонту технологических установок цеха № … общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «Сибнефть-ОНПЗ», утвержденной в период с ……года членами аттестационной комиссии работодателя (далее – карта АРМ № 193), по следующим признакам: в наблюдательном листе и в карте АРМ № … совпадают отмеченные номера рабочих мест – …, наименование профессии – слесаря по ремонту технологических установок и структурное подразделение работодателя – цех № …; описание тяжести трудового процесса, приведенное в протоколе оценки условий труда от …. года по показателям тяжести трудового процесса, оформленном в отношении рабочих мест №№ … слесаря по ремонту технологических установок, идентично описанию исходных данных для оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса, указанному в наблюдательном листе; с картой АРМ № 193 ознакомлены под подпись работники, включая Мельникова К.А., чьи фамилии указаны в наблюдательном листе.
Представленный наблюдательный лист содержит результаты хронометражных наблюдений.
Согласно требований, установленных пунктом 5 приложения № 4 к Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12 (далее – Постановление № 12), действовавшему в 2005 году, результаты хронометражных наблюдений подлежали к использованию при оформлении карт аттестации рабочих мест.
Следовательно, информация, содержащаяся в наблюдательном листе, использовалась в процессе проведения аттестации на рабочем месте № 193 слесаря по ремонту технологических установок цеха № …. общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-механический завод «Сибнефть-ОНПЗ».
При этом, согласно пункту 1.5. Постановления № 12, и пункта 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569, действовавших в оспариваемый период, каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Информация о проведении внеплановой аттестации рабочего места (досрочной переаттестации), предусмотренной частью 2 пункта 1.5 Постановления № 12 и пунктом 6 Приказа № 569 в материалах гражданского дела отсутствует.
Следовательно, результаты аттестации рабочего места слесаря по ремонту технологических установок цеха № …, проведенной в …5 году, действовали по …. год.
Мельников К.А. в период с … года по … года осуществлял ремонт установок, относящихся к производству катализаторов. Производство катализаторов предусмотрено позицией …. раздела X Списка № …. года.
Согласно положениям, установленным пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Из наблюдательного листа следует, что слесари по ремонту технологических установок цеха № …. - Мельников К.А. в течение смены: готовил инструмент (пункт 2 – 5 мин); перемещался к месту выполнения работ на оборудовании (п.п. 3, 9, суммарно – 30 мин); проверял подготовку оборудования, оформление наряда-допуска (п. 4 –15 мин); осуществлял выполнение ремонтных работ на оборудовании (п.п. 5, 7, 10, 12, суммарно – 312 мин).
Операции по подготовке инструмента, проверке подготовки оборудования, оформлению наряда-допуска и перемещению к месту выполнения работ относятся к подготовительным, вспомогательным работам и работам, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Следовательно, затраты времени на «списочные» работы составляют 5 + 30 + 15 + 312 / 432 мин = 83,8 процента, т.е. более 80 процентов рабочего времени, «несписочные» же работы: получение задания (п. 1 – 10 мин); регламентированные перерывы (п.п. 6, 11, суммарно – 30 мин); проезд (переход) в свой цех на обед и в конце рабочего дня, уборка рабочего места (п.п. 8, 13, суммарно – 30 мин). 10 + 30 + 30 / 432 = 16,2 процента, т.е. менее 20 процентов рабочего времени.
В системе государственного пенсионного страхования Мельников К.А. зарегистрирован 17.12.2002, согласно выписке из индивидуального лицевого счета, спорные периоды отражены по Списку № 2, без указания Списка № 1, корректировка сведений по настоящее время работодателем не произведена.
Из смысла положений статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что работодатель определяет периоды деятельности работника, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда и несет ответственность за достоверность представленных сведений.
В связи с изложенным, суд считает, что заключение судебной экспертизы является надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность и удовлетворение заявленных Мельниковым К.А. исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «ГПН-ОНПЗ» (ИНН ….) произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета лицевого счета Мельникова Константина Алексеевича, … года рождения, уроженца города Омска (паспорт гражданина Российской Федерации серии …. номер …., выданный … Отделом № 1 УФМС России по Омской области в Советском АО города Омска) за период работы с … года по … года в обществе с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «Сибнефть-ОНПЗ» и обществе с ограниченной ответственностью «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ» в качестве слесаря по ремонту технологических установок 3 и 4 разрядов, с указанием кода льготы по особым условиям труда, предусмотренной позицией … раздела X «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 – слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке № 1 1991 года и сдать корректирующие сведения в ГУ – Отделение ПФ РФ по Омской области (ИНН …).
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Омска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28.09.2022.
Судья Н.А. Ерофеева