Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-831/2021 ~ М-803/2021 от 15.09.2021

43RS0026-01-2021-001358-54

Дело №2-831/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заочное

г. Омутнинск              13 октября 2021 г.

Омутнинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Костина А.В.,

при секретаре Ситчихиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Амбарцумяну Жоре Усиковичу о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и организации ликвидации несанкционированного места размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Омутнинского района Кировской области в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в основании которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, установлено, что ИП Амбарцумян Ж.У. осуществляет хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером *** в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Для осуществления хозяйственной деятельности ИП Амбарцумян Ж.У. использует земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ. На данном земельном участке расположено здание лесопильного цеха. Основным видом деятельности ИП Амбарцумяна Ж.У. является распиловка древесины. Деревообрабатывающее предприятие имеет стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом, в нарушение требований ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ не проведена, постановка на государственный учет вышеперечисленных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не осуществлена. Также выявлены места временного накопления отходов: опилок натуральной чистой древесины, горбыля натуральной чистой древесины, образующихся в результате распиловки древесины, которые накапливаются возле помещения лесопильного цеха, размещаются на несанкционированной свалке в 100 метрах к северу от деревообрабатывающего предприятия на земельном участке с кадастровым номером квартала ***, который предоставлен Амбарцумяном У.Г., пользующимся им на основании договора аренды. Общая площадь свалки 3099 м2, общий объем отходов не менее 3000 м3, отходы в нарушение требований ст. 51 Закона №7-ФЗ, ст. ст.13 и 42 Земельного кодекса РФ расположены на земле навалом в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков. Постановлениями старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды от 05.07.2021 ИП Амбарцумян Ж.У. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.46 и ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Прокурор просит обязать ИП Амбарцумяна Ж.У.: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, организовать ликвидацию несанкционированного места размещения отходов.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Омутнинского района Широков Н.А. на исковых требованиях настаивал.

Ответчик Амбарцумян Ж.У. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещался по адресу регистрации по месту жительства. Извещение вернулось в связи с истечением срока хранения, в связи с чем в силу ст. 165.1 ГК РФ ответчик считается извещённым о времени и месте судебного разбирательства, и дело рассмотрено в его отсутствие в порядке заочного производства.

Третьи лица министерство охраны окружающей среды Кировской области и администрация Песковского городского поселения представили письменные отзывы, в которых просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей, исковые требования поддержали.

Третье лицо Амбарцумян У.Г. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 69.2 указанного Закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

В силу п. 10 ст. 69 Закона порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 №572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 2 Правил, государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что внесение сведений об объекте в государственный реестр, актуализация учетных сведений об объекте и исключение учетных сведений об объекте из государственного реестра, а также предоставление содержащейся в федеральном государственном реестре и региональных государственных реестрах информации осуществляются в соответствии с настоящими Правилами на безвозмездной основе.

Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п.17 Правил).

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 51 Закона №7-ФЗ, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно справке осмотра мест несанкционированного размещения отходов ИП Амбарцумян Ж.У. №3-52/21 от 05.05.2021, составленной старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Никитиным А.В., 29.04.2021 был проведен осмотр земельных участков, расположенных на территории МО Песковское городское поселение. При осмотре производственных территорий установлено, что основным видом деятельности ИП Амбарцумяна Ж.У. является распиловка древесины. В цехе лесопиления установлено два ленточнопильных станка, технологический процесс работы станков сопровождается пылеобразованием. Древесная пыль от станка пневмотранспортом отводится в бункер накопитель, газоочистные установки отсутствуют. Вредные (загрязняющие) вещества в виде древесной пыли выбрасываются в атмосферный воздух через проем, предназначенный для подачи сырья в цех лесопиления, шириной 8 м., высотой 2 м., проем для удаления древесного горбыля шириной 4 м., высотой 3 м., проем для удаления готовой продукции шириной 2 м., высотой 3 м., которые являются стационарными неорганизованными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В помещении для обогрева рабочего персонала установлена металлическая дровяная печь. От сжигания древесного топлива выделяются загрязняющие вещества: Азот (IV) оксид (Азота диоксид), Азот (II) оксид (Азота оксид), Углерод черный (Сажа), Углерод оксид, Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен), Взвешенные вещества. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется через асбестовую трубу), с диаметром устья 0,2 м., высотой 2,5 м., которая является стационарным организованным источником выброса. Постановка на государственный учет вышеперечисленных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не осуществлена. Также в ходе осмотра производственной территории выявлены места временного накопления и наличие следующих отходов: опилки натуральной чистой древесины (Код по ФККО 30523001435), горбыль натуральной чистой древесины (Код по ФККО 30522001215), которые образуются в результате распиловки древесины, накапливаются возле помещения лесопильного цеха, размещаются на несанкционированной свалке, расположенной в 100 метрах к северу от деревообрабатывающего предприятия ИП Амбарцумян Ж.У. В 30 метрах к северу от лесопильного цеха находится яма размерами 8 метров в ширину, 6 метров в длину, глубиной 2 метра, в яме размещены отходы деревообработки в виде горбыля из натуральной чистой древесины, следов горения отходов в яме не выявлено, рядом с ямой установлен металлический контейнер, в контейнере присутствуют обугленные древесные отходы и зола, что свидетельствует о сжигании в контейнере древесных отходов (л. 9-10).

К справке приложена фототаблица (л. 11-13)

Согласно договору №591 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 29.03.2010, заключённому между Управлением муниципальным имуществом и земельными ресурсами (арендодателем) и Амбарцумяном У.Г. (арендатором), арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 4340 кв.м. с кадастровым номером 43:22:350305, расположенный по адресу: пгт. АДРЕС ИЗЪЯТ (л. 18-20).

Согласно объяснению Амбарцумяна Ж.У., на земельном участке с кадастровым номером *** с 2016 года он осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Отходы производства лесопиления складируют на территории, прилегающей к указанному земельному участку (л. 21-24).

18.05.2021 прокурором Омутнинского района было вынесено представление Амбарцумяну Ж.У. об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды в месячный срок (л. 25-28).

Согласно ответу на представление от 07.09.2021, ИП Амбарцумян Ж.У. указал, что в настоящее время ведется работа по инвентаризации источников выбросов в атмосферу воздуха загрязняющих веществ. После инвентаризации источники выбросов загрязняющих веществ будут поставлены на учет (л. 29).

До настоящего времени нарушения указанные в представлении, не устранены.

Постановлениями по делу об административном правонарушении №5-52/21 и №6-52/21 от 05.07.2021, вынесенных старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды следует, что Амбарцумян Ж.У. был привлечен к привлечен к административной ответственности за указанные нарушения природоохранного законодательства: по ст. 8.46 КоАП РФ – вынесено предупреждение, по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ –назначен штраф в размере 30 000 руб. Постановления вступили в законную силу 16.07.2021.

В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Суд приходит к мнению, что в силу вышеприведенного нормативного регулирования постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и ликвидация несанкционированного места размещения отходов является обязанностью арендатора земельного участка, направленной на охрану окружающей среды.

В связи с этим иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобождён.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Омутнинского района Кировской области удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Амбарцумяна Жору Усиковича:

- провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на государственный учёт объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные на производственной площадке по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ

- организовать ликвидацию несанкционированного места размещения отходов, расположенного в 100 метрах к северу от деревообрабатывающего предприятия ИП Амбарцумяна Ж.У., на земельном участке с кадастровым номером квартала ***.

Взыскать с ИП Амбарцумяна Ж.У. в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области госпошлину в размере 300 рублей.

Разъяснить ответчику право подачи судье заявления об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения, с соблюдением требований ст. 238 ГПК РФ.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья              А.В. Костин

2-831/2021 ~ М-803/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Омутнинского района
Ответчики
Амбарцумян Жора Усикович
Другие
Министерство охраны окружающей среды Кировской области
Администрация Песковского городского поселения
Амбарцумян Усик Гегамович
Суд
Омутнинский районный суд Кировской области
Судья
Костин Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
omutninsky--kir.sudrf.ru
15.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2021Передача материалов судье
20.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
17.12.2021Дело оформлено
17.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее