Дело № 2-838/2022
УИД 02RS0002-01-2022-001340-93
Категория дела 2.121
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2022 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре |
Имангажиновой Е.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кожабаева Акарыса Досымжановича к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет,
У С Т А Н О В И Л:
Кожабаев А.Д. обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет, мотивируя тем, что истец с момента рождения и до настоящего времени проживает на территории <адрес> Республики Алтай, установлена инвалидность по категории «инвалид с детства», с ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «<адрес>» поставлен на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Кожабаев А.Д. был снят с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Истец не согласен с данным постановлением, считает его противоречащим Конституции РФ и иным нормативно–правовым актам Российской Федерации. Истец просит признать незаконным постановление администрации МО «<адрес>» Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № вчасти снятия с учета истца, обязать администрацию МО «<адрес>» Республики Алтай восстановить Кожабаева А.Д. в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Кожабаев А.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерство регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. До судебного заседания поступило возражение на исковое заявление, согласно которому, в удовлетворении требований просит отказать, по доводам, изложенным в возражении. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.
В ходе судебного заседания установлено, что Кожабаев А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики Алтай, с ДД.ММ.ГГГГ состоял в администрации МО «<адрес>» на учете в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», что подтверждается постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кожабаев А.Д. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Согласно справке МСЭ-2015 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Кожабаев А.Д. является инвалидом второй группы, причина инвалидности – инвалидность с детства.
Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Кожабаев А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно родившийся после ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст.1 №125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ) определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ (в редакции, действующей на момент постановки на учет) право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, на момент постановки истца на учет дата его рождения (до или после 01 января 1992 года) могла не учитываться при определении условий получения жилищной субсидии. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависело только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения.
Федеральным законом от 20 июля 2020 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесено изменения.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статья 2 Федерального закона №228-ФЗ придала обратную силу в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в новой редакции, право на жилищную субсидию распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера не позднее 01 января 1992 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 01 марта 2022 года №9-П признал статью 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
При этом было отмечено, что государство, подтвердив - постановкой на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий - право инвалидов с детства получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке таких граждан при переселении их из мест с неблагоприятным климатом, обязано было обеспечить им возможность реализации этого права.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральный закон от 20 июля 2020 года №228-ФЗ, уточнив условия предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и устранив существовавшую неопределенность статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», вызывавшую противоречивую правоприменительную практику, распространил введенную им редакцию данной статьи на тех инвалидов с детства, которые уже стояли на учете в качестве имеющих право на получение субсидий на момент введения изменений в действие. В результате инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях позднее 1 января 1992 года, прожившие там не менее 15 календарных лет и включенные в список для получения субсидии в установленном законом порядке (чем фактически признано их право на данную субсидию), были лишены возможности ее получения без какого-либо недобросовестного поведения с их стороны.
Как указано выше, Кожабаев А.Д. был поставлен на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности 25 апреля 2013 года, до внесения изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ.
Единственным основанием снятия Кожабаева А.Д. с учета, явилось то, что он родился после 01 января 1992 года, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что снимая Кожабаева А.Д. с учета, ответчик лишил последнего, возможности получения субсидии без какого-либо недобросовестного поведения с его стороны.
При этом, суд учитывает, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Согласно п.2 Постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; и др.
Согласно п. 4 указанного постановления, причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.
Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 01 января 2000 года - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.
Исходя из смысла вышеприведенных норм права, до достижения 18 лет лицо, имеющее инвалидность с детства, является «ребенком-инвалидом», после достижения 18-летнего возраста и установления инвалидности на основании медико-социальной экспертизы лицу присваивается статус «инвалид с детства».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления истца к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с 26 февраля 2016 года, с момента достижения совершеннолетия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Кожабаева А.Д. к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключении из состава участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Кожабаева А.Д..
Обязать администрацию МО «<адрес>» восстановить Кожабаева А.Д. в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований Кожабаева А.Д. о восстановлении в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2022 года.