Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-79/2023 (2-2968/2022;) ~ М-2759/2022 от 23.11.2022

Дело №2-79/2023

УИД 26RS0017-01-2022-004758-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2023 года                                                                город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Клочковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Годовых А.А., с участием представителя истца Дороховой М.А., действующего на основании ордера адвоката Максимова В.А., представителя ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, действующей на основании доверенности Гущиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дороховой Марины Анатольевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении в страховой стаж периодов работы, о назначении страховой пенсии по старости,

установил:

Дорохова М.А., с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, обратилась в суд с иском к ГУ- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о защите пенсионных прав.

В обоснование заявленных требований указала, что она жила и работала с 30.05.1983 и до 30.04.2018 в городе Уральск Западно-Казахстанской области, ранее Казахская ССР. За этот период у нее накопился непрерывный трудовой стаж 35лет. В период с 25.12.1991 в связи с распадом СССР на суверенные государства, она стала проживать и работать во вновь образовавшейся Республике Казахстан. С 30.05.1983 и до распада СССР она добросовестно работала и платила все необходимые налоги и взносы. Пенсионный фонд в Казахстане был создан в 1997 году, а до этого момента пенсионного фонда в Казахстане не было. Обязательные Пенсионные взносы, работающие граждане начали перечислять только с 01.01.1998.

По семейным обстоятельствам 30.04.2018 она уволилась с последнего места работы - ТОО Service Com в Республике Казахстан, где работала главным бухгалтером, и по государственной программе переселения соотечественников переехала жить и работать в Российскую Федерацию на постоянное место жительство.

27.07.2021 она обратилась в Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю в городе Кисловодске, по месту ее проживания и регистрации, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, поскольку на тот момент ей исполнилось 56 лет 6 месяцев.

При подаче заявления истец предоставила специалисту пенсионного органа следующие оригиналы документов: паспорт РФ, СНИЛС, трудовую книжку (официальный стаж подтвержден четко читающимися записями и печатями 35лет), свидетельство ветерана энергетики от 22.12.1998, сертификат Специалист года в номинации Бухгалтерский учет и Аудит. 2013г., свидетельство об окончании курсов подготовки бухгалтеров промышленных предприятий (время обучения с 01.09.1982 - 28.04.1983) (очно), диплом об окончании Строительного техникума №175973 от 24.06.1988 (заочно), диплом об окончании Аграрно-технического Университета №0325418 от 05.07.2003г (заочно), удостоверение повышение квалификации №212 от 22.04.1995г (очно) направление из Уральские Левобережные электрические сети в Алмаатинский институт повышения квалификации энергетиков, справку из Государственного архива 1983-1994г (о доходах), пронумерованную и прошитую, скрепленную печатью Архива, на фирменном бланке, справку с места работы с 1992-2005 (о доходах) на фирменном бланке Государственного предприятия, с печатью и подписями Президента предприятия и Главного бухгалтера, с исходящим номером, справку Пенсионного Фонда Казахстана ЕНПФ о перечислении обязательных пенсионных взносов 10% от начисленной зарплаты за период с 01.01.1998 по 24.05.2018, свидетельство о рождении дочери 07.08.1989г.р. (заверенное нотариусом), паспорт дочери и справка о смене фамилии (заверенное нотариусом), заявление с указанием всех почтовых адресов предприятий где я работала и гос. архива в г. Уральске от 27.07.2021, реквизиты счета для зачисления пенсии на карту МИР в Сбербанк.

Вышеуказанные документы она представила со всеми четко читающимися печатями и подписями, подтверждающие факт ее работы и трудового 35 летнего стажа.

02.12.2021 она обратилась в Пенсионный Фонд с вопросом о назначении ей пенсии, но ей было выдано решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 08.11.2021 № 118, со ссылкой на ст. 8 Закона №400-ФЗ, ввиду отсутствия у нее страхового стажа 12 лет и величины пенсионного коэффициента 21.

Данный отказ обоснован тем, что из Казахстана пришел ответ №11190 от 09.11.2021 о том, что Пенсионный Фонд Казахстана, не компетентен отвечать на Формуляр «Запрос» за период с 01.01.1991, т.к. Формуляр «Запрос» вступил в силу только с 01.01.2021.

С указанным решением истец не согласна.

Далее в обоснование заявленных исковых требований указала, что на запрос ответчика Пенсионный Фонд Казахстана дал ответ от 09.11.2021 о том, что данный орган не компетентен отвечать на Формуляр «запрос», несмотря на это ответчик продолжал направлять в адрес Пенсионного Фонда Казахстана запросы, 15.06.2022 последним предоставлен ответ аналогичный по содержанию ране предоставленному ответу. При этом, Государственная организация Зап.Каз. РЭК (электросеть) на Формуляр «запрос» неоднократно присылала сведения ответчику о ее стаже 22 года и 5 месяцев и начисленных доходах, однако указанные сведения проигнорированы ответчиком.

Истец, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и положения ст. ст. 2, 4, 11, 12, 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», «Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд включить в ее страховой стаж следующие периоды работы: с 13.03.1992 года по 14.11.2005 года в Уральской Левобережной ПЭС в качестве бухгалтера; с 15.11.2005 года по 31.03.2008 года в ОАО «СПМК-123» в качестве главного бухгалтера; с 01.04.2008 года по 30.04.2018 года в ТОО Service Com в качестве главного бухгалтера; признать за ней право на получение страховой пенсии по старости с момента возникновения права с 10.08.2021 года; возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность включить в ее стаж работы период с 13.03.1992 года по 14.11.2005 года в Уральской Левобережной ПЭС в качестве бухгалтера; с 15.11.2005 года по 31.03.2008 года в ОАО «СПМК-123» в качестве главного бухгалтера; с 01.04.2008 года по 30.04.2018 года в ТОО Service Com в качестве главного бухгалтера и назначить ей страховую пенсию по старости с 10.08.2021 года.

В судебном заседании истец Дорохова М.А. исковые требования, с учетом их уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, и ее представителем Максимовым В.А. в судебном заседании. Просила суд иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Дороховой М.А., действующий на основании ордера адвокат Максимов В.А., исковые требования, с учетом их уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просил суд учесть то обстоятельство, что данный спор имеет социальный характер, учитывая, что пенсия является основным источником средств существования лица, достигшего пенсионного возраста, которое не может быть лишено данного права ввиду отсутствия ответов на запросы пенсионного органа компетентных учреждений Республики Казахстан. Просил суд иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, действующая на основании доверенности Гущина Е.В., иск не признала по основаниям и доводам, изложенных в письменных возражениях по иску. Суду пояснила, что для учета периодов работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с 13.03.1992, территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр «Запрос» и копии документов об указанных сведениях. В случае необходимости проведения проверки стажа и заработка в отношении периодов стажа, имевших место до 13.03.1992, такая проверка должна проводиться также посредством направления формуляра «Запрос» в компетентный орган государства-члена, на территории которого был приобретен стаж (заработок). Компетентные органы государств-членов ЕАС подтверждают стаж формуляром «О стаже работы». Таким образом, принятие в целях пенсионного обеспечения документов о стаже и заработке, поступивших из архивных учреждений и иных организаций Казахстана в ответ на направленный территориальным органом ПФР в ЕНПФ формуляр «Запрос», либо представленных самими гражданами не допустимо. Просила суд вынести решение на усмотрение суда.

Выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением N 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Приложением 6 к указанному Федеральному закону установлено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает через 12 месяцев после достижения указанного возраста.

При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В силу части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (часть 9 статьи 13 Федерального закона).

Таким образом, в целях определения права на страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Дорохова М.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 21.09.2018, страховой номер индивидуального лицевого счета 203-562-278 34.

27.07.2021 Дорохова М.А. обратилась в УПФР по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю № 118 от 08.11.2021 Дороховой М.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 21.

Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю № 102 от 20.05.2022 Дороховой М.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 21.

Как следует из материалов дела пенсионным органом в страховой стаж истца были учтены следующие периоды: с 30.05.1983 года по 12.03.1992 года период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, с 25.05.2020 года по 01.10.2020 года получение пособия по безработице, а также период ухода за ребенком 07.08.1989 года рождения до достижения им возраста полутора лет.

Из материалов дела следует, что при оценке пенсионных прав истца ГУ - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю не были приняты к зачету период работы Дороховой М.А. с 13.03.1992 года по 14.11.2005 года в Уральской Левобережной ПЭС, впоследствии преобразованной в Левобережный филиал АО «Уральскэнерго», в АО «Уральскэнерго» в должности бухгалтера; с 15.11.2005 года по 31.03.2008 года в ОАО «СПМК-123», впоследствии преобразованного в ТОО «СПМК-123», в должности главного бухгалтера; с 01.04.2008 года по 30.04.2018 года в ТОО Service Com в должности главного бухгалтера, по тем основаниям, что на запросы Отделения от 10.09.2021, от 11.10.2021 Формуляр «Запрос» «О стаже работы» в Республике Казахстан не поступил, следовательно стаж работы на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 не может быть учтен в целях назначения страховой пенсии по старости.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Указанное соглашение являлось действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность (п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. N 99р).

На основании ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности включаемые в стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с вышеназванным Законом подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом приведенного правового регулирования право граждан на пенсионное обеспечение, подтверждается посредством представления ими письменных документов, отвечающих требованиям достоверности (ст. 71 ГПК РФ).

В соответствии с абзацами 1 и 2 п. 11 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно трудовой книжке Дороховой М.А. ЕТ-I № 2181618 от 30.05.1983, в ней имеются следующие записи о работе истца: с 13.03.1992 года по 14.11.2005 года в Уральской Левобережной ПЭС, впоследствии преобразованной в Левобережный филиал АО «Уральскэнерго», в связи с ликвидацией Левобережного филиала АО «Уральскэнерго», и переводом с 10.09.1998 в АО «Уральскэнерго», в должности бухгалтера; с 15.11.2005 года по 31.03.2008 года в ОАО «СПМК-123», впоследствии преобразованного в ТОО «СПМК-123», в должности главного бухгалтера; с 01.04.2008 года по 30.04.2018 года в ТОО Service Com в должности главного бухгалтера.

Кроме того, истцом представлена архивная справка о заработной плате, выданная Коммунальным Государственным Учреждением «Государственный архив Западно-Казахстанской области Управления информатизации Государственных услуг и Архивов Западно-Казахстанской области» № ФИД 00001 от 23.01.2020, составленная по документам архивного фонда «Уральского Левобережного предприятия электрических сетей» за период с января 1983 года по декабрь 1994 года.

Справка о заработной плате № 4-15/2359 от 15.11.2017, выданная АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» за период с 01.08.1992 года по 31.10.1992 года.

Справка о заработной плате № 4-15/2359 от 15.11.2017, выданная АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» за период с 01.01.1993 года по 31.12.1999 года.

Справка о заработной плате № 4-15/2359 от 15.11.2017, выданная АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» за период с 01.01.2000 года по 31.12.2005 года.

Периоды трудовой деятельности Дорохова М.А. дополнительно подтверждает следующими документами, которые также были предоставлены и в территориальный орган ПФР:

Архивная справка о заработной плате, выданная Коммунальным Государственным Учреждением «Государственный архив Западно-Казахстанской области Управления информатизации Государственных услуг и Архивов Западно-Казахстанской области» № ЮЛ 0000058 от 21.01.2022, составленная по документам архивного фонда «Уральского Левобережного предприятия электрических сетей» (полученная на запрос ответчика) за период с января 1983 года по декабрь 1994 года.

Справка о заработной плате № 4-15/2030 от 27.01.2022, выданная АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» (полученная на запрос ответчика) за период с 01.01.1994 года по 31.12.1999 года.

Справка о заработной плате № 4-15/2130 от 23.06.2022, выданная АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» (полученная на запрос ответчика) за период с 01.01.1994 года по 31.12.1999 года.

Справка о заработной плате № 4-15/2129 от 23.06.2022, выданная АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» (полученная на запрос ответчика) за период с 01.01.2000 года по 30.11.2005 года.

Справка, выданная АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» (полученная на запрос ответчика) о периодах работы Дороховой М.А. в том числе с 13.03.1992 года по 14.11.2005 года в Уральской левобережной ПЭС, впоследствии преобразованной в Левобережный филиал АО «Уральскэнерго», в АО «Уральскэнерго» в должности бухгалтера.

Периоды трудовой деятельности и оплаты страховых взносов Дорохова М.А. дополнительно подтверждает следующими документами:

Выписка из индивидуального пенсионного счета (ИПС) Вкладчика (Получателя) Дороховой М.А. по учету обязательных пенсионных взносов за период с 01.01.1998 года по 03.03.2014 года, выданная 01.11.2019 Западно-Казахстанским ОФ ЕНПФ.

Выписка из индивидуального пенсионного счета (ИПС) Вкладчика (Получателя) Дороховой М.А. по учету обязательных пенсионных взносов за период с 03.03.2014 года по 30.10.2019, выданная 01.11.2019 Западно-Казахстанским ОФ ЕНПФ.

Выписка из индивидуального пенсионного счета (ИПС) Вкладчика (Получателя) Дороховой М.А. по учету обязательных пенсионных взносов за период с 01.01.2019 года по 12.12.2019 года, выданная 18.12.2019 Западно-Казахстанским ОФ ЕНПФ.

Порядок проведения проверок пенсионным органом документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Поскольку часть спорных периодов работы истца с 13.03.1992 года по 01.01.2002 года в Уральской Левобережной ПЭС, впоследствии преобразованной в Левобережный филиал АО «Уральскэнерго», в АО «Уральскэнерго» в должности бухгалтера имели место до 01.01.2002 года, соответственно, представление со стороны истца доказательств уплаты за нее страховых взносов в компетентный орган Республики Казахстан не требовалось.

Принимая во внимание, что необходимые для установления и выплаты страховой пенсии документы не находились в распоряжении уполномоченного государственного органа, несмотря на дважды осуществленные запросы в компетентные органы Республики Казахстан, такого рода документы представлены в материалы дела истцом самостоятельно, а именно, выписка из индивидуального пенсионного счета (ИПС) Вкладчика (Получателя) Дороховой М.А. по учету обязательных пенсионных взносов за период с 01.01.1998 года по 03.03.2014 года, выданная 01.11.2019 Западно-Казахстанским ОФ ЕНПФ; выписка из индивидуального пенсионного счета (ИПС) Вкладчика (Получателя) Дороховой М.А. по учету обязательных пенсионных взносов за период с 03.03.2014 года по 30.10.2019, выданная 01.11.2019 Западно-Казахстанским ОФ ЕНПФ; выписка из индивидуального пенсионного счета (ИПС) Вкладчика (Получателя) Дороховой М.А. по учету обязательных пенсионных взносов за период с 01.01.2019 года по 12.12.2019 года, выданная 18.12.2019 Западно-Казахстанским ОФ ЕНПФ.

Оригиналы данных документов, копии которых имеются в материалах дела, представлены Дороховой М.А. на обозрение суду, оснований не доверять представленным документам (в отсутствие доказательств об обратном) у суда не имеется.

Также не имеется оснований у суда не доверять представленным сторонами в материалы дела справкам, а именно, о заработной плате (Архивная), выданной Коммунальным Государственным Учреждением «Государственный архив Западно-Казахстанской области Управления информатизации Государственных услуг и Архивов Западно-Казахстанской области» № ФИД 00001 от 23.01.2020; о заработной плате № 4-15/2359 от 15.11.2017, выданной АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» за период с 01.08.1992 года по 31.10.1992 года; о заработной плате № 4-15/2359 от 15.11.2017, выданной АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» за период с 01.01.1993 года по 31.12.1999 года; о заработной плате № 4-15/2359 от 15.11.2017, выданной АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» за период с 01.01.2000 года по 31.12.2005 года; о заработной плате (Архивная), выданной Коммунальным Государственным Учреждением «Государственный архив Западно-Казахстанской области Управления информатизации Государственных услуг и Архивов Западно-Казахстанской области» № ЮЛ 0000058 от 21.01.2022 (получена на запрос ответчика) за период с января 1983 года по декабрь 1994 года; о заработной плате № 4-15/2030 от 27.01.2022, выданной АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» (получена на запрос ответчика) за период с 01.01.1994 года по 31.12.1999 года; о заработной плате № 4-15/2130 от 23.06.2022, выданной АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» (получена на запрос ответчика) за период с 01.01.1994 года по 31.12.1999 года; о заработной плате № 4-15/2129 от 23.06.2022, выданной АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» (получена на запрос ответчика) за период с 01.01.2000 года по 30.11.2005 года; о периодах работы Дороховой М.А., выданной АО «Западно-Казахстанская распределительная электросетевая компания» (получена на запрос ответчика).

При этом, сам по себе факт отсутствия подтверждения компетентным органом Республики Казахстан на запрос пенсионного органа содержащих в справках и выписках, предоставленных Дороховой М.А., сведений, при наличии записей в трудовой книжке истца, а также при наличии самих выписок и справок, подтверждающих оплату страховых взносов, периоды работы, сведения о заработной плате, содержащих все необходимые легализующие данные документы реквизиты, не может служить основанием для лишения истца права на назначение страховой пенсии по рассматриваемому основанию.

Судом учитывается, что отсутствие ответов на запросы пенсионного органа компетентных учреждений Республики Казахстан не препятствует установлению соответствующих обстоятельств судом на основании полученных при рассмотрении дела документов и не может являться основанием для ограничения прав истца на пенсионное обеспечение, поскольку по существу порождает правовую неопределенность в части осуществления гражданином Российской Федерации Дороховой М.А. действий направленных на реализацию предоставленных ей социальных гарантий на получение страховой пенсии по старости.

Оценивая представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости включения в страховой стаж заявленных истцом периодов работы, поскольку факт осуществление истцом данной трудовой деятельности, а также факт оплаты страховых взносов нашел свое подтверждение относимыми и допустимыми доказательствами в процессе рассмотрения спора.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 ст. 22, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 ФЗ "О страховых пенсиях".

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

Поскольку при включении спорных периодов судом в подсчет страхового стажа, с учетом периодов, включенных в страховой стаж ответчиком, у истца образуется необходимый страховой стаж, принимая во внимание, что иные основания для назначения требуемой истцом пенсии имеются и стороной ответчика не оспариваются (наличие возраста 56 лет 6 месяцев по состоянию на 10.08.2021), учитывая факт подачи истцом заявления о назначении пенсии 27.07.2021 (т.е. реализация истцом заявительного порядка назначения пенсии), суд приходит к выводу о том, что у Дороховой М.А. возникло право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" с 10.08.2021 года.

Резюмируя изложенное в совокупности, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Дороховой М.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении в страховой стаж периодов работы, о назначении страховой пенсии по старости являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дороховой Марины Анатольевны удовлетворить.

Включить в страховой стаж Дороховой Марины Анатольевны следующие периоды работы: с 13.03.1992 года по 14.11.2005 года в Уральской Левобережной ПЭС, впоследствии преобразованной в Левобережный филиал АО «Уральскэнерго», в АО «Уральскэнерго» в должности бухгалтера; с 15.11.2005 года по 31.03.2008 года в ОАО «СПМК-123», впоследствии преобразованного в ТОО «СПМК-123», в должности главного бухгалтера; с 01.04.2008 года по 30.04.2018 года в ТОО Service Com в должности главного бухгалтера.

Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность включить в страховой стаж Дороховой Марины Анатольевны следующие периоды работы: с 13.03.1992 года по 14.11.2005 года в Уральской Левобережной ПЭС, впоследствии преобразованной в Левобережный филиал АО «Уральскэнерго», в АО «Уральскэнерго» в должности бухгалтера; с 15.11.2005 года по 31.03.2008 года в ОАО «СПМК-123», впоследствии преобразованного в ТОО «СПМК-123», в должности главного бухгалтера; с 01.04.2008 года по 30.04.2018 года в ТОО Service Com в должности главного бухгалтера.

Признать за Дороховой Мариной Анатольевной, 10.02.1965 года рождения право на получение страховой пенсии по старости с момента возникновения права с 10.08.2021 года.

Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность назначить Дороховой Марине Анатольевне, 10.02.1965 года рождения, страховую пенсию по старости с 10.08.2021 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Судья                                                                                             Клочкова М.Ю.

2-79/2023 (2-2968/2022;) ~ М-2759/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорохова Марина Анатольевна
Ответчики
Государственное Учреждение - Отделение пенсионного фонда РФ по СК
Другие
Максимов Валерий Александрович
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Клочкова Мария Юрьевна
Дело на странице суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
23.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2022Передача материалов судье
28.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2022Предварительное судебное заседание
18.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.04.2023Судебное заседание
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.04.2023Дело оформлено
12.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее