Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-725/2022 ~ М-625/2022 от 12.08.2022

№2-725/2022

УИД11RS0016-01-2022-001079-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» сентября 2022 года с. Выльгорт

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми, действующего в интересах Поповой З. А., Попова И. М., несовершеннолетнего Соловьева С. Н. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности изъять жилое помещение путем выкупа по рыночной стоимости

установил:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми, действуя в интересах Поповой З.А., Попова И.М., несовершеннолетнего Соловьева С.Н., обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности изъять принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение с кадастровым номером , площадью 68,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа по рыночной стоимости 3 583 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии от 05.04.2016 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В <адрес> указанного дома проживают пенсионеры Попова З.А., Попов И.М. и несовершеннолетний Соловьев С.Н. Данный дом вошел в адресную программу переселения со сроком расселения – 2021 год. Своевременно жильцы данной квартиры расселены не были. В целях реализации программы переселения администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми принято решение об изъятии квартиры, принадлежащей истцам, для муниципальных нужд. В соответствии с произведенной ответчиком оценкой, выкупная стоимость жилого помещения составила 3 583 000 рублей. Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми предлагает собственникам квартиры изъять ее для муниципальных нужд по цене 3 187 903 рубля 05 копеек. Предложение о выкупе жилого посещения по заниженной стоимости нарушает права собственников на жилище и препятствует реализации адресной программы переселения.

Прокурор Нестерова А.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Изъюрова Н.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что выкупная цена, указанная в отчете об оценке, носит рекомендательный характер и не является обязательной. Итоговая выкупная стоимость устанавливается на основании соглашения сторон, в связи с чем, в адрес собственников было направлен проект соглашения о выкупе с указанием предложенной цены. От истцов предложений об изменении условий соглашения, в том числе по размеру возмещения, не поступало.

Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку предложение администрации выкупить жилое помещение стоимостью меньше рыночной нарушает право собственников на жилище и препятствует реализации программы переселения. Также просило рассмотреть дело без участия его представителя.

Истцы Попова З.А., Попов И.М., и законный представитель несовершеннолетнего Соловьева С.Н. - Вокуева Н.А., надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании договора от 10.02.2015, администрация сельского поселения «Выльгорт» бесплатно, в порядке приватизации, передала Поповой З.А., Попову И.М. и Соловьеву С.Н. в собственность трёхкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (по 1/3 доле каждому).

05.04.2016 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 , проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании акта обследования от 05.04.2016 и заключения межведомственной комиссии от 05.04.2016 постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» 04/589 от 29.04.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В период с 2019 по 2025 годы на территории Республики Коми реализуется республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160, в соответствии с которой подлежат расселению многоквартирные жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу в период с 01.01.2012 до 01.01.2017.

Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 года № 5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в III этап (01.01.2021 - 31.12.2022) республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» (утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160). Планируемая дата сноса многоквартирного дома в соответствии с республиканской программой - 31.12.2022.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 28.10.2021 принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером и принадлежавших на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме, расположенных по адресу: <адрес>, а именно <адрес>.

17.12.2021 между администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми и ООО «Ай энд Пи-Финанс» заключен муниципальный контракт , предметом которого являлось произведение оценки выкупной стоимости жилых помещений.

В соответствии с данным контрактом 20.12.2021 ООО «Ай энд Пи-Финанс» произведена оценка выкупной стоимости жилого помещения , расположенного в <адрес>.

Исходя из отчета ООО «Ай энд Пи-Финанс» №Р-20-3 от 23.12.2021 выкупная стоимость жилого помещения составляет 3 583 000 рублей.

Администрацией муниципального района «Сыктывдинский» в адрес собственников жилого помещения направлен проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, в котором истцам предложено осуществить выкуп жилого помещения в рамках предусмотренной республиканской адресной программы по цене 3 187 903 рублей 05 копеек.

Прокурор Сыктывдинского района, ссылаясь на то, что предложение о выкупе жилого посещения по заниженной стоимости нарушает права собственников на жилище и препятствует реализации адресной программы переселения, обратился в суд с рассматриваемым иском.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным ч. 1 ст. 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрен национальный проект «Жилье и городская среда», одной из задач которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного жилья, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с паспортом федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 №3, данный проект реализуется через государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» урегулированы правовые и организационные основания предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, путем создания некоммерческой, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компенсацию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии подпунктом 11 пункта 1 статьи 14 Закона №185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 года №5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».

Финансирование мероприятий по переселению граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу доме, осуществляется в соответствии с региональной программой.

Этапы региональной программы сформированы с учетом целевых показателей и уровня финансирования, определенного для Республики Коми паспортом федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Республиканская адресная программа реализуется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (95%), средств бюджета субъекта Российской Федерации (4%) и средств местного бюджета (1%).В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На переселение граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с республиканской адресной программой выделено 25 828 520 рублей 67 копеек.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Муниципальной программой предусмотрено расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> путем выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 28.10.2021 принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером и принадлежавших на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме, расположенных по адресу: <адрес>, а именно <адрес>.

22.11.2021 администрацией направлены требования о сносе аварийного дома в адрес собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При определении выкупной цены жилого помещения, установленной частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (часть 1 статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года №153 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Рыночная стоимость объекта оценки определяется независимым оценщиком, который должен являться членом саморегулируемой организации и застраховать риск наступления своей гражданской ответственности. Свою деятельность оценщик может осуществлять только по тем направлениям оценочной деятельности, которые предусмотрены в его квалификационном аттестате (статья 4 Закона №135-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены в нее включаются - рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49).

Для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд размер возмещения убытков собственника (пользователя) определяется с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (пункт 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2015 года, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

При определении размера рыночной стоимости принадлежащего истцам жилья суд принимает во внимание представленный отчет ООО «Ай энд Пи-Финанс» №Р-20-3 от 23.12.2021, в соответствии с которым выкупная стоимость жилого помещения составляет 3583000 рублей.

Данная оценка проведена с учетом положений ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, долей собственников жилья в праве собственности на указанное имущество, а также всех убытков, причиненных собственникам жилого помещения в связи с его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения жилья, переездом, оформлением права собственности на другое помещение, и сторонами не оспорена.

Поскольку целью выплаты возмещения является возмещения убытков (ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), соответственно, при определении выкупной стоимости жилого помещения, принадлежащего истцам, суд принимает представленный в материалы дела отчет.

Право на переселение из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской, муниципальной программ не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств в бюджете муниципального района.

Доводы представителя ответчика о том, что указанная в заключение оценщика выкупная стоимость жилья носит рекомендательный характер, являются несостоятельными в силу выше изложенного.

Суд также находит несостоятельными ссылки ответчика на Информационное Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 №92, поскольку арбитражные суды разрешают экономические споры между хозяйствующими субъектами.

Данное письмо не содержит рекомендаций, обязательных для исполнения судами общей юрисдикции.

В то же время суды общей юрисдикции призваны разрешать гражданские дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми, действующего в интересах Поповой З. А., Попова И. М., несовершеннолетнего Соловьева С. Н. удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность изъять у Поповой З. А., Попова И. М., несовершеннолетнего Соловьева С. Н. принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение с кадастровым номером , площадью 68,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа по рыночной стоимости в размере 3 583 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22.09.2022.

Судья Е.А. Долгих

2-725/2022 ~ М-625/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Сыктывдинского района в интересах Поповой З.А., Попова И.М. , н/л Соловьева С.Н.
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" РК
Другие
Попов Иван Михайлович
Попова Зинаида Михайловна
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РК
Соловьев Станислав Николаевич в лице законного представителя Вокуевой Надежды Александровны
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
12.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2022Передача материалов судье
24.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее