дело № 2- 2018/2023
УИД 03RS0005-01-2023-000037-51
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Проскуряковой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захаренковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы к Ахмадеевой Анастасии Сергеевне о взыскании неосновательного обогащения в виде пособия по безработице,
у с т а н о в и л:
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Уфы в лице Филиала Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы (далее – ГКУ ЦЗН г. Уфы) в лице Филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району обратилось в суд с иском Ахмадеевой А.С. о взыскании пособия по безработице.
В обоснование иска указано, что 15 апреля 2020 года ответчик обратилась в Филиал ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району в целях содействия в поиске работы.
24 апреля 2020 года ответчик была зарегистрирована в Филиале в качестве безработного. При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице.
20 апреля 2021 года в ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что ответчик осуществляет трудовую деятельность со 2 мая 2020 года, что подтверждается сведениями СМЭВ из ПФР.
За период нахождения ответчика на учете в Филиале в статусе безработного ему было выплачено пособий на сумму 108 631, 28 рубль.
Также истец указывает, что ответчик незаконно был зарегистрирован в качестве безработного и неправомерно получал пособие по безработице с 2 мая 2020 года по 14 октября 2020 года.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу неосновательное обогащение в размере 97 348, 02 рублей.
Представитель истца ГКУ ЦЗН г. Уфы в лице Филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
На судебное заседание ответчик Ахмадеева А.С. не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, суд не располагает сведениями об уважительности неявки на судебное заседание, заявлений и ходатайств не поступало.
Суд учитывает, что закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать этих лиц о времени и месте рассмотрения дела.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Суд принял исчерпывающие меры к извещению, обеспечив сторонам возможность явиться в суд и защитить свои права.
При таком положении считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, дав им оценку, считает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 15 Закона о занятости населения деятельность государственной службы занятости населения в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
По смыслу положений статьи 3, 28 Закона о занятости населения пособие по безработице является мерой социальной поддержки лиц, признанных безработными, которые по объективным, не зависящим от них обстоятельствам, лишены средств существования из-за отсутствия возможности трудиться и получать за свою работу вознаграждение, необходимое для поддержания своей жизнедеятельности.
На основании части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено, что 15 апреля 2020 года ответчик обратилась в Филиал ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району в целях содействия в поиске работы.
24 апреля 2020 года ответчик была зарегистрирована в Филиале в качестве безработного. При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице.
20 апреля 2021 года в ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что ответчик осуществляет трудовую деятельность со 2 мая 2020 года, что подтверждается сведениями СМЭВ из ПФР.
За период нахождения ответчика на учете в Филиале в статусе безработного ему было выплачено пособий на сумму 108 631, 28 рубль.
Приказом Филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району от 20 апреля 2021 года Ахмадеева А.С. снята с регистрационного учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Также истец указывает, что ответчик незаконно был зарегистрирован в качестве безработного и неправомерно получал пособие по безработице с 2 мая 2020 года по 14 октября 2020 года в сумме 97 348, 02 рублей.
Из пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года №460 (далее - Временные правила), следует, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Согласно пункту 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4 (1) настоящих Временных правил, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (пункт 5 Временных правил)
Пункт 11 Временных правил указывает на то, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (пункт 19 Временных правил).
Частью 7 статьи 16.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливается обязанность участников ИАС «Работа в России» обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, подлежащей размещению в системе.
Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего.
При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (пункт 4).
В случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (статья 2, пункт 2 статьи 35 Закона №).
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что ответчик была обоснованно поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы на основании поданного ею заявления с начислением пособия по безработице, а также, учитывая, что ответчик, кроме этого, осуществляла трудовую деятельность, что исключало возможность получения ею пособия по безработице, истцом при установлении данного факта было правомерно предложено ответчику возвратить выплаченное пособие по безработице.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Поскольку ответчик в период времени со 2 мая 2020 года была трудоустроена, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и взыскании с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в размере 97 348, 02 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанной нормы, поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 120, 44 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы к Ахмадеевой Анастасии Сергеевне о взыскании неосновательного обогащения в виде пособия по безработице - удовлетворить.
Взыскать с Ахмадеевой Анастасии Сергеевны в пользу государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы сумму неосновательного обогащения в размере 97 348, 02 рублей.
Взыскать с Ахмадеевой Анастасии Сергеевны государственную пошлину в местный бюджет в размере 3 120, 44 рублей.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд города Уфы РБ заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.В. Проскурякова
Решение в окончательной форме изготовлено 13.03.2023 г. Ю.В. Проскурякова