гражданское дело № 2-680/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2022 года ст. Крыловская
Крыловской районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Остапенко Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карамышевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес> о признании права собственности на жилую квартиру по приобретательской давности,
установил:
В суд обратилась ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес> о признании права собственности на жилую квартиру приобретательской давности.
В обоснование заявленных требований истица ссылается на следующие обстоятельства.
Истица с <данные изъяты> года проживает в <адрес> расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписки из похозяйственной книги Администрации Октябрьского сельского поселения истица является главой квартиры. С 1991 года по 2021 годы проживает по указанному адресу, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ.
На протяжении длительного периода времени она несет бремя содержания домовладения и уплату налоговых платежей. Поскольку отсутствовали документы на квартиру, то не могла свои права зарегистрировать в ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ был получен технический паспорт жилого помещения и техническое заключение по определению принадлежности к недвижимому имуществу многоквартирного жилого дома (жилой квартиры) и его соответствия строительным нормам. Жилая квартира соответствует СНиП, требованиям, предъявляемым к категории жилого помещения, не создает угрозу жизни граждан, пригодна для проживания.
Более тридцати лет истица владеет недвижимым имуществом открыто и не от кого не скрывает свои права на него. Владение недвижимым имуществом осуществляется непрерывно. Недвижимое имущество из владения никогда не выбывало, добросовестно пользуется ним, как собственник. Иные лица не предъявляли свои права на спорное недвижимое имущество.
В заявлении, адресованном суду, истица ФИО2, ходатайствует о рассмотрении требований в свое отсутствие, на требованиях настаивает, просит их удовлетворить.
В судебное заседание дочь истицы ФИО2- ФИО5 не явилась, предоставила заявление о рассмотрении гражданского дела без ее участия, возражений против требований своей матери не имеет.
В судебное заседание представитель администрации муниципального образования <адрес> ведущий специалист отдела муниципального имущества ФИО6, не явился. В представленном отзыве на исковое заявление содержится ходатайство о рассмотрении заявленных ФИО2 требований в отсутствие представителя администрации, против требований не возражает.
Исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования законны, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
На основании ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В п. 5 Постановления от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N 9-П ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по вопросу о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, признана не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
Следовательно, собственник служебного жилищного фонда, каковым в данном случае является орган местного самоуправления, в пределах своих полномочий вправе самостоятельно решать вопросы местного значения и распоряжаться муниципальной собственностью, самостоятельно принимать решения по вопросам приватизации служебных жилых помещений, в том числе в форме нормативных актов, определяющих основания и условия передачи таких помещений в собственность их нанимателей.
Пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма жилых помещений.
Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Разрешая заявленные требования, судом установлено, что квартира, расположенная по <адрес> не входит в реестр муниципальной собственности.
Согласно сведений представленных и администрации Октябрьского поселения похозяйственных книг, следует, что жилое помещение ФИО2 предоставлено на основании ордера Октябрьского с/с № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений похозяйственных книг Октябрьского сельского поселения следует, что истица ФИО2 с 1991 года по настоящее время является главой хозяйства по домовладения по <адрес>.
Согласно технической документации технического паспорта на квартиру, объект состоит из двух жилых комнат. Общая площадь жилого помещения и жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м.
Согласно технического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ГБУ КК «Крайтехинвентаризация- Краевое БТИ» по <адрес> следует, что объект имеет неразрывную связь с землей и является капитальным, следовательно является объектом недвижимого имущества. Реконструкция и перепланировка в жилом помещении не проводилась, жилая квартира соответствует требованиям, предъявляемым к категории жилого помещения: санитарно-гигиеническим, объемно-планировочным. Жилой дом(квартира) находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, пригоден для проживания, не создает угрозу для жизнедеятельности граждан. Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Как следует из проведенного анализа жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: <адрес> частично соответствует строительным нормам и правилам, предъявляемым к категории жилых помещений.
В соответствии с положениями ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся, жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно выписки из похозяйственной книги Октябрьского сельского поседения семья ФИО2 с 1991 года по 1995 год проживает в домовладении расположенном по <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правообладателях по адресу: <адрес> отсутствуют.
Поскольку истица изъявила свою волю на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, обратившись с требованиями о признании права собственности, и ранее в приватизации не участвовала, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать за ФИО2 право собственности на жилое помещение <адрес> литером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес> по <адрес>, с инвентарным номером <данные изъяты>, согласно технического паспорта жилого помещения, изготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГУП КК «Крайтехинвентаризация» <адрес>.
Решение суда является основанием для государственного кадастрового учета и внесений изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости и проведения государственной регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца.
Судья подпись
копия верна
судья