УИД 57RS0014-01-2023-000837-92
Дело №2-1-860/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
25 июля 2023 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Тульской С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседании Борзенковой И.О.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Хуцишвили Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Косачевой Т.Н. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области обратился в суд в интересах Косачевой Т.Н. к БУЗ «Мценская центральная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению Косачевой Т.Н., по вопросу льготного обеспечения его медицинскими изделиями: <...>. В ходе проверки установлено, что Косачева Т.Н., Дата года рождения, состоит на учете в <...> является региональным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Косачевой Т.Н. поставлен диагноз – <...>. Несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловской области БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» Косачева Т.Н. медицинскими изделиями <...> в полном объеме не обеспечена. Косачева Т.Н. состоит на учете в БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарств (изделий) с диагнозом <...>. По информации Департамента здравоохранения Орловской области Косачева Т.Н. включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2022 и 2023 года. Годовая потребность Косачевой Т.Н. в <...>) – 11 стандартов, однако всего в 2022 году выписан 1 рецепт и обслужен 1 рецепт, (выдан 1 стандарт). В 2023 году тест-полоски не выписывались и не выдавались.
По указанным основаниям заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующий в интересах Косачевой Т.Н., просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Косачеву Т.Н. медицинскими изделиями - <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» производить своевременную выписку Косачевой Т.Н. рецептов на медицинские изделия <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом. Решение суда в порядке ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить к немедленному исполнению.
Косачева Т.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще.
В судебном заседании старший помощник Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков Департамента здравоохранения Орловской области и БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) и п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч.1 ст.20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст.10, ст.11, ч.2 ст.19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не допускается.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг.
Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Приказом Минтруда России №929н и Минздрава России №1345н от 21 декабря 2020 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2021 г. №63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п.12 названного Порядка за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты и медицинские изделия, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п.14 Порядка).
В силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень изделий медицинского назначения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено ч.2 ст.19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Источниками финансового обеспечения данной Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления).
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 лицам, имеющим заболевание диабет, отпускаются бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. №3053-утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Данным перечнем, в частности, поименованы медицинские изделия - тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Согласно Постановления Правительства Орловской области №399 от 22 декабря 2014 года (далее по тексту Постановление №399) Департамент здравоохранения Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
Согласно п. 5.7 Постановления №399 Департамент здравоохранения организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Из материалов дела следует, что Косачевой Т.Н. поставлен диагноз: <...>
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от <...>.
Согласно информации БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» Косачева Т.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарств и изделий медицинского назначения: <...> Является региональной льготницей, группы инвалидности не имеет. Потребность Косачевой Т.Н. в изделиях медицинского назначения – <...> в 1 стандарте: 3 штуки в сутки, на месяц – 0,9 стандарта, на год – 11 стандартов. Изделия медицинского назначения – <...> назначены Косачевой Т.Н. <...> на основании диагноза <...>. Косачева Т.Н. включена в регистр льготных категорий граждан для обеспечения лекарственными препаратами на 2022 год и на 2023 год.
Согласно информации Департамента здравоохранения Орловской области Косачева Т.Н. имеет право на лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета на 2023 год.
Ненадлежащее обеспечение Косачевой Т.Н. назначенными ей врачом медицинскими изделиями влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в силу закона недопустимо. При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не поставлено в зависимость от объема финансирования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что медицинские изделия - <...> являются жизненно необходимыми для поддержания здоровья Косачевой Т.Н. в связи с имеющимся у нее заболеванием, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Косачеву Т.Н. данными медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены их лечащим врачом, а также возложить на БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» обязанность производить своевременную выписку рецептов на медицинские изделия.
В силу положений ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Косачеву Т.Н., Дата года рождения (паспорт серии № выдан <адрес>) медицинскими изделиями - <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Возложить обязанность на БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» производить своевременную выписку Косачевой Т.Н. рецептов на медицинские изделия - тест-полоски для глейкометра в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение подлежит к немедленному исполнению и может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2023 года.
Председательствующий С.Г. Тульская