?Дело № 2-783/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Оханск Пермского края «2» октября 2020 г
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в составе:
председательствующего судьи Томилиной Е.А.,
при секретаре Никитиной К.Ю.,
с участием истцов Касаткина А.В., Быковой Н.В., Карташовой Л.В., Старцева В.Н.,
представителя третьего лица администрации Оханского городского округа ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колчанова Анатолия Николаевича, Касаткина Андрея Валентиновича, Килуниной Галины Ивановны, Пискунова Михаила Григорьевича, Быковой Нины Викторовны, Карташовой Лилии Васильевны, Бажиной Светланы Анатольевны, Русских Льва Николаевича, Старцева Владимира Николаевича к региональному оператору Пермского края Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о признании действий по начислению платы незаконными, возложении обязанности аннулировать задолженность, уменьшить стоимость платы за услуги, компенсации морального вреда,
установил:
Колчанов А.Н., Касаткин А.В., Килунина Г.И., Пискунов М.Г., Быкова Н.В., Карташова Л.В., Бажина С.А., Русских Л.Н., Старцев В.Н. обратились в суд с иском к региональному оператору Пермского края Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (далее по тексту ПК ГУП «Теплоэнерго»), в котором просят с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ признать действия ответчика по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО) за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать ответчика аннулировать задолженность за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уменьшить стоимость услуги по обращению с отходами, взыскать компенсацию морального вреда в размере № в пользу каждого.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилых домов, расположенных в водоохраной зоне р. Камы г. Оханска Пермского края. С ДД.ММ.ГГГГ ПКГУП «Теплоэнерго» начало производить им начисления за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, однако указанная услуга фактически не оказывалась ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ни один из истцов договор с ПКГУП «Теплоэнерго» не заключал. Сбор мусора не осуществлялся, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов не были установлены до июня 2019 года.
В 2019 году истцы Старцев В.Н., Быкова Н.В. обращались в адрес ответчика, администрацию Оханского городского округа, прокурору г. Перми и прокурору Оханского района с заявлениями о правомерности начисления платы за услугу по обращению с отходами.
По результатам прокурорской проверки был установлен факт ненадлежащей организации сбора твердых коммунальных отходов в г. Оханске, в адрес администрации Оханского городского округа было внесено представление.
Несмотря на установленный факт ненадлежащей организации сбора твердых коммунальных отходов, ответчик отказал в перерасчете платы за услугу по обращению с отходами. Считают, что требуя оплаты за не оказанные услуги в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик нарушает их права и законные интересы. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» ответчик обязан аннулировать задолженность и выплатить им компенсацию морального вреда, который истцы оценили в размере №
Кроме того, поскольку по месту их проживания контейнеры для сбора ТКО не могут быть установлены из-за нахождения домов в водоохраной зоне, а ближайшие контейнеры установлены от жилых домов более чем на 100 м., что является нарушением п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» считают, что стоимость услуги по обращению с отходами должна быть для них уменьшена с июня 2019 года.
В судебном заседании истцы Касаткин А.В., Быкова Н.В., Карташова Л.В., Старцев В.Н. поддержали заявленные требования по доводам указанным в исковом заявлении.
Истец Старцев В.Н. пояснил, что с истцами письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключен. Проект такого договора до истцов не доведен. Контейнера для сбора ТКО от жилых помещений размещены с нарушением п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», ответчиком не представлена в графическом виде информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей. Ответчик не обеспечил предоставление коммунальной услуги истцам как потребителям по обращению с ТКО в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354. Просил удовлетворить требования в полном объеме.
Истцы Колчанов А.Н., Килунина Г.И., Пискунов М.Г., Бажина С.А., Русских Л.Н. в судебном заседании не участвовали, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании истцы Касаткин А.В., Быкова Н.В., Пискунов М.Г., Русских Л.Н. поясняли, что ответчик до настоящего времени никаких услуг по сбору и вывозу ТКО фактически им не оказывает. Сбор твердых бытовых отходов и их утилизацию в своем хозяйстве они осуществляют собственными силами, пищевые отходы используют в откорме домашнего скота и птицы, бумагу, дерево, целлофан и пластик сжигают в своем же хозяйстве. Договоров на утилизацию или вывоз ТКО с другими организациями они не заключали.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании не участвовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в письменном отзыве ПКГУП «Теплоэнерго».
В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что ПКГУП «Теплоэнерго» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с истцами, как собственниками жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> заключен в соответствии с Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предложение о заключении договора было опубликовано на официальном сайте Регионального оператора ДД.ММ.ГГГГ. Предложение о заключении договора содержало ссылку на форму заявки, типовые договоры с потребителями, уставные документы регионального оператора, постановление об установлении единого тарифа оператора и другие нормативно - правовые акты. Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами размещена на официальном сайте Министерства строительства и архитектуры Пермского края.
В г. Оханске в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. осуществлялся децентрализованный вывоз ТКО в соответствии с Порядком накопления отходов на территории Пермского края. Для улиц: Радищева, Партизанская, Щукина, Суслова, Подгорная г. Оханска действовала заявочная форма сбора ТКО, местом сбора была определена точка сбора – <адрес>, остальные улицы не могли принять специализированную технику в связи с устройством узких дорог и отсутствием необходимой территории для совершения маневра мусоровозом. С августа 2019г. по ноябрь 2019г. ближайшая контейнерная площадка располагалась по адресу: <адрес>, с декабря 2019г по настоящее время вывоз ТКО осуществляется с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>.
Таким образом, услуга по обращению с ТКО оказывалась в соответствии с действующим законодательством и в полном объеме. Нарушений прав истцов со стороны ПКГУП «Теплоэнерго» не имеется.
Представитель третьего лица администрации Оханского городского округа ФИО1 просил в удовлетворении исковых требований гр. Колчанова А.Н. и других граждан к ПКГУП «Теплоэнерго» отказать, указав, что на территории Пермского края региональным оператором является ПКГУП «Теплоэнерго». Процедура заключения региональным оператором публичного договора на сбор и вывоз твердых бытовых отходов соблюдена. С ДД.ММ.ГГГГ в связи с нехваткой контейнеров администрацией Оханского городского округа для физических лиц была организована временно заявочная форма вывоза ТКО. График сбора ТКО в городе Оханск был размещен на официальном сайте Оханского городского округа, а также в общественно-политической газете «Оханская сторона» от ДД.ММ.ГГГГ №(9788). Согласно графику на ДД.ММ.ГГГГ ближайшее место сбора ТКО по отношению к домам истцов было определено на <адрес>, в районе домов 1 -7, днем вывоза определена суббота, по заявке населения. Учитывая потребности населения Оханского городского округа количество дней вывоза в неделю было увеличено, на март месяц 2019 года место остановки мусоровоза было определено на <адрес>, в районе домов 1-5, днями недели определены - понедельник, четверг, суббота, по заявке населения. В связи с актом прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости осуществления вывоза ТКО в заявочной форме, вывоз ТКО по заявкам был отменен, региональному оператору была направлена заявка на выделение дополнительных контейнеров, которые впоследствии с июня 2019 года были установлены на <адрес> у <адрес> (на перекрестке улиц <адрес>). Контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов создаются в соответствии со схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов утверждается в соответствии с генеральным планом территорий. В настоящее время Генеральный план территорий Оханского городского округа находится на стадии согласования с органами исполнительной власти Пермского края. Контейнеры находящиеся на территории Оханского городского округа установлены временно, до утверждения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки для размещения временно устанавливаемых контейнеров не оборудуются. Вывоз ТКО осуществляется согласно опубликованным графикам сбора ТКО. ПКГУП «Теплоэнерго» на основании заключенного публичного договора выставляется плата по обращению с ТКО, что согласуется со ст. 155 Жилищного кодекса РФ.
Суд, выслушав объяснения истцов, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» введена Глава V.I, посвященная регулированию деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 24.6 приведенного закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.
Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" определяет, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец Колчанов А.Н. является сособственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ;
истец Касаткин А.В. является долевым собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ;
истец Килунина Г.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, имеет регистрацию по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ;
истец Пискунов М.Г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ;
истец Быкова Н.В. является сособственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ;
истец Карташова Л.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ;
истец Бажина С.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ;
истец Русских Л.Н. является долевым собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ;
истец Старцев В.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, договорами купли-продажи, свидетельством о праве собственности на землю, сведениями из паспорта истца Килуниной Г.И., выпиской из ЕГРН об объектах недвижимости.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края, куда включен Оханский городской округ утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 09.12.2016 N СЭД-35-01-12-503, опубликованном на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края http://www.msgkh.permkrai.ru, 21.12.2016.
Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов утверждена постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 308-п опубликованном в изданиях "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 22, 11.06.2018, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2018.
Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 305-п "Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае", опубликованном в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 22 от 11 июня 2018 года, а также размещенном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 июня 2018 года, определен размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае.
Согласно пункту 3.3 Постановления N 305-п размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом доме (домовладении), определяется в соответствии с формулой 9(1) раздела II(1) приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-96 утверждены прилагаемые к данному приказу расчетные единицы и категории объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Приказ N СЭД-46-04-02-96 опубликован в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 29 от 30 июля 2018 г.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края согласно приложению к данному Приказу. Приказ N СЭД-46-04-02-97 опубликован в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 29 от 30 июля 2018.
По результатам конкурсного отбора региональным оператором по Пермскому краю избрано ПК ГУП «Теплоэнерго», с которым региональной службой по тарифам Пермского края ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ПК ГУП «Теплоэнерго» является юридическим лицом, коммерческой организацией, основной вид деятельности которой «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», дополнительные виды деятельности, в том числе: «Сбор отходов», «Обработка и утилизация отходов». ПК ГУП «Теплоэнерго» имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Указанные обстоятельства являются общедоступными и не подлежат доказыванию.
20.12.2018 Региональной службой по тарифам Пермского края принято постановление N 53-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края" на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019. Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 51 от 31 декабря 2018 г.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Порядок заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО установлен в разделе I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
Так, в соответствии п. 8(17) указанных Правил в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п.148(1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действующего с 14.03.2017 г., предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с п.148(2) данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу п.148(15) данных Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.
Таким образом, обязанность регионального оператора заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с любым лицом, которое обратится к нему с одной стороны и обязанность каждого собственника ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с другой стороны, при отсутствии заявления собственника жилого дома о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, в совокупности означает, что данный договор считается заключенным автоматически, после совершения действий, свидетельствующих о намерении присоединиться к настоящему договору (фактическое пользование услугами, перечисление платы на расчетный счет за оказанные услуги и др.). Данный договор считается заключенным независимо от наличия письменного договора. При этом как составление и подписание письменного договора, так и совершение конклюдентных действий в соответствии с формой акцепта, указанного в публичной оферте, являются юридически равнозначными способами заключения договора. Фактическое пользование потребителем услугами регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов предполагается. В обязанность регионального оператора не входит проверка факта осуществления потребителем складирования отходов, количества накопленного и сложенного ТКО, в установленные согласно схеме расположения контейнера.
ДД.ММ.ГГГГ на своем официальном сайте (pkgyp-te.permkrairu) региональным оператором ПКГУП "Теплоэнерго" опубликовано адресованное, в том числе потребителям Оханского городского округа Пермского края, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе.
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (п.2)), права и обязанности сторон (п.7-10), срок начала оказания услуг (п.4), порядок фиксации нарушений (п.12-16), ответственность сторон (п.17-18), сроки и порядок оплаты услуг по договору (раздел 2). В договоре содержится информация и иных условиях, предусмотренных ст.432 ГК РФ, п.25 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. N 641.
Исходя из этого, следует, что информация, опубликованная на официальном сайте регионального оператора, считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Пермского края. Это означает, что ПКГУП "Теплоэнерго" выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора.
С учетом приведенных правил, договор на оказание услуг считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов истцами способами, не нарушающими санитарное законодательство, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что истцы не пользуются услугой по вывозу ТКО, предоставляемой ответчиком. Обращение потребителя с требованиями о не начислении спорных платежей не свидетельствует об отказе от фактического использования рассматриваемой услуги, учитывая общедоступный характер ее оказания.
Именно на потребителя - собственника жилого дома возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований ч. 5 ст. 30 ЖК РФ и п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Несанкционированное складирование, хранение и утилизация ТКО в придомовых территориях и на принадлежащих гражданам земельных участках вне установленных контейнеров, потребителям запрещается (п.15 постановления Правительства РФ от 12.11.2018 №1156).
Следовательно, вопреки доводам истцов, оснований для признания действий ответчика по начислению им платы за обращение с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными, в данном случае не имеется.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО определяются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В п. 148(45) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 указано, что требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам. В п.17 Приложения указано обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
Согласно пункту 148 (22) Правил 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе, в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором в г. Оханске осуществлялся децентрализованный вывоз ТКО. На близлежащей территории к <адрес> и <адрес> контейнеры отсутствовали. Для физических лиц была организована заявочная форма вывоза ТКО. График сбора ТКО был размещен на официальном сайте Оханского городского округа, а также в общественно-политической газете «Оханская сторона» от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно графику на ДД.ММ.ГГГГ ближайшее место сбора ТКО по отношению к домам истцов было определено на <адрес>, в районе домов 1 -7, днем вывоза определена суббота, по заявке населения. В марте месяце 2019 года место сбора ТКО было определено на <адрес>, в районе домов 1-5, днями недели определены - понедельник, четверг, суббота, по заявке населения. С июня 2019 года контейнера были установлены на <адрес> у <адрес> (на перекрестке улиц <адрес>).
Историей мониторинга передвижения мусоровозов по системе ГЛОННАС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждено нарушение установленной периодичности вывоза мусора для физических лиц, проживающих на <адрес> и <адрес>.
Представленные ответчиком путевые листы мусоровозов, акты сдачи-приемки указанных услуг за спорный период не подтверждают факта надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по обращению с ТКО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы Старцев В.Н., Быкова Н.В. обращались в адрес ответчика, администрацию Оханского городского округа, прокурору г. Перми и прокурору Оханского района с заявлениями о правомерности начисления платы за услугу по обращению с отходами в мае 2019 года.
По результатам прокурорской проверки был установлен факт ненадлежащей организации сбора твердых коммунальных отходов в г. Оханске, в адрес администрации Оханского городского округа было внесено представление.
В пересчете за услуги по обращению с ТКО Быковой Н.В. ПК ГУП «Теплоэнерго» было отказано.
В соответствии с пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Поскольку исследованными доказательствами установлен факт отклонения свыше нормы сроков вывоза ТКО для физических лиц, проживающих на <адрес> и <адрес>, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы собственникам жилых домов, расположенных на <адрес>-а, <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд не соглашается с доводами истцов, что удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого помещения, не представление в графическом виде информации о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей и тому подобные обстоятельства относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 14 п.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Согласно п.4 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 9 и 10 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации являются обязанностью администрации Оханского городского округа, а не регионального оператора.
Определение органом местного самоуправления на схеме места расположения контейнеров на расстоянии более 100 метров от жилых домов истцов (п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено не менее 20 м, но не более 100 м.) не может считаться некачественно оказанной услугой регионального оператора, поскольку жилые дома истцов расположены в водоохраной зоне <адрес> края, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством исключает размещение контейнеров в данной зоне.
Также действующее законодательство, регулирующее сферу обращения с ТКО, не обязывает регионального оператора при оказании услуги по обращению с ТКО осуществлять учет фактического пользования или объема складирования ТКО в установленные контейнеры каждым из потребителей, проживающих постоянно или временно в жилом доме, при отсутствии заключенного с конкретным потребителем договора, отличающего по содержанию от типового договора.
Суд при принятии решения также учитывает положения ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.
Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч.1 ст.11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ч.1 ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Исходя из изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований истцов к региональному оператору об уменьшении стоимости услуги по обращению с ТКО с июня 2019 года, в связи с установлением контейнеров от жилых домов истцов более чем на 100 м. не имеется.
Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
Учитывая факт нарушения прав истцов как потребителей, в виду того, что они не могли воспользоваться услугами вывоза ТКО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надлежащего качества, испытывали затруднения для решения этого бытового вопроса, суд полагает, что в пользу истцов необходима компенсация морального вреда с учетом требований разумности и справедливости в размере №
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Из пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов штраф в размере № (400/ 50%).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Колчанова Анатолия Николаевича, Касаткина Андрея Валентиновича, Килуниной Галины Ивановны, Пискунова Михаила Григорьевича, Быковой Нины Викторовны, Карташовой Лилии Васильевны, Бажиной Светланы Анатольевны, Русских Льва Николаевича, Старцева Владимира Николаевича удовлетворить частично.
Обязать регионального оператора Пермского края – Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» произвести перерасчет платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за некачественно оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Колчанову Анатолию Николаевичу по адресу: <адрес>, Касаткину Андрею Валентиновичу по адресу: <адрес>, Килуниной Галине Ивановне по адресу: <адрес>, Пискунову Михаилу Григорьевичу по адресу: <адрес>, Быковой Нине Викторовне по адресу: <адрес>, Карташовой Лилии Васильевне по адресу: <адрес>, Бажиной Светлане Анатольевне по адресу: <адрес>, Русских Льву Николаевичу по адресу: <адрес>, Старцеву Владимиру Николаевичу по адресу: <адрес>.
Взыскать с регионального оператора Пермского края – Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» в пользу Колчанова Анатолия Николаевича, Касаткина Андрея Валентиновича, Килуниной Галины Ивановны, Пискунова Михаила Григорьевича, Быковой Нины Викторовны, Карташовой Лилии Васильевны, Бажиной Светланы Анатольевны, Русских Льва Николаевича, Старцева Владимира Николаевича компенсацию морального вреда в размере № каждому, штраф в размере № каждому.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 октября 2020 года.
Судья Е.А. Томилина