Дело № 2-2682/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года гор. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
Председательствующего судьи Багандова Ш.Б.
При секретаре Малалиевой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Махачкала в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы», Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала» и МБУ «Махачкала-1» о признании незаконным бездействий и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы», Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала» о признании незаконным бездействий и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование иска ссылается на то, что прокуратурой города Махачкалы проведена проверка по информации командира полка ДПС ГИБДД МВД по РД Шахрутдинова Ш.М. о нарушениях требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Как усматривается из указанной информации и приложения к нему 15.02.2019 на перекрестке улиц Г.Гаджиева и А.Чеэрова по г.Махачкалы произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого один человек получил повреждениями различной степени тяжести. При обследовании места совершения ДТП установлено, что в нарушение требований пункта 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст, на перекрёстке ул. Г.Гаджиева и ул. А.Чеэрова г.Махачкалы у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием не установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. В соответствии с пунктом 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м. в обе стороны от пешеходного перехода.
С целью обеспечения устранения выявленных нарушений Главным государственным инспектором дорожного движения по Республике Дагестан Шалагиным А.Ю. 19.02.2019 главе г.Махачкалы было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, которым предписывалось в месячный срок устранить вышеизложенные нарушения по указанному адресу.
Между тем, нарушения администрацией МО ГО «город Махачкала» не устранены, что подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 18.04.2019.
В связи с неисполнением требований, изложенных в предписаниях, государственным инспектором дорожного надзора ДПС ГИБДД МВД по РД 29.04.2019 в отношении юридического лица - МО ГО «город Махачкала» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ, который направлен в суд для рассмотрения в установленном порядке.
В ходе осуществленного прокуратурой города выезда на место установлено, что по настоящее время на перекрёстке ул. Г.Гаджиева и ул. А.Чеэрова г.Махачкалы у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием не установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
Просит суд, признать незаконным бездействие МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», выразившееся в невыполнении мероприятий по установлению пешеходных ограждений перильного типа у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием на перекрёстке ул. Г.Гаджиева и ул. А.Чеэрова г.Махачкалы; Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» и администрацию муниципального образования городской округ «город Махачкала» устранить нарушение, указанное в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 18.04.2019, составленном государственным инспектором дорожного надзора ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО5, и установить на перекрёстке ул. Г.Гаджиева и ул. А.Чеэрова г.Махачкалы у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа в соответствии с ГОСТ Р.
В судебном заседании помощник прокурора гор. Махачкала Кислицкая А.С. исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкалы» Сыравова А.С. просила отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения на них обязанности устранить нарушения.
Представитель МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы» Абдуллаев М.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения на них обязанности устранить нарушения.
Представитель соответчика муниципального бюджетного учреждения «Махачкала-1» Мирзаханов Ш.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.6 ч.4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 16 ч.1 п.5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 3 п.6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожной деятельностью признается, деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из ст.5 ч.1 п.п. 3 и 9 приведенного Федерального закона, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст.6 ч.9 указанного Федерального закона, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог по ст. 17 ч. 3 приведенного Федерального закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог закреплена в Приказе Минтранса РФ от 16 ноября 2012 г. N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
В соответствии с пунктом 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 п. 8.1.28. ограничивающие пешеходные ограждения устанавливают:
- перильного типа - у внешнего края тротуара у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, на расстоянии не менее 0,3 м от лицевой поверхности бортового камня.
Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
На основании п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов норм и правил.
Судом установлено, что15.02.2019 на перекрестке улиц Г.Гаджиева и А.Чеэрова по г.Махачкалы произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого один человек получил повреждениями различной степени тяжести.
В рамках повседневного надзора полка ДПС ГИБДД МВД по РД выявлены нарушения п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", не установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием на перекрестке ул. Г.Гаджиева и А.Чеэрова по г.Махачкалы.
С целью обеспечения устранения выявленных нарушений Главным государственным инспектором дорожного движения по Республике Дагестан ФИО4 19.02.2019 главе г. Махачкалы было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, которым предписывалось в месячный срок устранить вышеизложенные нарушения по указанному адресу.
Повторной проверкой установлено, что требование представления не было исполнено, что подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 18.04.2019 г., в связи с чем, 29.04.2019 г. в отношении юридического лица МО ГО «город Махачкала» составлен административный протокол по ст. 19.5 ч. 27.
Пунктом 5 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ «Город Махачкала» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», учреждение является отраслевым подразделением администрации г. Махачкалы, в функциональные обязанности которого входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 17.04.2019 г. № 639 «Об организации деятельности муниципального бюджетного учреждения «Махачкала-1» основной целью деятельности является, в том числе оказание услуг в сфере дорожной деятельности.
В муниципальное задание МБУ «Махачкала-1» на 2019 г. от 03.06.2019 г. внесены изменения, изложив ее в новой редакции, согласно приложению № 1.
Из приложения № 1, утвержденного приказом МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» от 02.07.2019 н. № 89-П к видам деятельности учреждения относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, озеленение, дорожная деятельность.
В разделе 5 данного приложения, учреждение осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования при осуществлении дорожной деятельности, куда также входит установка и снятие ограждений.
Кроме того, поручением № 1 МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» от 25.07.2019 г. директору МБУ «Махачкала-1» поручено установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у наземных переходов со светофорным регулированием на перекрестке ул. Г. Гаджиева и А. Чеэрова по г. Махачкалы.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.
Участок дороги на перекрестке улиц Г. Гаджиева и А. Чеэрова по г. Махачкале не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007, не приведение их в соответствие препятствует безопасности передвижения по нему неопределенного круга лиц, нарушает законодательство Российской Федерации, права и законные интересы граждан.
Таким образом, органами местного самоуправления г. Махачкалы нарушены нормы законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части обеспечения надлежащего состояния автомобильных дорог и улицах местного значения в пределах городского округа (ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах суд требования прокурора г. Махачкалы считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Махачкалы удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы», Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала» и МБУ «Махачкала-1», выразившиеся в невыполнении мероприятий по установлению пешеходных ограждений перильного типа у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием на перекрёстке ул. Г. Гаджиева и ул. А. Чеэрова г. Махачкалы.
Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы», Администрацию муниципального образования городской округ «город Махачкала» и МБУ «Махачкала-1» устранить нарушения, указанные в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 18.04.2019, составленном государственным инспектором дорожного надзора ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО5, и установить на перекрёстке ул. Г. Гаджиева и ул. А. Чеэрова г. Махачкалы у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа в соответствии с ГОСТ Р.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Ленинский районный суд гор. Махачкалы в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Ш.Б. Багандов