Дело №11-14/2023
УИД 37MS0061-01-2023-000115-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2023 года г. Юрьевец Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Гриневецкой Л.С.,
при секретаре ФИО4,
с участием:
ответчика ФИО2,
представителя ответчика ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Петровой М.В. на решение мирового судьи №4 Пучежского судебного района в Ивановской области от 15 февраля 2023 года по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Горевой Н.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» обратилось в суд с иском к Горевой Н.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
В обоснование заявленных требований истец указал, что Горева Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Данными о зарегистрированных в жилом помещении гражданах истец не располагал, в связи с чем, объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами был рассчитан с учетом количества собственников. Письменный договор между сторонами отсутствует, но считается заключенным путем совершения потребителем конклюдентных действий, в соответствии с п. п. 148 (1), 148 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Населенный пункт, на территории которого проживает ответчик, включен в территориальную схему обращения с ТКО, утвержденную приказом Департамента ЖКХ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 148 (11) вышеуказанных Правил коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям оказывает ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами». Постановлением Департамента энергетики и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-н/1 утвержден среднемесячный норматив накопления ТКО в расчете на 1 проживающего - 0,180 куб. м. Постановлениями Департамента энергетики и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с п. 148 (28) Правил размер платы за указанную коммунальную услугу рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору, в связи с несвоевременной оплатой услуги, ответчику начислены пени. До предъявления иска истец обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, который был отменен на основании заявления должника.
В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1755 рублей 47 копеек, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 197 рублей 00 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, почтовые расходы в размере 164 рублей 40 копеек.
Решением мирового судьи № Пучежского судебного района в Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» удовлетворены.
С ФИО2 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1755 руб. 47 коп., пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 197 руб. 00 коп., всего: 1952 (одна тысяча девятьсот пятьдесят два) руб. 47 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., почтовые расходы в сумме 164 руб. 40 коп.
Не согласившись с указанным решением мирового судьи, ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой оспаривает законность и обоснованность постановленного решения, указывая, что никакого договора с ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» ФИО2 не заключался, конклюдентных действий ею не совершалось. Истцом платежных документов не выставлялось. Указанное в иске жилое помещение принадлежало ФИО2 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ однако она никогда не проживала в данном жилом доме, коммунальными услугами не пользовалась, там никто не был зарегистрирован. При этом ближайшая контейнерная площадка расположена за 500 м. от данного дома. Она проживает по иному адресу, где оплачивает указанную коммунальную услугу, задолженности не имеет.
В судебном заседании ответчик ФИО2 и её представитель ФИО5 поддержали доводы своей жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Полевые, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" предоставляет населению <адрес> услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет сбор денежных средств за предоставление услуги. Размер платы за предоставленные услуги рассчитывается по тарифам, утвержденным Постановлением Департамента энергетики и тарифов <адрес>.
Мировым судьей установлено, что коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" оказывалась. Ответчик указанную услугу не оплачивала, в связи с чем, мировой судья правомерно возложил на ответчика обязанность оплатить фактически оказанную обществом коммунальную услугу.
В силу положений закона вывоз ТКО является обязательным.
Порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными во исполнение ч. 1 ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Установлено, что письменный договор на предоставление данной коммунальной услуги между сторонами не заключался.
В силу статей 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника - с момента возникновения права собственности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Пп. «з» п. 4 договора найма от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена обязанность нанимателя своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01 января 2017 года (часть 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги как обращение с твердыми бытовыми отходами применимы правила статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о публичном договоре.
В силу положений статьи 426 ГК РФ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, оказываемая ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" услуга по обращению с твердыми коммунальными услугами вытекает из публичного договора.
Отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов регулируются Федеральным Законом РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального Закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (п. 1). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4).
В соответствии с п. 8 (17) "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных выше Правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора; то есть обязанность у потребителя по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание данной услуги.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Из изложенных норм следует, что обязанность по обращению с твердыми коммунальными отходами должна выполняться гражданами законным способом. В связи с чем, мировым судьей обоснованно сделан вывод о том, что фактически ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" оказывало услуги и несло расходы в связи с оказываемой услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, а ответчики по встречному иску принимали услугу.
Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22). Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).
В силу вышеуказанного Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат удалению. Для размещения отходов предусматриваются специальные объекты, которые вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 6 ст. 12).
Из изложенных норм следует, что обязанность по обращению с твердыми коммунальными отходами должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Оборот твердых коммунальных отходов ограничен, они подлежат сбору и утилизации в соответствии с действующим законодательством.
Доказательств, подтверждающих неоказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" ответчиком не предоставлено, тогда как, обращение с твердыми коммунальными отходами является обязательным в силу положений закона.
Довод о том, что квитанции на оплату коммунальных услуг ответчику не направлялись, суд оценивает критически, поскольку доказательств того, что ответчик обращался к истцу с претензиями об отсутствии извещений на оплату суду не представлено. При этом следует учесть, что не выставление ответчику платежных документов на оплату коммунальных услуг, не является основанием для отказа от исполнения обязательств по оплате потребленных коммунальных ресурсов. Обязанность потребителя оплачивать потребленные коммунальные ресурсы предусмотрена законом.
Доводы жалобы о том, что если в жилом помещении никто не проживает, в связи с чем не образуются отходы потребителя, а следовательно, не должна взиматься плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО не могут являться достаточным основанием для освобождения собственника от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354; далее также - Правила):
при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 56 (2));
при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148 (36)).
Содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что пункты 56 (2) и 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - как сами по себе, так и в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации - предусматривают такое правовое регулирование, которое практически основано на презумпции постоянного использования этих помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях). К тому же при установлении соответствующего регулирования могла учитываться и распространенность практики сдачи собственниками принадлежащих им жилых помещений в коммерческий наем без предоставления ими в организацию, осуществляющую начисление платы за коммунальные услуги, достоверных сведений о количестве фактически проживающих в жилом помещении граждан. С этой точки зрения такое регулирование может рассматриваться как преследующее конституционно значимые цели обеспечения справедливого баланса законных интересов всех субъектов отношений в области предоставления коммунальных услуг (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного не использование собственником жилого помещения (не проживание в данном помещении) не является основанием для освобождения не проживающего в жилом помещении собственника от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Кроме того, доводы ответчика, что не оказывалась услуга по вывозу ТКО, в связи отсутствием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 само по себе не является безусловным основанием считать услугу по вывозу ТКО не оказанной и основанием для освобождения ответчика от оплаты этой коммунальной услуги.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, высказанную ответчиком, представителем ответчика в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Суд соглашается с приведенными выводами мирового судьи, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи №4 Пучежского судебного района в Ивановской области от 15 февраля 2023 года по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Гриневецкая Л.С.