Дело №2-321/2023
УИД 21RS0025-01-2022-003361-96
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Матвеевой Т.В., при секретаре судебного заседания Степановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирова И. П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения в части, обязании включить в специальный стаж периоды работы, обязании назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Владимиров И.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее ГУ - Отделение ПФР по Чувашской Республике - Чувашии, Отделение) о признании незаконным решения в части, обязании включить в специальный стаж периоды работы, обязании назначить страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что Владимиров И.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Отделение ПФР по Чувашской Республике - Чувашии с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствиис ч.14 ст.17Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.
В частности, в стаж работы в сельском хозяйстве Владимирова И.П. не включены следующие периоды:
- с №
№
№
№
№
№
№
Не соглашаясь с таким отказом, истец Владимиров И.П. обратился в суд. При этом он указал, что к заявлению истцом были приобщены копии уставов работодателей, из которых можно сделать однозначный вывод об основной деятельности данных организаций, которой является именно сельское хозяйство.
На основании изложенного Владимиров И.П. просит суд:
1. Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в стаж периодов работы в сельском хозяйстве следующих периодов:
- с №
№
№
№
№
№
№
2. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии включить Владимирова И.П. в стаж работы в сельском хозяйстве следующие периоды:
- с №
№
№
№
№
№
№
3. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии произвести Владимирову И.П. перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.
На судебное заседание истец Владимиров И.П. не явился, в адрес суда представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит суд их удовлетворить.
Ответчик - ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике - Чувашии явку своего представителя в суд не обеспечило, в адрес суда представило отзыв на исковое заявление.
В отзыве на иск указано следующее. Периоды работы истца вАО «БХПП ОКЦ-50, СХПК по переработке сельскохозяйственной продукции «Корма», ООО Агрофирма «Корма» не подлежат включению в подсчет сельского стажа, поскольку из учредительных документов указанных организаций не усматривается, что они относились к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство. Период работы Владимирова И.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по производству кормов в подразделении кормопроизводства в Комбикормовом заводе межхозяйственных предприятий Батыревского района Чувашской АССР также не подлежит включению в специальный стаж, так как письменных документов, подтверждающих факт работы в должности, предусмотренной Списком №, истцом не представлено. Кроме того, не представлено документов, из которых бы усматривалось, что основным видом деятельности организации является сельское хозяйство. Ответчик просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО Агрофирма «Корма», ООО «Корма», Пенсионный фонд Российской Федерации, администрация Батыревского района Чувашской Республики, администрация г.Чебоксары, явку представителей в суд не обеспечили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Владимиров И.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Отделение ПФР по Чувашской Республике - Чувашии с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствиис ч.14 ст.17Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.
В частности, в стаж работы в сельском хозяйстве Владимирова И.П. не включены следующие периоды:
- с №
№
№
№
№
№
№
В обоснование своего отказа пенсионным органом указано о том, что из учредительных документов организаций работодателей Владимирова И.П. не усматривается об отнесении их к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Не соглашаясь с таким отказом, истец Владимиров И.П. обратился в суд.
В силу статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными и муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для решения вопроса о повышении размера фиксированной выплаты приняты специальные правила определения стажа работы в сельском хозяйстве.
Положения подлежащего применению к спорным правоотношениям Списка предусматривают возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периодов работы, поименованных в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.
Согласно Списку право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.
Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).
В списке (ОКВЭД 2) раздел А "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" включает: - использование растительных и животных природных ресурсов, включая выращивание зерновых, содержание и разведение животных; - получение древесины и других растений, животных или продуктов животного происхождения на ферме или в естественной среде обитания и производство кормов в себя не включает.
Между тем производства корма для животных содержится в разделе С списка (ОКВЭД 2) "обрабатывающие производства" пункт 10 производства пищевых продуктов. Эта группировка включает: - обработку продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных промежуточных продуктов, которые не являются пищевыми продуктами.
Данные предприятия могут находиться и не в сельской местности и не являться сельскохозяйственными в этой связи для возникновения соответствующего права необходимо неоспоримое документальное подтверждение того, что спорные периоды осуществлялись по профессии (должности) которая может быть в любой организации, при условии, что сама организация в целом является сельскохозяйственной либо профессия (должность) под общим наименованием, которая может иметь место в любой организации, где есть структурно выделенное сельскохозяйственное подразделение при условии, что сама организация является сельскохозяйственной.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности" в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до ДД.ММ.ГГГГ, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, кроме Списка утверждены и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ №).
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые (на которые):
1) осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком;
2) выполнялись на территории Российской Федерации;
3) начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости и инвалидности.
При этом в части подтверждения последнего условия применяются общие правила, установленные для подтверждения страхового стажа с применением льготных исключений из общего правила, касающихся периодов работы до января 1992 года:
- исключение в части учета периодов работы в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, без привязки к двум последним условиям сделано в отношении периодов работы, которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1992 года.
- другое исключение предусмотрено самим Списком в отношении работы на территории Российской Федерации до 1992 года в колхозах, на машинотракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и артелях (сельскохозяйственных). В отношении работы в названных организациях не применяется ни первое, ни третье условие общеустановленных правил.
Согласно пп. б п. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до ДД.ММ.ГГГГ, включаются в стаж работы в сельском хозяйстве при условии занятости в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списке работ, производств, должностей, специальностей. Соответственно данный пункт относится и к территории РСФСР, которая входила в состав СССР.
При этом если работа протекала на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ в организациях, указанных в пункте 4 Правил, то выполнение указанных условий не требуется.
Согласно пункту 4 Правил периоды работы (деятельности) в колхозах, машинотракторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые выполнялись на территории РФ до ДД.ММ.ГГГГ, включаются в стаж работы в сельском хозяйстве без применения условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил.
Таким образом, для включения работы в сельском хозяйстве в той или иной профессии (должности) в сельский стаж в одних случаях требуется, чтобы работа протекала в сельскохозяйственной организации, в других случаях - достаточно, чтобы такая работа была в сельскохозяйственном структурном подразделении организации, не являющейся по основному виду деятельности сельскохозяйственной.
Если Список допускает, что та или иная профессия (должность) может иметь место в любой организации, то при отсутствии в документах сведений о функциональных обязанностях застрахованного лица включение такого периода работы в сельский возможно только при условии, что сама организация в целом является сельскохозяйственной.
Если Список допускает ту или иную профессию (должность) под общим наименованием, которая может иметь место в любой организации, где есть структурно выделенное сельскохозяйственное подразделение, то при отсутствии в документах сведений о наименовании такого подразделения вопрос о зачете такого периода работы в сельский стаж в пользу застрахованного лица может решаться только при условии, что сама организация является сельскохозяйственной.
Отнесение организации к сельскохозяйственной деятельности за прошлое время может подтверждаться любыми документами (уставом, свидетельством о государственной регистрации и т.п.). В случае ликвидации организации и отсутствии сведений из учредительных документов в архивных органах или наблюдательных делах органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, во внимание может приниматься наименование организации, из которого усматривается его сельскохозяйственная направленность.
В настоящем случае факт частичной работы истца в сельской местности в спорные периоды подтверждается следующими доказательствами.
Так, согласно записям, содержащимся в трудовой книжке Владимирова И.П., он ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работал №
В соответствии с уставом Батыревского межхозяйственного предприятия по производству кормов и свинины на промышленной основе «Южное», впоследствии преобразованного в Комбикормовый завод межхозяйственных предприятий Батыревского района Чувашской АССР, предприятие создано в целях увеличения производства кормов и свинины и ее заготовок. (п.1 устава). (л.д.7-18 том №1).
Как выше было указано, до ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в сельском хозяйстве включаются без применения условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Правил.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении сельскохозяйственного потребительского кооператива по переработке сельскохозяйственной продукции «Корма» (ОГРН 1022101832720), основным видом деятельности являлось производство готовых кормов для животных, в числе дополнительных видов деятельности было растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). (л.д.120-121).
Из устава Батыревского сельскохозяйственного потребительского кооператива по переработке сельскохозяйственной продукции «Корма» следует, что основным видом деятельности кооператива является переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции. (л.д.42-50 том №1).
Как видно из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО Агрофирма «Корма» (ОГРН №), основным видом деятельности данной организации является смешанное сельское хозяйство (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС ред.2). (л.д.133-137 том №1).
Согласно уставу ООО Агрофирма «Корма», утвержденному решением учредителя ДД.ММ.ГГГГ №, предметом деятельности Общества является в том числе производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. (л.д.35-41 том №1).
Как видно из устава ООО Агрофирма «Корма», утвержденного решением №2 от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности Общества является в том числе растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). (л.д.100-105).
Истцом Владимировым И.П. в материалы дела представлены сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур ООО Агрофирма «Корма», начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отнесении указанных организаций к сельскохозяйственным предприятиям.
По мнению суда, из самих названий организаций - сельскохозяйственные производственные кооперативы, следует, что кооперативы связаны с сельским хозяйством.
Таким образом, суд, исследуя, анализируя и оценивая имеющиеся по делу доказательства, приходит к выводу, что решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения Владимирову И.П. в стаж периодов работы в сельском хозяйстве следующих периодов:
- №
№
№
№
№
является незаконным, следовательно, данные периоды подлежат включению в сельский стаж истца.
Что касается других заявленных им периодов, таких как:
- с №
№
Так как, с учетом включенных периодов, стаж работы Владимирова И.П. в сельском хозяйстве составляет более 30 лет, следовательно, он имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях", в силу чего суд возлагает на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с учетом включенных периодов с ДД.ММ.ГГГГ (с начала следующего месяца после обращения за перерасчетом).
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения Владимирову И. П. в стаж периодов работы в сельском хозяйстве следующих периодов:
- с №
№
№
№
№
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (ОГРН №) включить Владимирову И. П. (СНИЛС №) в стаж работы в сельском хозяйстве следующие периоды:
- с №
№
№
№
№
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (ОГРН №) произвести Владимирову И. П. (СНИЛС №) перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Владимирова И. П. к Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в стаж периодов работы в сельском хозяйстве и обязании ответчика включить в стаж периодов работы в сельском хозяйстве следующих периодов:
- с №
№50, отказать.
Ответчик вправе подать в Московский районный суд г.Чебоксары заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня получения копии решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда.
Председательствующий: судья Т.В.Матвеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.