Дело № 12-304/2023
24RS0046-01-2023-005057-44
РЕШЕНИЕ
08 ноября 2023 года город Красноярск
Красноярский край
Судья Кировского районного суда г. Красноярска Красноярского края Чернов В.И.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Сукач А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО УК «Кировская жилищная компания» Горовая Е.В., <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекалась, по жалобе Горовая Е.В. на постановление государственного инспектора труда отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае о назначении административного наказания №-ППР/12-28639-И/507 от 15 августа 2023 года,
установил:
На основании постановления государственного инспектора труда отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае, должностное лицо – главный бухгалтер ООО УК «Кировская жилищная компания» Горовая Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившемся в том, что Горовая Е.В., являясь должностным лицом – главным бухгалтером ООО УК «Кировская жилищная компания», находясь по адресу <адрес>, офис 406, 03 февраля 2023 года, 01 марта 2023 года, 01 апреля 2023 года, 02 мая 2023 года, 31 мая 2023 года, 29 июня 2023 года осуществила выплату заработной платы техникам М.О.К., К.В.П. за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2023 года менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, чем нарушила ст. 21, 133 ТК РФ.
За данное административное правонарушение назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением в части назначенного наказания, Горовая Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление, назначить наказание в виде предупреждения, ссылаясь на то, что должностным лицом, при назначении наказания не учтены смягчающие обстоятельства, а именно: совершение административного правонарушения впервые, деятельное раскаяние, наличие малолетнего ребенка, отсутствие имущественного ущерба и угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государству.
В судебное заседание Горовая Е.В. не явилась. О дате, времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом. Причину неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Помощник прокурора Кировского района г. Красноярска Сукач А.А. не согласилась с доводами жалобы, ссылаясь на то, что постановление является законным и обоснованным.
Представитель Государственной инспекции труда в Красноярском крае в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.
Судья, выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом... установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Диспозиция ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
На основании ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П, следует, что взаимосвязанные положения ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1-4, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда. Значит, районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав МРОТ. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом.
Федеральным закон от 19.12.2022 N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" с 01 января 2023 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 16 242 рублей в месяц.
Вина Горовая Е.В., как должностного лица, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, нашла свое полное подтверждение при рассмотрении дела, и подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 июля 2023 года, составленным в присутствии Горовая Е.В.;
- решением заместителя прокурора <адрес> о проведении в отношении ООО УК «Кировская жилищная компания» проверки соблюдения законодательства об оплате труда № от 29 июня 2023 года;
- штатным расписанием ООО УК «Кировская жилищная компания» от 30 декабря 2022 года, из которого следует, что ежемесячный оклад техника составляет 15 087,19 рублей;
- трудовым договором от 13 июня 2019 года, подтверждающим факт того, что К.В.П. принята на работу в ООО УК «Кировская жилищная компания» на должность техника;
- трудовым договором от 01 ноября 2022 года, подтверждающим факт того, что М.О.К. принята на работу в ООО УК «Кировская жилищная компания» на должность техника;
- табелями учета рабочего времени за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2023 года, подтверждающим факт того, что техниками К.В.П., М.О.К. отработано рабочего времени в январе 2023 года в количестве 68 часов, в феврале 2023 года в количестве 71 часа, в марте 2023 года в количестве 87 часов, в апреле 2023 года в количестве 80 часов, в мае 2023 года в количестве 80 часов, в июне 2023 года в количестве 84 часов;
- расчетными листами за январь-июнь 2023 года техников ООО УК «Кировская жилищная компания» М.О.К., К.В.П., а также реестрами выплат за январь-июнь 2023 года, подтверждающими факт выплаты указанным лицам заработной платы менее минимального размера оплаты труда;
- трудовым договором от 01 марта 2018 года, подтверждающим факт принятия на должность главного бухгалтера ООО УК «Кировская жилищная компания» Горовая Е.В.;
- письменными объяснениями Горовая Е.В. от 13 июля 2023 года, подтверждающими факт того, что техникам ООО УК «Кировская жилищная компания» М.О.К., К.В.П. в период с января по июнь 2023 года выплачена заработная плата менее минимального размера оплаты труда.
Перечисленные доказательства являются допустимыми, составлены и добыты с соблюдением требований КоАП РФ, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, нарушений процессуальных норм при их составлении, судом не установлено.
Совершенное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и действия Горовая Е.В., как должностного лица, правильно квалифицированы по указанной выше статье.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах представленных полномочий, в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела должностным лицом, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого постановления, судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Оснований для прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния, суд не усматривает.
При назначении административного наказания должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, учтен характер совершенного административного правонарушения, а также в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ учтены обстоятельства смягчающие административную ответственность: признание вины, совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Кроме того, должностным лицом при назначении административного наказания Горовая Е.В. учтены следующие факторы: существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений; наличие имущественного ущерба, поскольку выплата причитающихся работнику сумм не в полном объеме безусловно причиняет последнему такой ущерб; непринятие мер, направленных на соблюдение конституционного права работнику на полную выплату заработной платы (бездействие), кроме того невыплата или неполная выплата заработной платы рассматриваются как причинение (угроза причинения) вреда жизни и здоровью работнику. Вместе с тем, указанные выше обстоятельства не могут быть учтены должностным лицом при назначении наказания, поскольку данные обстоятельства входят в объективную сторону административного правонарушения, и не могут учитываться повторно.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Вместе с тем, как следует из обжалуемого постановления должностным лицом, при назначении Горовая Е.В. наказания, не были учтены личность виновной, ее имущественное положение. Кроме того, у Горовая Е.В. имеется малолетний ребенок, что в силу п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ является обстоятельством смягчающим административную ответственность. Однако, должностным лицом при вынесении постановления данные обстоятельства не выяснялись.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу об изменении обжалуемого постановления в части назначенного наказания, признании в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность Горовая Е.В. совершение административного правонарушения женщиной имеющей малолетнего ребенка и с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, ее имущественного положения, наличием обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначить наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае о назначении административного наказания №-ППР/12-28639-И/507 от 15 августа 2023 года, в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО УК «Кировская жилищная компания» Горовая Е.В., изменить.
Признать в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность Горовая Е.В. совершение административного правонарушения женщиной имеющей малолетнего ребенка и с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, ее имущественного положения, наличием обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначить наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения или получения копии решения.
Судья
Копия верна.
Судья Чернов В.И.