Дело № 2–778/2023
УИД 42RS0035-01-2023-001300-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Таштагольский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Ширениной А.И.,
при секретаре Долгополовой А.А.,
с участием заместителя прокурора <адрес> Свиридова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации Казского городского поселения Таштагольского муниципального района об обязывании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>. обратился в суд с иском к Администрации Казского городского поселения Таштагольского муниципального района об обязывании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой города, в ходе проведения проверки исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по складированию снега на территории Казского городского поселения, установлено следующее.
Установлено, что согласно постановлению главы Казского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-п место для складирования снега после очистки территории Казского городского поселения расположено на территории Казского городского поселения по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
На территории отвала снег складируется на территории, не имеющей водонепроницаемое покрытие и обвал сплошным земляным валом, что не соответствует п. 34 раздела II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ).
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям пунктов 18 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Из содержания пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 1 и. 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами" благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 000), то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом №89-ФЗ, предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно- бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (часть 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ).
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ, отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Главой II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 34 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения санитарных норм при складировании снега на территории Казского городского поселения по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, определенным в качестве площадки для складирования снега на территории Казского городского поселения.
Статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Несоблюдение установленных вышеуказанными нормативными актами обязанностей привело к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем прокурором города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Казского городского поселения Указанное представление рассмотрено, удовлетворено, однако мер к реальному устранению нарушении закона органом местного самоуправления не принято.
Таким образом, ответчиком до настоящего времени место складирования снега, собираемого с территории Казского городского поселения, не обустроено в соответствии с нормами санитарного законодательства, а срок строительства площадок для складирования снега, отвечающих установленным санитарным нормам, не определен.
Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Казского городское поселение на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просит суд обязать администрацию Казского городского поселения обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Казского городского поселения, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Свиридов С.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Глава администрации Казского городского поселения Симонова Е.А. исковые требования признала в полном объеме, о чем представила заявление.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Частью 3 ст. 173 ГПК РФ предусматривается, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Абзацем 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, определяющей требования к решению суда, устанавливается, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик признал исковые требования в полном объёме, а также в связи с тем, что у суда нет оснований полагать, что признание иска совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд принимает признание иска ответчиком.
Руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации Казского городского поселения Таштагольского муниципального района об обязывании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать администрацию Казского городского поселения обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Казского городского поселения, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через городской суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.И. Ширенина