Судья: Болочагин В.Ю. адм.дело N 33а-5394/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Клюева С.Б. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-134/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 11 по Самарской области к ФИО10 о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 11 по Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 февраля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 11 по Самарской области Бойко Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 11 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО11 обязательных платежей и санкций.
В обоснование административного иска указано, что ФИО12. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, однако обязанность по уплате начисленных налогов им не исполнена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России N 11 по <адрес> с учетом уточнений просила взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на имущество физического лица за 2014 г. в размере №
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования налогового органа удовлетворены частично, с ФИО1 взыскана в доход бюджета сельского поселения «Большая Глушица» муниципального района «Большеглушицкий» <адрес> недоимка по земельному налогу за 2016 г. в размере № руб. и пени за просрочку его уплаты за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере №., недоимка по налогу на имущество физического лица за 2016 г. в размере № руб. и пени за просрочку его уплаты за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере №., так же в доход бюджета г.о. Самара взыскана государственная пошлина в размере № руб.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 11 по <адрес> выражает несогласие с решением суда в части отказа о взыскании недоимки и пеней по налогу на имущество физических лиц за 2014 г., 2015 г., ставит вопрос о его отмене.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ст. 48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит следующее имущество: квартира с кадастровым номером №
В адрес налогоплательщика Межрайонной ИФНС России N11 в адрес ФИО1 направлены требования об уплате налога N 9130 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок направления ответчику требования по уплате налога на имущество физического лица и земельного налога за 2014 г. истек ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 г. истек ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, срок на обращения в суд для взыскания налога на имущество физического лица и земельного налога за 2014 г. должен был исчисляться с ДД.ММ.ГГГГг. и истек ДД.ММ.ГГГГг., за 2015 г. должен был исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГг.
Административный истец обратился с вынесением судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением этих сроков.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске налоговым органом без уважительных причин шестимесячного срока для обращения в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления в части взыскания обязательных платежей и санкций за 2014 г. и 2015 г.
Ходатайство о восстановлении срока для подачи искового заявления на взыскание обязательных санкций в принудительном порядке, обоснованно оставлено судом без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворения административного иска о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физического лица и земельного налога за 2016 г.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции до вынесения решения по делу административный ответчик удовлетворил требования истца об уплате недоимки по земельному налогу в части, касающейся 22 из 23 земельных участков, за исключением земельного участка с кадастровым номером №, в общей сложности на 34 632 руб.
Налоговая недоимка по земельному участку с кадастровым номером 63:14:0902028:465, составляющая 66 453 руб., ответчиком не уплачена в связи с оспариванием им кадастровой оценки объекта.
Однако оспаривание кадастровой оценки не является основанием для освобождения от налоговой обязанности, в связи с чем сумма недоимки по земельному налогу подлежит удовлетворению в части, не уплаченной ответчиком добровольно до вынесения решения. В случае изменения судом кадастровой стоимости объекта ответчик будет вправе как пересмотреть настоящее решение по новым обстоятельствам, так и зачесть излишне уплаченную сумму налога в счёт последующих налоговых периодов, а равно возвратить её.
Возражений по расчету административного истца и доказательств исполнения обязанности по уплате начисленного налога административным ответчиком не представлено.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, в соответствии с положениями ст.114 Кодекса административного производства РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном применении норм Налогового кодекса РФ, регулирующих отношения, связанные с уплатой налога на имущество физических лиц.
При оценке доводов апелляционной жалобы судебная коллегия учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом.
Доводы апелляционной жалобы не влекут за собой отмену решения, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС России N 11 по <адрес> – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: