№ 5-91/2022
УИД: 18RS0016-01-2022-000164-54
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 марта 2022 года пос. Кез Удмуртской Республики
Судья Кезского районного суда Удмуртской Республики Одинцова О.П.,
с участием лица, прокурора Главатских А.В.,
при секретаре Марковой Н.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Бергса П.П.,
установил:
В ходе проверки исполнения требований природоохранного законодательства при организации деятельности пункта приема и переработки древесины, проведенной прокуратурой <адрес> Удмуртской Республики, выявлено, что в нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 ИП Бергсом П.П. на земельном участке, на котором расположен пункт приема и переработки древесины по адресу: <адрес> допускается сбор и накопление древесных отходов от производственной деятельности – опилок древесных, горбыля из древесины непосредственно на почве. Площадки для хранения, имеющие искусственное водонепроницаемое покрытие и химически стойкое покрытие, не предусмотрены, поверхность хранящихся навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, т.е. ИП Бергс П.П. совершил административное правонарушение предусмотренное ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебное заседание ИП Бергс П.П. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие ИП Бергса П.П.
Помощник прокурора ФИО4 постановление поддержал.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно выписке из ЕГРИП Бергс П.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности в соответствии с ОКВЭД является 20.20 «Лесозаготовки», дополнительными видами деятельности – 16.10 «Распиловка и строгание древесины», 16.24 «Производство деревянной тары».
ИП Баргс П.П. на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ использует земельный участок по адресу: <адрес>, по указанному адресу зарегистрирован пункт приема и переработки древесины (свидетельство о постановке на учет пункта приема и переработки древесины выдано Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ №).
Как следует из материалов дела на основании решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, ст.6, 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности ИП Бергса П.П. на предмет соблюдения последним требований природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности.
Выявленные нарушения зафиксированы в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Бергса П.П. составлено с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 данного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Названные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, к отходам обработки древесины и производства изделий из дерева относятся, в том числе отходы распиловки и строгания древесины, горбыль из натуральной чистой древесины, щепа натуральной чистой древесины, обрезь натуральной чистой древесины, опилки и стружка натуральной чистой древесины, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные. Указанные отходы относятся к V классу опасности.
В соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических), мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по
отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями. к санитарно-
защитным зонам;- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудованные навесом):
- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон,
полимербетон, керамическая плитка).
Факт осуществления деятельности в области с обращения отходов, а именно накопление, использование, образующихся в процессе деревообработки отходов, ИП Бергсом П.П. не оспаривается.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой деяние (действие или бездействие), заключающееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав правонарушения, квалифицируемого по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Факт совершения административного правонарушения ИП Бергсом П.П. подтверждается: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; объяснениями Бергса П.П. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в которых он наличие события правонарушения не оспаривал; фототаблицей с привязкой к месту совершения правонарушения.
Доказательств, принятия ИП Бергсом П.П. необходимых и достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства и недопущению административного правонарушения в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах действия ИП Бергса П.П. подлежат квалификации по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные ст.24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
При назначении наказания ИП Бергсу П.П. учитываю характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и семейное положение, а также личность виновного, который впервые привлекается к административной ответственности, имеет постоянное место жительства, является индивидуальным предпринимателем.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитываю совершение ИП Бергском П.П. административного правонарушения впервые, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, как и оснований для освобождения ИП Бергса П.П. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается.
На основании изложенного, учитывая, что административные правонарушения в области охраны окружающей среды посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей природы и представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, имеющихся возможностей для их исполнения, а также обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, нахожу, что назначение наказания в виде административного штрафа не целесообразно. Дальнейшая деятельность ИП Бергса П.П. по сбросу, складированию на почву в отсутствие места (площадки) накопления отходов в виде горбылей от распиловки бревен, опилок, может привести к причинению существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
При таких обстоятельствах считаю необходимым назначить ИП Бергсу П.П. административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности на срок 3 суток, полагая такое наказание адекватным реагированием на совершенное правонарушение, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, обеспечивающим достижение цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 29.1 – 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
признать индивидуального предпринимателя Бергса П.П. (ОГРНИП: 317183200034654; ИНН: 181201859327) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде в виде административного приостановления деятельности на срок 3 (трое) суток, в течение которого запретить индивидуальному предпринимателю Бергсу П.П. эксплуатацию пилорамы по адресу: <адрес> исчисляя начало срока с момента фактического приостановления деятельности.
Разрешить допуск лиц, устраняющих выявленные нарушения, на территорию пилорамы, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Кезский районный суд Удмуртской Республики путем подачи жалобы или представления в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья О.П. Одинцова