К делу №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 01 февраля 2024 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Паранука М.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1.
с участием:
прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и МБДОУ № а. <адрес> о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «<адрес>» и МБДОУ № а. <адрес>, в котором просит обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку либо приобретение МБДОУ № а. <адрес> Республики Адыгея необходимой мебели, оргтехники, медицинских изделий и оборудований для медицинского кабинета согласно Стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, и обязать МБДОУ № а. Кошехабль в 2-х месячный срок со дня выделения администрацией МО «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую мебель, оргтехнику, медицинское изделие и оборудование для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
При этом указал, что прокуратурой района в ноябре 2023 года проанализирована деятельность дошкольных образовательных учреждений <адрес> в части достаточности т полноты принимаемых мер в сфере охраны здоровья детей, оказания им качественной и своевременной медицинской помощи в период предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми, их развитии, воспитании и оздоровлении.
По результатам анализа установлено, что выявленные нарушения закона в данной сфере, а именно по дооснащению медицинского кабинета дошкольного учреждения МБДОУ № а. <адрес> соответствующим медицинским оборудованием и изделиями для оказания детям первичной и неотложной медицинской помощи, устранены только частично, что противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
Так, в соответствии с п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Согласно п. п. 1, 10 ч. 1 ст. 41 ФЗ №, охрана здоровья обучающихся включается в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В силу ч. 3 ст. 41 ФЗ №, оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих, в том числе основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ №), государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Статьей 9 этого же федерального закона установлена ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц организаций за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Права несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в период их воспитания в образовательных организациях закреплены в Федеральном законе ФЗ № Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Вместе с тем, проведенным прокуратурой района в ноябре 2023 года анализом, установлено, что медицинский кабинет (выделенное помещение) в МБДОУ № а. <адрес> в настоящее время недостаточно оснащен медицинским оборудованием и изделиями для оказания воспитанникам первичной и неотложной медицинской помощи. В частности, в медицинском кабинете дошкольного учреждения отсутствует 9 видов (единиц) медицинского оборудования и изделия, включая оргтехнику и мебель (комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», носилки, вакуумный матрас, комплект травматологический укладки, большой бикс, корцанг, сейф для хранения медикаментов, желудочные зонды разных размеров).
Факт отсутствия в дошкольном учреждении необходимого медицинского оборудования и изделия подтверждается также письмом Управления образования МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время устранение данных нарушений закона требует значительных финансовых затрат, которые не посильны образовательному учреждению без финансовой поддержки со стороны его учредителя (администрации МО «<адрес>»). В то же время, отсутствие необходимого медицинского оборудования и изделия в дошкольном учреждении не должно ущемлять, более того, нарушать гарантированные государством права детей (воспитанников) на охрану и сохранение их жизни и здоровья, на доступную, качественную и своевременную медицинскую помощь.
В судебном заседании прокурор <адрес> Республики Адыгея ФИО2 поддержал исковые требования прокурора района в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МБДОУ № а. <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая, что представители ответчиков, извещенные надлежащим образом, не явились в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Заслушав прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, суд находит, что иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и МБДОУ № а. <адрес> о возложении обязанностей следует удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов несовершеннолетних детей, которые в силу возраста не могут самостоятельно защитить свои имущественные права, а бездействие родителя противоречит их интересам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся, согласно п. п. 1, 9, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включается в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих, в том числе основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Права несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в период обучения в образовательных организациях закреплены также в п. 1 ч. 1 ст. 54 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Согласно п. п. 9 и 11 Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности и оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения в соответствии с приложением № к Порядку.
Установлено, что прокуратурой района в ноябре 2023 года выявлено недостаточное оснащение медицинского кабинета МБДОУ № а. <адрес> медицинским оборудованием и изделиями для оказания обучающимся первичной и неотложной медицинской помощи.
Данное обстоятельство подтверждается поступившим в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ ответом на запрос из Управления образования МО «<адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в МБДОУ № а. Кошехабль отсутствует: комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», носилки, травматологическая укладка: вакуумный матрас, большой бикс, бикс малый, корцанг, сейф для хранения медикаментов, желудочные зонды разных размеров.
Таким образом, выявленные в ноябре 2023 года нарушения в данной сфере, а именно по оснащению медицинского кабинета МБДОУ № а. <адрес> соответствующим медицинским оборудованием и изделием для оказания первичной и неотложной медицинской помощи, устранены только частично.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района,
Также, в силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, отсутствие необходимого медицинского оборудования в кабинете дошкольного учреждения не должно ущемлять, более того нарушать гарантированные государством права воспитанников на охрану жизни и здоровья, доступную, качественную и своевременную медицинскую помощь.
С учетом вышеизложенного суд считает, требование прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и МБДОУ № а. <адрес> о возложении обязанностей следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению № а. <адрес> о возложении обязанностей, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» (ИНН 0103007791) в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку либо приобретение муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № а. <адрес> необходимой мебели, оргтехники, медицинских изделий и оборудований для медицинского кабинета согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № а. <адрес> в двухмесячный срок со дня выделения администрацией МО «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую мебель, оргтехнику, медицинское изделие и оборудование для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Копию заочного решения направить ответчикам в срок не позднее трёх дней со дня изготовления мотивированного решения.
Ответчики вправе подать в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея заявление об отмене настоящего решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии данного решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) М.А. Паранук
Копия верна:
судья
Кошехабльского районного суда
Республики Адыгея М.А. Паранук