Дело № 2-306/2023
УИД 59RS0014-01-2023-000263-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 апреля 2023 года с. Сива
Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе председательствующего судьи Веселковой Ю.А., при секретаре Подюкове А.И., с участием представителя МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа Старкова И.А., администрации Сивинского муниципального округа Полушкина В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа, администрации Сивинского муниципального округа Пермского края о признании действий по оказанию услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в <данные изъяты> и возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел обратилось с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа (далее МУП ЖКХ) о признании действий по оказанию услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в <данные изъяты> и возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей. Свои требования мотивировал следующим образом.
В целях проведения актуализации данных о водных объектах (источниках) используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и юридических лиц на территории Сивинского муниципального округа Пермского края, Западным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю была запрошена соответствующая информация из администрации Сивинского муниципального округа Пермского края. В ходе изучения поступившей информациж было установлено, что МУП ЖКХ оказываются услуги по водоснабжению населения в <данные изъяты> на основании: распоряжения управления земельных и имущественных отношений администрации Сивинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче имущества из состава муниципальной казны в хозяйственное ведение МП ЖКХ». Источник водоснабжения <данные изъяты> состоит из водонапорной башни, насосов, скважин №, которые расположены в <данные изъяты> и переданные МУЛ ЖКХ Сивинского муниципального округа согласно акту приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ Источник водоснабжения <данные изъяты> состоит из водонапорной башни, скважины № насоса которые расположены в <данные изъяты> и переданное МУЛ ЖКХ Сивинского муниципального округа согласно акту приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ. Водоснабжение со скважины № также осуществляется и в <данные изъяты>. Данное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения <данные изъяты> услугами центрального питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, ДД.ММ.ГГГГ Управлением были выданы санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения <данные изъяты> № и на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения <данные изъяты> №. Информация о выдаче положительных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов (скважин) расположенных в <данные изъяты> отсутствует. Таким образом, водоснабжение населения <данные изъяты> осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа не соблюдаются требования ст. 11, ст. 18, ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; ч. 1., ст. 10, ч. 3, ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Просят Признать действия ответчика МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в <данные изъяты>. Возложить обязанность на администрацию Сивинского муниципального округа Пермского края обеспечить работу МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа в соответствии с требованиями санитарного законодательства в течении полугода с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить на МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа обязанность устранить нарушения санитарного законодательства в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: получить положительные санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов (скважин №) используемых для целей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения <данные изъяты>. Возложить обязанность на МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел не участвовал, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно заявления, просят рассмотреть дело в отсутствие в представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика - МУП ЖКХ Сивинского муниципального района Старков И.А. исковые требования признал.
Представитель администрации Сивинского муниципального района Пермского края Полушкин В.М. в судебном заседании пояснил, что не согласен с п.2 заявленных требований о возложении обязанностей на администрацию Сивинского муниципального округа обеспечить работу МУП ЖКХ. В связи с тем, что не конкретизированы заявленные требования.
Суд, заслушав представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему убеждению.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно- эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В преамбуле Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) указано, что санитарно-эпидемиологическое благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части 1 статьи 23 организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (часть 3 статьи 1 ФЗ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Положениям п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределам полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке, предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, а так же не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Как установлено материалами дела, МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа оказываются услуги по водоснабжению населения в <данные изъяты> на основании распоряжения управления земельных и имущественных отношений администрации Сивинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче имущества из состава муниципальной казны в хозяйственное ведение МП ЖКХ».
Согласно данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ. № МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа расположено по адресу: <адрес> основным видов деятельности является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Учредителем МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа согласно выписки ЕГРЮЛ является администрация Сивинского муниципального округа Пермского края.
Собственником водозаборных сооружений и сетей является управление земельных и имущественных отношений администрация Сивинского муниципального округа Пермского края.
Согласно п. 4.7. Устава МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа одним из источников формирования имущества Предприятия являются: средства целевого бюджетного финансирования.
В силу абзаца 2 п. 5.4. Устава контроль за деятельностью Предприятия осуществляется Собственником и структурным подразделением администрация Сивинского муниципального округа, в ведомственном подчинении которого оно находится, в пределах его компетенции, а также другими уполномоченными органами.
Источник водоснабжения <данные изъяты> состоит из водонапорной башни, насосов, скважин №, которые расположены в <данные изъяты> и переданные МУЛ ЖКХ Сивинского муниципального округа согласно акту приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ
Источник водоснабжения <данные изъяты> состоит из водонапорной башни, скважины №, насоса которые расположены в <данные изъяты> и переданное МУЛ ЖКХ Сивинского муниципального округа согласно акту приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ Водоснабжение со скважины № также осуществляется и в д<данные изъяты>.
Данное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения <данные изъяты> услугами центрального питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, ДД.ММ.ГГГГ Управлением были выданы санитарно- эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения <данные изъяты> № и на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения <данные изъяты> №. Информация о выдаче положительных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов (скважин) расположенных в <данные изъяты> отсутствует.
Таким образом суд приходит к выводу, что водоснабжение населения <данные изъяты> осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации, МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа не соблюдаются требования ст. 11, ст. 18, ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; ч. 1., ст. 10, ч. 3, ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в связи с чем действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа Пермского края выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в д. Кичаново, д. Мерзляны (д. Бровилята) Сивинского муниципального округа Пермского края, следует признать незаконными.
Исходя из вышеизложенного несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, на ответчиков следует возложить обязанность устранить выявленные нарушения.
Поскольку действия МУП « Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа Пермского края выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в <данные изъяты> признаны незаконными, следует обязать МУП ЖКХ Сивинского муниципального округа Пермского края довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.197-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа, администрации Сивинского муниципального округа Пермского края о признании действий по оказанию услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в <данные изъяты> и возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа Пермского края выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в <данные изъяты>.
Возложить обязанность на администрацию Сивинского муниципального округа Пермского края обеспечить работу Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа Пермского края в соответствии с требованиями санитарного законодательства в течении полугода с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа Пермского края устранить нарушения санитарного законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: получить положительные санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов (скважин №) используемых для целей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения <данные изъяты>
Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа Пермского края довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Сивинского муниципального округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Ю.А.Веселкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ