84RS0004-01-2023-000003-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2023 года г. Дудинка
Диксонский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – и.о. председателя Диксонского районного суда, судьи Дудинского районного суда Красноярского края Пигиной Н.А.,
при секретаре Лырминой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5 по иску Фадеевой Натальи Николаевны к администрации городского поселения Диксон, КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании недополученных социальных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Фадеева Н.Н. обратился в суд к администрации г.п. Диксон о взыскании недополученных социальных выплат, указывая на то, что она является нанимателем жилого помещения по адресу: г.п. Диксон, <адрес> на основании договора найма от 01.10.2019 года. Истец является получателем социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, которые в 2021 году ей выплачивались в размере 50%, ввиду регистрации в жилом помещении Лыткиной Л.М., которая признана утратившей право пользования жилым помещением решением суда от 26.10.2021 года. Размер недополученных социальных выплат составляет 57 104, 86 руб. В связи с чем истец просит обязать администрацию г.п. Диксон возместить невыплаченную сумму в размере 57 104, 86 руб., а также сумму государственной пошлины, оплаченной при подаче иска в суд, в размере 1 913 руб.
Определением Дудинского районного суда от 05.04.2023 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено КГКУ «Управление социальной защиты населения».
Истец Фадеева Н.Н. в судебном заседании участия не принимала. о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в тексте искового заявления ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик администрация г.п. Диксон в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковые требования, из которых следует, что Законом Красноярского края № 13-284 от 17.12.2004 года «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» определено уполномоченное учреждение – КГКУ «Управление социальной защиты населения». В связи с чем администрация г.п. Диксон не является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, представитель указывает на то, что действующее законодательство не связывает размер компенсаций и субсидий по оплате по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с количеством граждан льготной категории, проживающих в одном жилом помещении, а ставит этот размер в зависимость от установленных социальных норм жилой площади и сумм оплаты коммунальных услуг, оплаченных или подлежащих оплате. Лыткина Л.М. расторгла договор найма жилого помещения 24.09.2019 года, выехав из жилого помещения, в связи с чем она с указанного времени перестала быть плательщиком коммунальных услуг, а соответственно и получателем соответствующих социальных выплат. Размер же субсидий зависит от площади занимаемого жилого помещения. КГКУ «УСЗН» была передана информация о том, что с 01.10.2019 года договор найма с Лыткиной расторгнут. В связи с изложенным, представитель полагает, что исковые требования Фадеевой Н.Н. удовлетворению не подлежат.
Соответчик КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела по Таймырскому Долгано-Ненецкому району в судебное заседание представителя не направил, уведомлен надлежащим образом о дне, времени и месте слушания дела, представил письменные возражения на исковые требования, из которых следует, что 09.10.2019 года Фадеева Н.Н. обратилась в Управления социальной защиты населения администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с заявлением для назначения ей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, как ветерану труда края, в соответствии со ст.4 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-204 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». По состоянию на 14.11.2019 года в жилом помещении, занимаемом истицей по адресу: гп. Диксон, <адрес>, зарегистрированы Лыткина Л.М. В связи с этим расчет сумм мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг осуществлялся из расчета 50% на социальную норму общей площади жилого помещения 21 кв.м., установленную законом Красноярского края от 18.12.2008 года № 7-2660 «О социальной поддержки граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» на одного члена семьи, состоящей их двух человек. Расчет компенсации за электроэнергию производился в зависимости от типа дома, этажности и количества зарегистрированных граждан, норматива потребления электроэнергии Квтч на человека в месяц. В связи с чем, представитель считает, что КГКУ «УСЗН» верно произвело расчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. ж ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п утверждена государственная программа Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", которая в период с 2019 по 2021 год включает 6 подпрограмм, в числе которых "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности", реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач. (ред. от 13.08.2019 года)
Ответственным исполнителем государственной программы является министерство социальной политики Красноярского края, уполномоченным учреждением является в том числе КГКУ «Управление социальной защиты населения».
В соответствии с пп. 3.5, 3.5.1 п.3 Приложения № 1 к указанной подпрограмме, решение задачи "Своевременное и адресное предоставление мер социальной поддержки, компенсаций отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" настоящей подпрограммы осуществляется в денежной форме за счет средств краевого бюджета в соответствии с Законами Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Порядок и условия предоставления субсидий гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов в Красноярском крае урегулирован Законом Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 года «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». (далее- Закон Красноярского края от 17.12.2004 ода № 13-2804)
Согласно ст. 4 указанного Закон Красноярского края от 17.12.2004 ода № 13-2804 (в ред. от 11.07.2019 года) ветеранам труда края, указанным в пункте "б" статьи 1 Закона края "О мерах социальной поддержки ветеранов", при достижении женщинами возраста 55 лет и мужчинами 60 лет (проживающим в районах Крайнего Севера края либо в местностях края, приравненных к районам Крайнего Севера, при достижении женщинами возраста 50 лет и мужчинами 55 лет) предоставляются компенсации в следующих размерах:
а) 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края;
б) 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" для муниципального района региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установлен в следующих размерах:
33 квадратных метра общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан;
21 квадратный метр общей площади жилого помещения - на одного члена семьи, состоящей из двух человек;
18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
8,5 квадратного метра общей площади жилого помещения - для граждан, проживающих в общежитиях. (ст. 37 Закона)
Кроме того, приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 14.12.2020 года № 14-39н утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Красноярского края, которые для многоквартирных домов, жилых домов, общежитий квартирного типа, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, составляют для двухкомнатного жилого помещения: 192 квт в месяц на одного проживающего человека, 119 квт в месяц на двух проживающих в жилом помещении лиц.
Аналогичные нормативы были установлены на момент назначения истцу компенсации постановлением Правительства Красноярского края № 518-п от 11.10.2016 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фадеева Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, гп. Диксон, <адрес>, общей площадью 49, 2 кв.м., на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 01.10.2019 года, заключенного между истцом и администрацией гп. Диксон в лице МУП «Диксонсервис».
При этом из договора следует, что члены семьи нанимателя, подлежащие вселению в указанное жилое помещение, отсутствуют.
Акт приема- передачи жилого помещения подписан сторонами 01.10.2019 года.
Из копии паспорта истца следует, что в период с 03.10.2019 года по 02.03.2022 года она была зарегистрирована по адресу вышеуказанного жилого помещения.
14.10.2019 года Управления социальной защиты населения администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Фадеевой Н.Н. с 03.10.219 года назначена компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии, как ветерану труда Красноярского края, по вышесказанному жилому помещению: - за жилищную услугу, отопление и найм жилья – 2848, 32 руб. с 03.10.2019 года; - за электроэнергию – 2, 50 руб. с 03.10.2019 года. (протокол № 423).
Из пояснений представителя КГКУ «УСЗН» следует, что при установлении сумм компенсации учитывался факт регистрации в занимаемом Фадеевой Н.Н. жилом помещении Лыткиной Л.М., тем самым при расчете учтена норма жилой площади 21 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух человек, а также норматив потребления электроэнергии в размере 119 квт.
Между тем, согласно сведений МУП «Диксонсервис» договор найма <адрес> в гп. Диксон с Лыткиной Л.М. расторгнут 30.09.2019 года, с 30.09.2019 года она числится выбывшей из указанного жилого помещения, что следует из поквартирной карточки.
Лыткина Л.М. была зарегистрирован в указанной квартире с 24.04.2000 года по настоящее время.
Решением Диксонского районного суда Красноярского края от 26.10.2021 года Лыткина Л.М. признана утратившей право пользования указанным жилым помещением и подлежащей снятию с регистрационного учета.
Также указанным решением суда установлено, что 24.09.2019 года Лыткина Л.М., расторгнув договор найма, выехала из жилого помещения, которое в дальнейшем передано в наем Фадеевой Н.Н.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно либо преимущественно проживает.
Согласно ст.2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1 от 25.06.1993 года, под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Под местом пребывания понимается не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в котором он проживает временно.
Соответственно, регистрацией по месту пребывания и по месту жительства является постановка гражданина на регистрационный учет, то есть фиксация в установленном порядке сведений о месте жительства или пребывания гражданина и его нахождении в данном месте.
Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства
При определении нормы жилой площади Законом Красноярского края от 18.12.2008 года № 7-2660 учитывается количество совместно проживающих с нанимателем членов его семьи.
Согласно с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Из вышеприведенных фактов следует, что Лыткина Л.М. не являлась членом семьи Фадеевой Н.Н., фактически в жилом помещении не проживала, и не пользовалась коммунальными услугами.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для начисления истцу размера компенсации из расчета нормы площади жилого помещения и норматива потребления электроэнергии на 2-х человек.
Такая компенсация подлежала расчету исходя из факта проживания Фадеевой Н.Н. в жилом помещении без членов семьи, то есть из норм, установленных на одного человека.
Согласно расчету, представленному КГКУ «УСЗН» в лице территориального отделения по Таймырскому Долгано-Ненецкому району сумма недоплаченной компенсации составляет: 32 926 рублей 24 копейки, из которых: 31 091 руб. 13 коп. – недоплаченная компенсация по оплате за жилое помещение, отопление и наем; 1835 руб. 11 коп. – недоплаченная компенсация по оплате электроэнергии.
Данный расчет судом проверен и признан верным, истцом он не оспорен.
Между тем, расчет истца произведен без учета установленных нормативов жилой площади и норматива потребления электроэнергии, а также без учета сумм уже выплаченной компенсации.
Разрешая исковые требования к каждому из ответчиков, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.2 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 размер компенсации и (или) дополнительных мер социальной поддержки, установленный статьями 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, определяется уполномоченной организацией, которой в силу ст. 1 Закона является краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения".
На территории Таймырского Долгано-Ненецкого района функции КГКУ «УСЗН» возложены на Территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Таймырскому Долгано-Ненецкому району, что следует из положения о территориальных отделениях КГКУ «УСЗН», утвержденного 15.06.2022 года.
В тоже время, администрация г.п. Диксон не является органом, уполномоченным производить указанный вид социальной выплаты, в связи с чем иск к данному ответчику заявлен необосновано.
Таким образом, ввиду неверного исчисления размера компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд полагает, что исковые требования Фадеевой Н.Н. к КГКУ «УСЗН» подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика уплаченная истцом при подаче иска в суд 06.03.2023 года (л.д. 18) государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1090, 41 руб. (сумма удовлетворенных требований – 32 926, 24 руб. составляет 57,6% от цена иска в размере 57104, 86 руб., следовательно размер подлежащих возмещению судебных расходов составит: 1913 руб. * 57,6% = 1090, 41 руб.)
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Фадеевой Наталья Николаевны удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» в пользу Фадеевой Натальи Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, зарегистрированной по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г.п. Диксон, <адрес>, сумму недоплаченной компенсации по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 4 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» за период с 03.10.2019 года по февраль 2022 года в размере 32 926 (тридцать две тысячи девятьсот двадцать шесть) рублей 24 копейки, из которых:
31 091 руб. 13 коп. – недоплаченная компенсация по оплате за жилое помещение, отопление и наем;
1835 руб. 11 коп. – недоплаченная компенсация по оплате электроэнергии,
а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 090 рублей 41 копейка, а всего денежную сумму в размере 34 016 (тридцать четыре тысячи шестнадцать) рублей 65 копеек.
В удовлетворении иных исковых требований Фадеевой Н.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его вынесения путем подачи жалобы через канцелярию Диксонского районного суда Красноярского края.
Судья Н.А. Пигина
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2023 года.