Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3-518/2015 ~ М-353/2015 от 29.04.2015

Дело № <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

резолютивная часть

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>г. <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости поданное в Московский областной суд <данные изъяты> - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, площадью 430949 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты>, расположенного в границах участка равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере 109702588 (сто девять миллионов семьсот две тысячи пятьсот восемьдесят восемь) рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной.

Судья Елизарова М.Ю.

Дело № <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>г. <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью,

у с т а н о в и л :

<данные изъяты> <данные изъяты> обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты>, расположенного в границах участка.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает право заявителя на уплату справедливо установленных налогов. Просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленным АНО «Центр независимой оценки». На отчет дано положительное экспертное заключение о его соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, подготовленное общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» «Экспертный совет».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности <данные изъяты> заявленные в части установления размера рыночной стоимости земельного участка требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость участка в соответствии с его рыночной стоимостью в размере определенном на основании результатов судебной экспертизы проведенной ООО «ИОЛА Объективная оценка», а именно в размере 109702588.00рублей.

Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности <данные изъяты> указал, что Министерство не оспариваем право заявителя на установление кадастровой стоимости принадлежащего истцу участка равной рыночной. Не подвергает сомнению стоимость определенную судебной экспертизой проведенной в ходе рассмотрения дела.

Представители Филиала ФГП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и Министерства экологии природопользования <данные изъяты> в суд представителей не направили. Извещены.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит требования <данные изъяты> подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты>

Согласно свидетельства о государственной регистрации, право собственности <данные изъяты> на участок зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по МО <данные изъяты> (л.д.7).

По данным кадастрового паспорта земельный участок имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр объектов недвижимости <данные изъяты>.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты> -РМ от <данные изъяты> утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков проведенной по состоянию на <данные изъяты>, в том числе и участка истца.

Согласно справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость участка <данные изъяты> определена по состоянию на <данные изъяты> и составила 320160631.08 рублей.

Административный истец полагая, что кадастровая стоимость принадлежащего ему участка необоснованно завышена, чем затронуты его права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости земельных участков обратился в АНО «Центр независимой оценки», где оценщиком <данные изъяты> был подготовлен отчет <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельного участка (л.д.9).

Рыночная стоимость участка по данным отчета определена оценщиком в размере 55592400 рублей.

По итогам проведения экспертизы на подтверждение стоимости отчета об оценке, по мнению эксперта ООО «Российское общество оценщиков», отчет <данные изъяты> об определении рыночной стоимости земельного участка истца соответствует требованиям Федерального закона об оценочной деятельности в РФ, Федеральным стандартам оценки. Экспертным советом дано положительное заключение на отчет об оценке (л.д.116).

Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ <данные изъяты> от 22.10.2010). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.

В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений <данные изъяты> предоставлен анализ отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка административного истца, согласно которого выявлены замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета принципов существенности и обоснованности, закрепленных Федеральными стандартами об оценке (л.д.144).

По ходатайству административного истца судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на определение рыночной стоимости земельного участка заявителя, проведение которой поручено эксперту ООО «ИОЛАА Объективная оценка».

По заключению эксперта №СЭ-53/2015 от <данные изъяты> в качестве рыночной стоимости определена стоимость земельного участка истца, полученная в рамках сравнительного подхода. Так по состоянию на <данные изъяты> рыночная стоимость участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. Метров определена в размере 109702 588 рублей.

Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.

В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельного участка не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этого участка, т.е. на <данные изъяты>3 года. Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли.

С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных <данные изъяты> требований.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> №564-РМ от <данные изъяты> утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории <данные изъяты>, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>

Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты>, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости поданное в Московский областной суд <данные изъяты> - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты>, расположенного в границах участка равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере 109702588 (сто девять миллионов семьсот две тысячи пятьсот восемьдесят восемь) рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной.

Судья Елизарова М.Ю.

3-518/2015 ~ М-353/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Санинский Олег Геннадьевич
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО
Министерство имущественных отношений МО
Министерство экологии и природопользования МО
Управление Росреестра по МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Елизарова Марина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
29.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2015Передача материалов судье
05.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2015Подготовка дела (собеседование)
27.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2015Предварительное судебное заседание
09.07.2015Судебное заседание
20.07.2015Судебное заседание
02.10.2015Производство по делу возобновлено
12.10.2015Судебное заседание
16.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее