№ 2-931/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Огородникова Д.Ю., при секретаре судебного заседания Ивановой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики Ягудина В.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №2 «Калинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики об устранении нарушений противопожарной безопасности,
при участии старшего помощника прокурора г.Новочебоксарск Клычковой Ю.Ю.,
представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №2 «Калинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики - заведующей Черненко В.А., действующей на основании распоряжения Главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № и трудового договора,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований о предмете спора, Главного Управления МЧС по Чувашской Республике Мороз А.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №ДВ-173-134,
установил:
Заместитель прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики Ягудин В.Н. ДД.ММ.ГГГГ с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №2 «Калинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Детский сад №2) мотивируя тем, что при проведении проверки на соблюдение требований законодательства антитеррористической защищённости и пожарной безопасности было выявлено, что в Детском саду №2 имеющаяся система пожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическое открывание ворот, установленных на проезде(подъезде) на территорию детского сада, а также нахождение их в открытом положении для беспрепятственного проезда пожарной техники; система пожарной сигнализации, введённая в эксплуатацию в 2006 году, эксплуатируется сверх срока службы, установленной изготовителем, не проводятся ежегодные испытания средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке. На представление прокурора от 20.12.2022 нарушения устранены не были. Со ссылкой на п.3.1 ст.5 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст. 34,37,38 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.ч.6,7 ст.28 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), п.п.54071 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР в РФ), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, просит возложить на: Детский сад №2 - обязанность в течение 6 месяцев после осуществления администрацией г.Новочебоксарска финансирования обеспечить автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию детского сада, для беспрепятственного проезда пожарной техники, и произвести работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации в соответствие с требованиями п.54 ППР в РФ; Администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики - обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести финансирование Детского сада №2 с целью обеспечения дошкольного учреждения системой автоматической разблокировки и(или) открывания ворот; приведения автоматической установки пожарной сигнализации в соответствие с требованиями п.54ППР в РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Клычкова Ю.Ю. исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики Лебедева Т.Н. в судебном заседании не участвовала, ранее исковые требования не признала по изложенным в отзыве основаниям, согласно которым на дополнительное финансирование образовательных учреждений г.Новочебоксарска всего необходимо 45786912 руб. С учётом требований бюджетного законодательства для разработки документов о внесении изменений в решение о местном бюджете, внесение на рассмотрение Новочебоксарского городского собрания депутатов необходимо не менее 1 года.
Законный представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №2 «Калинка» заведующая Черненко В.А. не возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что были устранены недостатки, указанные в представлении прокурора, в части освобождения тамбура эвакуационного выхода от мебели и коробок.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Мороз А.М. поддержал исковые требования.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарска, отдел образования и финансовый отдел администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, МБУ «Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска, Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, финансовый отдел администрации г.Новочебоксарска, КУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» г.Новочебоксарска, МБУ «Центр финансового и бухгалтерского обслуживания г.Новочебоксарска Чувашской Республики» в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены, причины неявки суду неизвестны. От представителей администрации г.Новочебоксарска и финансового отдела администрации г. Новочебоксарска поступили заявления о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В п.3 ст.3 Конвенции о правах детей указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не установлено законом или договором.
Согласно п.п.2,15 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании ч.4 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии со ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В силу п.54 ППР в РФ руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
В абз.4 п.71 ППР РФ указано, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования город Новочебоксарск функционирует Детский сад №2, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование, полномочия которого осуществляет администрация г.Новочебоксарска. Имущество образовательного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Прокуратурой г.Новочебоксарска в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, в ходе которой в Детском саду №2 выявлены нарушения пожарной безопасности, в том числе то, что имеющаяся система пожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическое открывание ворот, установленных на проезде(подъезде) на территорию детского сада, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; система пожарной сигнализации, введённая в эксплуатацию в 2006 году, эксплуатируется сверх срока службы, установленной изготовителем, не проводятся ежегодные испытания средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке.
В связи с выявленными нарушениями в адрес МБДОУ «Детский сад №2 «Калинка» прокурором 20.12.2022 было внесено представление об устранении нарушений пожарной безопасности.
27.12.2022 заведующий Детским садом Черненко В.А. обратилась в МБУ «Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска Чувашской Республики» с ходатайством о выделении денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности, приобретения и установки автоматических ворот на проезде(подъезде) на территорию ДОУ для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, замены пожарной сигнализации.
Из ответа прокурору заведующего МБДОУ «Детский сад №2 «Калинка» от 14.02.2023 следует, что нарушения пожарной безопасности не были устранены в связи с отсутствием бюджетных средств на указанные цели.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, нарушения в виде отсутствия автоматических ворот и замены пожарной сигнализации в настоящее время не устранены.
С учетом вышеперечисленных требований закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по соблюдению противопожарной безопасности в пределах предоставленных полномочий, а на юридические лица - выполнение требований к противопожарной защищенности объектов. Невыполнение указанных требований свидетельствует о бездействии лиц. Поскольку администрация г.Новочебоксарска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении дошкольных образовательных учреждений, она является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города, в том числе бюджетных инвестиций в рамках бюджетных полномочий.
В соответствии с абз.8 ст.12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Бездействие ответчиков, выраженное в невыполнении требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, сложившаяся ситуация потенциально опасна и может явиться причиной происшествий, является недопустимым и подлежит устранению.
Поскольку выявленные нарушения требований норм противопожарного законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих Детский сад №2 на жизнь и охрану здоровья, закреплённые в Конституции РФ, суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании устранения нарушений противопожарной безопасности в виде обязании администрации обеспечить финансирование системы автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, приведения автоматической установки пожарной сигнализации в соответствие с п.54 ППР РФ и обязании Детского сада №2 после получения финансирования оборудовать учреждение системой автоматического открывания ворот и привести автоматическую установку пожарной сигнализации в соответствие с п.54 ППР РФ.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок - в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить финансирование, суд считает неразумным и недостаточным для устранения нарушений противопожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад №2 «Калинка». Принимая во внимание значительность временных и финансовых затрат, необходимых для организации исполнения требований истца и для проведения соответствующих мероприятий, а также требования разумности, суд приходит к выводу о необходимости установления срока исполнения возложенной обязанности на ответчика Администрацию муниципального образования - в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу, на Детский сад №2 - в течение 3 месяцев после получения финансирования от Администрации г.Новочебоксарска.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу произвести финансирование Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Калинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики для обеспечения системой автоматической разблокировки и (или) открывания ворот и для приведения автоматической установки пожарной сигнализации в соответствие с пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Калинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики в течение 3 месяцев после поступления финансирования от Администрации города Новочебоксарска обеспечить автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию детского сада, для беспрепятственного проезда пожарной техники и привести автоматическую установку пожарной сигнализации в соответствие с пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.
Председательствующий: судья Д.Ю. Огородников
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.