УИД 66RS0029-01-2023-001527-09
Дело № 2-1375/2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 16 ноября 2023 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Николаева Ю.Г.,
при секретаре Потаповой Т.В.,
с участием помощника Камышловского межрайонного прокурора Востряковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Пашковой ФИО5 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставлении другого жилого помещения, снятия с регистрационного учета и взыскании убытков в размере 304013 руб. 45 коп.,
установил:
Истец ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГАУ «Росжилкомплекс») обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав следующее. Жилое помещение по адресу: <адрес>, п/о <адрес>, относится к государственной собственности, включено в число служебных, закреплено за Министерством обороны Российской Федерации и предназначено для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, признанных нуждающимися в обеспечении служебными жилыми помещениями. Спорное жилое помещение предоставлено Пашковой О.Ф. для временного проживания как осуществляющей трудовую деятельность в Филиале № ФГКУ «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации». Пашкова О.Ф. прекратила трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ. По настоящее время ответчик удерживает служебное жилое помещение, требования о добровольном освобождении жилого помещения не исполнила. Кроме того действиями ответчика истцу причинены убытки в размере 304013 руб. 45 коп., поскольку она незаконно занимала жилое помещение, которое подлежало перераспределению в пользу иных лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ. Просит признать ответчика прекратившей право пользования указанным жилым помещением, выселить ее из жилого помещения, обязать сдать в установленном порядке указанное жилое помещение по акту с передачей ключей и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета в управляющей компании, представителю наймодателя, взыскать с ответчика денежные средства в размере 304013 руб.45 коп. в счет возмещения причиненных убытков.
Представитель истца ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без своего участия, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Пашкова О.Ф. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом надлежащего извещения участников процесса, определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению частично, изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, которые в силу ст. 93 ЖК РФ предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием.
Согласно статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2 ст. 99 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2 ст. 100 ЖК РФ).
Согласно статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (часть 5). В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (часть 6).
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 41,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Приказом Директора департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, закреплено за ФГАУ «Росжилкомплекс» на праве оперативного управления.
Согласно поквартирной карточки регистрации в жилом помещении по адресу: п\о Порошино, <адрес>, зарегистрирована Пашкова О.Ф. с 13.01.1988 (л.д. 16).
По результату обследования подтвержден факт проживания в жилом помещении Пашковой О.Ф. (л.д. 15).
Уведомлением ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ ответчик извещен об утрате законных оснований проживания в служебном жилом помещении Министерства обороны РФ, а также о необходимости освободить спорное жилое помещение вместе с совместно проживающими лицами в двухнедельный срок со дня получения уведомления (л.д. 19).
Как следует из выписки из приказа начальника филиала №2 ФГКУ «354 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации от 07.02.2022 Пашкова О.Ф. уволена по п.1 ч.1 ст.77 Трудового Кодекса по собственному желанию (л.д.18-оборот).
Частью 1 статьи 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено Пашковой О.Ф. для временного проживания как гражданскому персоналу Минобороны РФ на период работы в Филиале №2 ФГКУ «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время Пашкова О.Ф. прекратила трудовые отношения с Министерством обороны, правовые основания для проживания нанимателя в спорном жилом помещении отпали, она прекратила право пользования ранее предоставленным ей служебным жилым помещением. К категории лиц, указанных в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, имеющим право на предоставление служебных жилых помещений ответчик не относится.
Доказательств того, что ответчик по иным основаниям приобрела право пользования спорным жилым помещением, суду не представлено и в ходе разбирательства не добыто.
Обстоятельства, при которых граждане не подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, и которые предусмотрены частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ, материалами дела не подтверждаются и на ответчика не распространяются. Правовые основания для отказа в выселении в связи с признанием за ответчиком права пользования жилым помещением, как нуждающемся в жилых помещениях, отсутствуют, ответчик не относится к категории лиц, указанных в ст. 103 ЖК РФ.
Из содержания п.п. к п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанная обязанность нанимателя закреплена и в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба».
В соответствии с п. 19 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, учреждение осуществляет свою деятельность в целях осуществления в Вооруженных Силах РФ задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по заданиям Министерства обороны РФ и (или) Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ. Пунктом 20 Устава учреждения определено, что для достижения целей создания юридическое лицо ведет учет имущества Вооруженных Сил РФ, осуществляет в установленном порядке расквартирование войск (сил) и организацию учета казарменно-жилищного фонда, то есть, выступает правомочным лицом Министерства обороны РФ как представителя собственника по отношению к распределенным жилым помещениям жилищного фонда Министерства обороны РФ.
В связи с изложенным, на ответчика должна быть возложена обязанность по сдаче жилого помещения установленным порядком (по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании) представителю наймодателя Министерства обороны Российской Федерации - начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Относительно исковых требований о взыскании с Пашковой О.Ф. убытков в размере 304013 руб. 45 коп. суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основаниями гражданско-правовой ответственности за причинение убытков является совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вина причинителя вреда и размер убытков.
Обязанность доказывания наличия данных обстоятельств согласно положениям ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на истца.
Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Спорное служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, находится в оперативном управлении истца.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (пункты 1 и 71).
Согласно пункту 5 указанного Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, осуществляя свои полномочия собственника имущества, находящегося в управлении, через уполномоченные органы, в условиях безусловной осведомленности о прекращении Пашковой О.Ф. трудовых отношений с Филиалом № ФГКУ «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, что в силу части 3 статьи 104 ЖК РФ обусловливало прекращение договора найма занимаемого ею служебного помещения, не приняло своевременных мер по установлению подлежащего сдаче жилого помещения, его освобождению, в том числе и в судебном порядке при наличии спора, и распределению военнослужащим, нуждающимся в таком жилом помещении.
Поскольку перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии причинно-следственной связи между бездействием ответчика по освобождению служебного жилого помещения и заявленными истцом убытками, обусловленными невозможностью предоставления спорного служебного жилого помещения иным военнослужащим и необходимостью оплачивать им компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков не имеется.
Кроме того истцом не представлены в материалы дела сведения о военнослужащих, состоящих на учете для получения служебного жилого помещения и выплаченных им компенсациях за наем жилых помещений в расчетный период.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в части прекращения права пользования служебным жилым помещением, выселения без предоставлении другого жилого помещения, снятия с регистрационного учета.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истец при подаче иска в суд был освобожден от оплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенным исковым требованиям неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать Пашкову ФИО6 (паспорт № №) утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, п/о Порошино, ДОС 18, <адрес>.
Выселить Пашкову ФИО7 (паспорт № №) из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, п/о <адрес>, <адрес>, без предоставления иного жилого помещения.
Обязать Пашкову ФИО8 (паспорт № №) сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения, и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета в управляющей компании, представителю наймодателя Министерства обороны Российской Федерации - начальнику филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс».
Решение является основанием для снятия Пашковой ФИО9 (паспорт № №) с регистрационного учета по месту регистрации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Пашковой ФИО10 (паспорт № №) госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено 17.11.2023.
Председательствующий: Ю.Г. Николаев