Дело № 12-86/2024
УИД 51RS0001-01-2024-001092-85
Р Е Ш Е Н И Е
18 апреля 2024 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54,
с участием должностного лица Бараков Д.В., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – капитана судна Баракова Д.В. на постановление Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 18900009760240003299 от 16 февраля 2024 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району № 18900009760240003299 от 16.02.2024 капитан судна <данные изъяты> Бараков Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Бараков Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что при производстве по делу не учтен тот факт, что капитан судна передал ССД за отчетные сутки (07.07.2023 года), что подтверждается соответствующим программным обеспечением, установленным номером письма, ССД в приложении), о чем сотрудники ПУ ФСБ России ставились в известность при опросе заявителя и факт передачи ССД предъявлялся им непосредственно на борту судна на компьютере. Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что производство проводилось не всесторонне, не в полном объеме и не объективно.
В судебном заседании Бараков Д.В. доводы жалобы поддержал, пояснил, что с соблюдением установленных требований 08.07.2023 в 11:30:30 передал ССД за отчетные сутки 07.07.2023, что подтверждается соответствующим программным обеспечением, присвоенным номером письма, ССД в приложении), о чем сотрудники ПУ ФСБ России по Западному арктическому району им ставились в известность, но данные обстоятельства не были проверены.
Представитель административного органа о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются в том числе Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон № 166-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона № 166-ФЗ рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 12.4 ФЗ от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов.
В силу статьи 43.1 Закона № 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.05.2021 № 292 (далее – Правила рыболовства).
Согласно пункту 9.3 Правил рыболовства капитан судна с главным двигателем мощностью более 55 киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного ТСК, при осуществлении рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации ежедневно подает в государственную информационную систему "Отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" судовые суточные донесения (далее - ССД) о рыбопромысловой деятельности.
Капитан судна обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26.12.2019 № 721 утвержден Порядок передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов (далее – Порядок № 721).
Порядок № 721 регламентирует правила предоставления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими рыболовство с использованием российских и (или) иностранных судов, данных, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 12 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 994, в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов (далее - ОСМ).
В соответствии с пунктом 15 Порядка № 721 капитан судна с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного техническим средством контроля, обеспечивающим постоянную, автоматическую, некорректируемую передачу информации о местоположении судна (далее - ТСК), должен обеспечивать ежедневную передачу судовых суточных донесений в ОСМ о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов.
В соответствии с пунктом 23 Порядка № 721 ССД в форме электронных и формализованных сообщений должно подаваться за отчетные сутки, исчисляемые на 23 часа 59 минут по UTC, в течение 12 часов, следующих за отчетными сутками.
В соответствии с пунктом 26 Порядка № 721 при стоянке находящегося в эксплуатации судна в порту в ФГБУ ЦСМС подается ССД за отчетные сутки, в которые проводились приемка и (или) обработка, и (или) перегрузка, и (или) выгрузка уловов водных биоресурсов, и (или) производство рыбной продукции.
Как следует из материалов дела, 31.08.2023 в адрес отдела РКМ из ситуационного отдела управления ФСБ России по Западному арктическому району поступило сообщение о выявленных признаках нарушения законодательства Российской Федерации капитаном судна <данные изъяты> Бараковым Д.В., а именно: о необеспечении ежедневной передачи судовых суточных донесений в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов.
Проверкой сообщения установлено, что судно «<данные изъяты>» под управлением должностного лица капитана Баракова Д.В. в период с 29.06.2023 по 30.06.2023 в районе регулирования Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, осуществляло приемку рыбопродукции с промысловых судом <данные изъяты> и <данные изъяты> с целью дальнейшей транспортировки и выгрузки в порту.
В период рейса капитан Судна обеспечивал ежедневную передачу ССД в ОСМ. По окончании рейса Судно прибыло в порт Мурманск и 04.07.2023 произвело частичную выгрузку рыбопродукции – 40,475 тонн, что подтверждается ССД, накладными № ИНЦУ-000515, № ИНЦУ-000516 и записью в Судовом журнале Судна № № 836 по реестру порта от 28.02.2022) за указанные сутки.
Выгрузка продолжилась 5, 6 и 7 июля 2023 года, о чем свидетельствуют записи в судовом журнале Судна, однако остаток продукции на борту не изменился и согласно поступившим ССД по состоянию на 5 и 6 июля 2023 года составило 941,869 тонн. ССД за 7 июля 2023 года в ОСМ не поступало. По данным ССД за 8 июля 2023 года остатки продукции на борту отсутствуют, при этом грузовые работы не производились (ответ на запрос № МФ/9-524 от 24.08.2023 из Мурманского филиала ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи»).
Таким образом, административным органом установлено, что должностное лицо капитан Судна Барков Д.В. 08.07.2023 не выполнил требования п. 9.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.05.2021 № 292 и п. 15,23, 26 Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, утверждённых Приказом Минсельхоза России от 26.12.2019 № 721, не обеспечил целостность и полноту базы ССД, передаваемых в ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи».
30.01.2024 должностным лицом ПУ ФСБ России по Западно-арктическому району в отношении капитана судна Баракова Д.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
16.02.2024 должностным лицом ПУ ФСБ России по Западно-арктическому району вынесено оспариваемое постановлениеЗадачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу частей 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно требованиям статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Приведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении имеющие значения обстоятельства установлены не полно.
Судьей установлено, что при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом капитаном суда Т/Х «Выборгский» Бараковым Д.В. должностному лицу были представлены судовые суточные донесения за период с 04.07.2023 по 08.07.2023.
Изучение представленных в материалах дела об административном правонарушении данные ССД за период с 04.07.2023 по 08.07.2023 показало, что ССД за 07.07.2023 передавались в ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» 08.07.2023 в 11:30 на адрес электронной почты flot@mrcm.ru.
С жалобой должностным лицом Бараковым Д.В. представлен скрин-шот с экрана переданных им ССД, согласно которому ССД, написанному им 08.07.2023 в 11:30:30, присвоен ID <данные изъяты>
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении, а равно при рассмотрении протокола об административном правонарушении не установлены обстоятельства того, направлено ли ССД, которому присвоен ID <данные изъяты> и дошло ли оно в ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», если не дошло, то по каким причинам не дошло. Запрос для установления данных обстоятельств в ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» не направлялся.
Таким образом, вывод должностного лица административного органа о нарушении должностным лицом капитаном судна Бараковым Д.В. требований п. 9.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.05.2021 № 292 и п. 15, 23, 26 Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, утверждённых Приказом Минсельхоза России от 26.12.2019 № 721, и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, нельзя признать установленным, а постановление законным.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушение административный орган вменяет Баракову Д.В. нарушение п. 9.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.05.2021 № 292 и п. 15,23, 26 Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, утверждённых Приказом Минсельхоза России от 26.12.2019 № 721, указав, что капитан судна Бараков Д.В. не обеспечил целостность и полноту базы ССД, передаваемых в ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», тогда как на странице 5 постановления о привлечении к административной ответственности указано, что Бараков Д.В. не обеспечил ежедневную передачу ССД в ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи о рыбопромысловой деятельности», а также не передал ССД за отчетные сутки (07.07.2023), в которые производилась выгрузка уловов водных биоресурсов, тем самым не обеспечил целостность и полному базы ССД.
В протоколе об административном правонарушении, который является одним из доказательств, нарушение, выраженное в не обеспечении ежедневной передачи ССД, капитану Баракову Д.В. не вменяется.
Также на стр. 5 постановления о привлечении к административной ответственности допущена опечатка в дате совершения административного правонарушения (абзац 2), а именно: указана дата 08.06.2023, тогда как речь идет о событиях 08.07.2023.
Допущенные должностным лицом административного органа при рассмотрении дела нарушения процессуальных требований носят существенный характер, поскольку не позволили выполнить предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 4.5 Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах постановление Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 18900009760240003299 от 16.02.2024 о привлечении должностного лица – капитана судна т/р «Выборгский» Баракова Д.В. к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району в соответствии с частью 1 п. 4 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу необходимо установить указанные судьей обстоятельства, имеющие значение для объективного, всестороннего и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица Баракова Д.В. - удовлетворить частично.
Постановление Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району № 18900009760240003299 от 16 февраля 2024 года о привлечении должностного лица Баракова Д.В. к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить.
Направить дело об административном правонарушении в отношении должностного лица Баракова Д.В. на новое рассмотрение в Пограничное управление ФСБ России по Западному арктическому району.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья И.В. Хуторцева