Дело № 2-96/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области
в составе: председательствующего судьи Фитиной О.А.,
при секретаре Безгодовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово Шатровского района Курганской области «29»июля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Масловой Ольги Анатольевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Маслова О.А. обратилась в суд с измененным исковым заявлением к ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии (л.д.79-82).
В обоснование заявленных требований указала, что 19 июня 2017 года она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением УПФР в Шатровском районе Курганской области (межрайонное) № от 29.06.2017 и вынесенным после направления иска в суд решением ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) № от 06.06.2019 в установлении пенсии ей отказано на основании того, что не имеется необходимого специального стажа работы, исключены периоды работы: с 04.04.1988 по 10.04.1988 – участковой медицинской сестрой в ГБУ «Курганская детская поликлиника», с 11.04.1988 по 20.12.1989, с 22.12.1989 по 17.11.1990, с 18.11.1990 по 26.01.1993 – фельдшером ДДУ в ГБУ «Курганская детская поликлиника» (в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и 3 лет), с 22.02.1993 по 16.01.1994, с 17.01.1994 по 13.02.1996 – медицинской сестрой в детском саду, 09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999 – донорские дни в период работы медсестрой в поликлинике ГБУ «Шатровская ЦРБ».
Полагает, что у нее имеется необходимый стаж медицинской деятельности в городе и сельской местности свыше 30 лет.
Считает отказ в назначении ей пенсии незаконным. Просит суд отменить вышеуказанные решения УПФР, возложить на ответчика обязанность включить спорные периоды в ее специальный стаж работы, в том числе периоды работы медсестрой в детском саду с 22.02.1993 по 13.02.1996 в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 3 месяца, назначить ей пенсию с 19.06.2017.
В отзыве ответчик ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) просит оставить исковые требования Масловой О.А. без удовлетворения (л.д.95-98) ввиду отсутствия необходимого стажа работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В соответствии с подп. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом, необходимым условием является осуществление указанной деятельности в должностях и учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Специальный стаж истца исчислен на дату обращения - 25 лет 04 месяца 22 дня, право на досрочную страховую пенсию не возникло. Не подлежат включению в специальный стаж истца периоды работы с 04.04.1988г. по 10.04.1988 в должности участковой медсестры, с 11.04.1988 по 26.01.1993 в должности фельдшера ДДУ, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.l0.2002 N781 (далее – Списком); с 22.02.1993 по 16.01.1994; с 17.01.1994 по 13.02.1996 в детском саду, т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списком; донорские дни 09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999 - в соответствии правилами исчисления периодов работы, предусмотренными Разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, Постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и от 16.07.2014 № 665.
В отзыве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ «Шатровская центральная районная больница», указано, что поддерживают исковые требования Масловой О.А. в части включения в ее специальный стаж донорских дней (л.д.34).
Представители: ответчика - ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное), третьих лиц - ГБУ «Курганская детская поликлиника», МКДОУ «Детский сад №» в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании Маслова О.А. исковые требования поддержала полностью по основаниям, указанным в иске.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Масловой О.А. по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Маслова О.А., 18.09.1969 года рождения (паспорт л.д.6, свидетельство о заключении брака и изменении фамилии л.д.27, 28, 56), начала трудовую деятельность с 04.04.1988, общий страховой стаж на день обращения за назначением пенсии составлял свыше 29 лет, что не оспаривалось участниками процесса.
Согласно трудовой книжке (л.д.7-9, 46-49), Маслова О.А. с 04.04.1988 по 10.04.1988 работала в должности участковой медсестры в Детской поликлинике № <адрес>, с 11.04.1988 по 26.01.1993 - в должности фельдшера ДДУ в Детской поликлинике № <адрес>, с 01.02.1993 по 15.02.1993 – медсестрой в Шатровской ЦРБ, 22.02.1993 была принята на 0,5 ставки медсестрой в детсад № <адрес>, с 17.01.1994 переведена медсестрой в детсад № <адрес>, где работала по 13.02.1996. С 14.02.1996 по настоящее время работает медсестрой в ГБУ «Шатровская ЦРБ».
В справке ГБУ «Шатровская ЦРБ» указано, что учреждение находится в сельской местности, что предоставляет право на льготное исчисление медицинского стажа (л.д.17).
В справках Администрации Шатровского сельсовета Шатровского района Курганской области указано, что детские сады № 3, 4 в 1993-1996 г.г. находились в ведомстве (на балансе) Шатровского сельсовета (л.д.21, 113).
Согласно справкам, уточняющим занятость в соответствующих должностях (л.д. 20, 25), и представленным приказам, Маслова О.А. с 19.11.1990 по 20.03.1992 находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (приказ № 122 от 19.11.1990 л.д.132, в дате начала отпуска в уточняющей занятость справке допущена ошибка, указано 18.11.1990), затем с 21.03.1992 по 26.01.1993 - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (приказ № 23-11 от 20.03.1992 л.д.133-134).
09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999 Масловой О.В. были предоставлены однодневные отпуска по донорским справкам (приказы и справки, уточняющие занятость, л.д. 13-16, 17-18, 22, 25).
Помимо вышеуказанного, иных отвлечений от работы в спорные периоды трудовой деятельности Маслова О.А. не имела, работала полный рабочий день, полную рабочую неделю, на 1 ставку, за исключением периода с 22.02.1993 по 16.01.1994, когда она работала на 0,5 ставки медсестрой в детсаду № с.Шатрово.
В соответствии со ст. 28 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в справке, представляемой ими для назначения и выплаты трудовой пенсии.
19.06.2017 истец Маслова О.А. обратилась в ГУ-УПФР в Шатровском районе Курганской области г.Шадринске Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, предоставив трудовую книжку и копии иных документов (выплатное дело на л.д. 39-72, заявление л.д.43-45).
УПФР в Шатровском районе приняло решение от 29.06.2017 № об отказе Масловой О.А. в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ряда периодов работы, в том числе спорных, и об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа продолжительностью 25 лет (л.д.39-40). Во внесудебном порядке ответчиком специальный стаж истца Масловой О.А. исчислен продолжительностью 21 год 03 месяца 16 дней (л.д.40), с приведением зачтенных в специальный стаж периодов в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (л.д.11-12). Указано, что периоды работы в ГБУ «Курганская детская поликлиника» не подлежат включению в стаж, поскольку учреждение находится территориально в городе, периоды работы в детском саду – поскольку учреждение не предусмотрено Списками от 29.10.2002 № 781, донорские дни – в соответствии с п.5 Разъяснений Минтруда от 22.05.1996 № 5.
В соответствии с Постановлением Правления ПФР от 05.04.2018 № 186п проведена реорганизация территориальных учреждений ПФР, после проведения которой 12.07.2018 прекращена деятельность ГУ-УПФР в Шатровском районе Курганской области, с 13.07.2018 его правопреемником является Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шадринске Курганской области (межрайонное), в с.Шатрово функционирует клиентская служба на правах отдела.
После обращения Масловой О.В. с иском в суд ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) приняло решение от 06.06.2019 № (л.д.74-76) о внесении изменений в решение об отказе в установлении пенсии от 29.06.2017 №, указав, что специальный стаж Масловой О.В. составляет 25 лет 04 месяца 22 дня, необходимая для назначения пенсии продолжительность специального стажа - 30 лет отсутствует. Указанные в исковом заявлении периоды по-прежнему не включены в специальный стаж работы истца, с указанием, что периоды работы с 04.04.1988г. по 26.01.1993 (Курганская детская поликлиника) не подлежат включению в стаж, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком; с 22.02.1993 по 16.01.1994; с 17.01.1994 по 13.02.1996 в детском саду, т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списком; донорские дни 09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999 - в соответствии правилами исчисления периодов работы, предусмотренными Разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, Постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и от 16.07.2014 № 665.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию.
Страховая пенсия предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования с учетом особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Также подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций», с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Вышеуказанными списками до 01.01.1992 было установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в должности фельдшера, медицинской сестры независимо от их наименования в больничных учреждениях всех типов и наименований, в детских садах, а также в детских учреждениях и учебных заведениях, перечисленных в разделе I настоящего Перечня (Перечень от 17.12.1959 № 1397); с 01.01.1992 по 31.10.1999 –работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности (Список от 06.09.1991 № 464); с 01.11.1999 по 31.12.2001 – работа фельдшером, медицинской сестрой в городских, районных больницах (Список от 22.09.1999 № 1066), в последующие периоды применяется Список от 29.10.2002 № 781, в котором содержится наименование учреждения: «больницы всех наименований», наименование должностей: «медицинская сестра», «медицинская сестра участковая», «медицинская сестра палатная», «медицинская сестра приемного отделения» и другие должности среднего медицинского персонала.
В соответствии с п.2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464 работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и три месяца.
Начиная с 01 ноября 1999 года, в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном исчислении, при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В силу п.5 действующих в настоящее время Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списках, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
На основании вышеизложенного, с учетом разъяснений, содержащихся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 (в ред. от 28.05.2019) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», до 01.11.1999 один год работы по охране здоровья граждан в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) может быть исчислен в льготном порядке за 1 год и 3 месяца независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе. После 01.11.1999 если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то не имеется оснований для льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Также с 01.11.1999 в медицинский стаж засчитываются только периоды работы, если эта работа протекала в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в объеме полной ставки. До 01.11.1999 действующее законодательство такого условия не содержало (за исключением главных медсестер, для которых требовалось выполнение работы в режиме нормальной продолжительности рабочего дня как до 01.11.1999, так и после указанной даты).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П изложена правовая позиция в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Суд считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорные периоды.
Период работы Масловой О.А. с 04.04.1988 по 10.04.1988 в должности участковой медицинской сестры в Детской поликлинике № <адрес>, с 11.04.1988 по 20.12.1989, с 22.12.1989 по 26.01.1993 – в должности фельдшера детского дошкольного учреждения в Детской поликлинике № <адрес>, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 19.11.1990 по 20.03.1992 и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 21.03.1992 по 26.01.1993, подлежат включению в специальный стаж, поскольку периоды работы в должности фельдшера, медицинской сестры независимо от их наименования в больничных учреждениях всех типов и наименований, в детских садах, а также в детских учреждениях и учебных заведениях, перечисленных в разделе I Перечня, предоставляли право льготного пенсионного обеспечения в соответствии с действовавшим в тот период Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Стаж исчисляется в календарном порядке, поскольку работа осуществлялась в городе.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР», было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.
Согласно п.7 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР с исключением возможности зачета в специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР», вступившим в силу 06 октября 1992 года.
В силу п. 21 постановления Министерства труда России от 22.05.1996 N 5 об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Согласно разъяснениям, данным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, поскольку период нахождения Масловой О.А. в отпуске по уходу за ребенком – Баженовым А.Л., 21.09.1990 года рождения (свидетельство о рождении л.д.54), до достижения им возраста 1,5 лет, а впоследствии - 3-х лет начался до 06.10.1992 (до внесения изменений в действовавшее законодательство) и продолжался непрерывно по 26.01.1993, то данный период должен быть зачтен в специальный трудовой стаж Масловой О.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских садах. Названный Перечень относил их к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Данный документ утратил силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.
При этом, как указано выше, до 01.11.1999 действующее законодательство для включения в стаж работы с целью назначения пенсии на льготных основаниях не содержало условия о работе в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусматривало исчисление стажа работы в сельской местности один год работы за один год три месяца.
С учетом изложенного, период работы Масловой О.А. с 22.02.1993 по 30.09.1993 медсестрой на 0,5 ставки в детском саду № подлежит включению в специальный стаж, в исчислении один год работы за один год три месяца.
С 01.10.1993 по 13.02.1996 работа Масловой О.В. медсестрой в детском саду № и № не подлежит включению в специальный стаж, поскольку ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 N 464 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских садах.
09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999, в период работы медсестрой в ГБУ «Шатровская ЦРБ», Масловой О.В. были предоставлены однодневные отпуска по донорским справкам. В указанный период Маслова занимала штатную должность, работала полный рабочий день в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей (уточняющая занятость справка л.д.17-18). Донорские дни оплачивались, производились отчисления в пенсионный фонд (справка л.д.114).
В соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1, действующим с 20.01.2013 Федеральным законом от 20.07.2012 N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Согласно ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.1998 N 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней, работникам, являющимся донорами», день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Соответственно, донорские дни 09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999 подлежат включению в специальный стаж истца Масловой О.А.
Поскольку судом установлено наличие у Масловой О.А. стажа медицинской деятельности в городе и в сельской местности, периоды ее работы в сельской местности исчисляются в льготном порядке один год работы за один год три месяца как до 01.11.1999, так и после указанной даты, при этом для назначения пенсии необходима продолжительность специального стажа 30 лет.
Представленный ответчиком в суд условный расчет специального стажа истца Масловой О.А. от 22.07.2019, согласно которому специальный стаж истца составил 25 лет 10 месяцев 10 дней (л.д.108-109), суд признает неправильным, поскольку периоды работы истца с 01.11.1999 неправомерно исчислены в календарном порядке, несмотря на наличие стажа работы как в городе, так и в сельской местности.
Условный расчет специального стажа истца Масловой О.А. от 29.07.2019, согласно которому специальный стаж истца составил 34 года 11 месяцев 8 дней при условии включения в специальный стаж истца всех спорных периодов, с исчислением периодов работы в сельской местности в льготном порядке один год работы за один год три месяца (л.д.138-139), является технически правильным, за исключением необоснованного включения в спецстаж истца за пределами исковых требований периодов:
- 21.12.1989 – предоставление работнику одного дня без сохранения заработной платы,
- нахождения Масловой О.А. в отпуске по уходу за ребенком с 25.08.2000 по 24.06.2001.
С исключением из условного расчета указанных периодов, не являющихся предметом спора, - 21.12.1989, с 25.08.2000 по 24.06.2001 и периодов работы медсестрой в детсадах с 01.10.1993 по 16.01.1994, с 17.01.1994 по 13.02.1996, исчисленный судом специальный стаж истца Масловой О.А. на день обращения за назначением пенсии 19.06.2017 составил свыше 30 лет (при льготном исчислении периодов работы в сельской местности как один год работы за один год три месяца).
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При указанных обстоятельствах решение ГУ - УПФР в Шатровском районе Курганской области от 29.06.2017 № 114 и решение ГУ - УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) от 06.06.2019 № 65 в части отказа зачесть в стаж Масловой О.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 04.04.1988 по 26.01.1993, кроме одного дня - 21.12.1989 (в том числе отпуск по уходу за ребенком), с 22.02.1993 по 30.09.1993, 09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999, и назначении пенсии со дня обращения, нарушает право истца Масловой О.А. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное ст. 39 Конституции РФ, и подлежат отмене в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», данных спорных периодов, отказа в назначении пенсии.
В силу ст.12 ГК РФ защита нарушенного права может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Масловой Ольги Анатольевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Отменить решение ГУ - УПФР в Шатровском районе Курганской области от 29.06.2017 № 114 и решение ГУ - УПФР г.Шадринске Курганской области (межрайонное) от 06.06.2019 № 65 в части отказа зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 04.04.1988 по 26.01.1993, за исключением 21.12.1989, с 22.02.1993 по 30.09.1993, 09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999 и отказа в назначении пенсии.
Обязать ГУ - УПФР г.Шадринске Курганской области (межрайонное) включить Масловой Ольге Анатольевне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды:
- с 04.04.1988 по 10.04.1988 – период работы в должности участковой медсестры в Детской поликлинике № <адрес>, в календарном исчислении,
- с 11.04.1988 по 20.12.1989, с 22.12.1989 по 26.01.1993 – период работы в должности фельдшера ДДУ в Детской поликлинике № <адрес>, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 19.11.1990 по 20.03.1992 и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 21.03.1992 по 26.01.1993, в календарном исчислении,
- с 22.02.1993 по 30.09.1993 – период работы в должности медсестры на 0,5 ставки в детском саду №, в исчислении один год работы за один год три месяца,
- 09.01.1997, 14.02.1997, 12.11.1998, 17.02.1999 – донорские дни в период работы медсестрой в ГБУ «Шатровская ЦРБ».
Обязать ГУ - УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) назначить Масловой Ольге Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с 19.06.2017.
Отказать в удовлетворении остальной части исковых требований Масловой О.А.
Взыскать с ГУ - УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) в пользу Масловой Ольги Анатольевны 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов истца по уплате государственной пошлины.
С мотивированным решением участники процесса могут ознакомиться «02» августа 2019 года в «15» час. «30» мин.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
Председательствующий: судья О.А. Фитина