Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-15/2022 (2-1879/2021;) ~ М-2766/2021 от 30.11.2021

Дело № 2-15/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ола 21 января 2022 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,

при секретаре Кузмичевой Г.А.,

с участием:

представителей ответчика директора Гершмана Д.А. и Заварухиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 21.01.2022,

представителя третьего лица - МКУК "Ольский окружной центр культуры" - директора Дубинец Н.И.,

представителя государственного органа – начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ольском районе Патук Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2022 № Д-9-2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению Поповой Н.Г. к муниципальному казенному учреждению "Эксплуатационный центр" о признании приказа об отстранении от работы и отстранения от работы незаконными, обязании допуска к работе, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и морального вреда,

у с т а н о в и л:

Попова Н.Г. обратилась в суд с данным иском к муниципальному казенному учреждению "Эксплуатационный центр" (далее – МКУ "Эксплуатационный центр"), указав в обоснование заявленных требований, что с 01.01.2016 работает у ответчика в должности сторожа-вахтера в с.Тауйск Ольского района Магаданской области. В связи с отказом от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 приказом от 16.09.2021 № 309-к со ссылкой на ст. 76 ТК РФ и Постановление главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23.07.2021 № 1 истец отстранена от работы без начисления заработной платы с 29.10.2021. Отказ от вакцинации связан с тем, что по её работа не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок. При этом она имеет необходимые средства индивидуальной защиты для работы в коллективе. Полагает, что отстранение от работы носит незаконный характер, поскольку она не осуществляет работы связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требующие обязательного проведения профилактических прививок, список которых утвержден Правительством РФ от 15.07.1999 № 825.

С учетом приведенных доводов просит суд признать незаконными отстранение от работы и приказ № 191/1-к от 28.10.2021, возложить на ответчика обязанность допустить её к работе в занимаемой должности, взыскать с ответчика заработную плату за время незаконного отстранения в сумме 38840 руб. 32 коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 86 руб. 21 коп., и компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Истец Попова Н.Г. в судебное заседание не явилась, телефонограммой просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддержала.

С учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика Гершман Д.Н. в ходе рассмотрения дела не согласился с исковыми требованиями, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве к нему, согласно которым, непосредственным местом работы Поповой Н.Г. является здание «Этнокультурного центра с.Тауйск», являющегося структурным подразделением МКУК «Ольский окружной центр культуры», осуществляющее деятельность в сфере культуры и посещаемое детьми. В соответствии с графиком работы, истец работает посменно в дневное и ночное время и контактирует с людьми. В этой связи, полагает, что истец подлежала обязательной вакцинации в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23.07.2021 № 1, несмотря на то, что МКУ «Эксплуатационный центр» не относится к организациям, осуществляющим деятельность в сферах, установленных пунктом 1 данного постановления. Считает, что при отстранении от работы истца предприятие действовало в рамках возложенных на него обязанностей. С 06.12.2021 Попова Г.Г. допущена к работе, поскольку прошла вакцинацию.

Представитель третьего лица - МКУК "Ольский окружной центр культуры" Дубинец Н.И. полагала заявленные истцом требования необоснованными, поддержав доводы изложенные в письменном мнении, согласно которому в данном учреждении осуществляет трудовую деятельность технический персонал, относящийся к МКУ "Эксплуатационный центр", в том числе истец Попова В.Г. По получении постановления Главного государственного врача по Магаданской области от 23.07.20021 № 1, согласно которому работники учреждений культуры подлежат обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекцииCOVID-19, в адрес ответчика было направлено письмо с просьбой не привлекать к работе в помещениях центра культуры работников, у которых отсутствует вакцинация или нет медицинских отводов. Обращает внимание, что центр культуры работает с различными категориями населения, организуя культурно-досуговые мероприятия и с 30.10.2021 при его посещении гражданами у них должно быть наличие QR-кода, которым подтверждается получение вакцины от COVID-19 либо то, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, в связи с этим все работники центра культуры без исключения, для своей безопасности и тех посетителей, кто посещает их мероприятия должны быть привиты.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ольском районе, привлеченного к участию в деле на основании определения суда, полагала, что требования истца удовлетворению не подлежат. Профилактическая вакцинация от новой коронавирусной инфекции включена в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Вакцинация по данному календарю становится обязательной для лиц, проживающих в субъекте РФ и поименованных в специальном постановлении главного санитарного врача соответствующего субъекта РФ. Поскольку Попова Н.Г. работает сторожем-вахтером в центре культуры, то в соответствии п.1 постановления Главного государственного врача по Магаданской области от 23.07.20021 № 1, подлежит обязательной вакцинации по эпидемиологическим показателям.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также заключение представителя государственного органа, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).

В силу статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст.ст. 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» проведение профилактических прививок и вакцинация являются обязательными для определенной категории граждан.

В силу статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или, иными федеральными законами.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в числе прочего, отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти

Постановлением Правительства РФ № 825 от 15.07.1999 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н утверждены национальный календарь профилактических прививок (приложение № 1) и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение №2).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 № 1307н в приложение № 2.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) в силу пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по распространению COVID-19 главным государственным санитарным врачом по Магаданской области вынесено постановление от 23.07.2021 № 1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее по теску – постановление № 1 от 23.07.2021).

В данном постановлении № 1 от 23.07.2021 главным государственным санитарным врачом по Магаданской области К.С.А. постановлено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) гражданам, подлежащих обязательной вакцинации работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в том числе деятельность в сфере культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов, экскурсий); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер классов), театров, кинотеатров, центров культуры.

Руководителям организаций, осуществляющим деятельность на территории Магаданской области в указанных сферах предписано в срок до 20.08.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.09.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников; в срок до 25.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 27.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.

Пунктом 3 приведенного постановления устанавливается, что указанные в постановлении требования не распространяются на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19 в соответствии с п. п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения» и п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению», Инструкции Министерства здравоохранения РФ по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак.

Указанное постановление № 1 от 23.07.2021 не отменено и соответственно в силу приведенных выше норм федерального законодательства обязательно для исполнения руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Магаданской области в сферах поименованных в п. 1 постановления.

В письме Минтруда России от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532 даны разъяснения, согласно которым противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец и ответчик состоят в трудовых отношениях. 01.01.2016 Попова Н.Г. принята в МКУ "Эксплуатационный центр" на должность сторожа-вахтера, что подтверждается копией трудовой книжки и трудовым договором № 14 от 01.01.2016.

Согласно уставу МКУ "Эксплуатационный центр", целью деятельности учреждения является обеспечение исправного состояния и эффективного использования административных зданий, помещений, сооружений, движимого и недвижимого имущества, относящегося к муниципальной собственности, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, для достижения которой учреждение оказывает в том числе услуги по содержанию (уборке) зданий, помещений, сооружений, прилегающих территорий, обеспечение сохранности имущества МО «Ольский городской округ» (п.п.2.1,2.2.2,2.2.5).

Как видно из распоряжения КУМИ администрации МО "Ольский городской округ" № 1164 от 31.10.2017, акта приема-передачи объектов нефинансовых активов № 1 от 24.11.2017, здание по ул. 50 лет октября, д.28 (ЭКЦ с.Тауйск) передано в оперативное управление МКУ "Эксплуатационный центр".

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что постоянным местом осуществления трудовой функции истца Поповой Н.Г., в том числе на момент отстранения её от работы, является Этнокультурный центр с.Тауйск.

Согласно уставу МКУК "Ольский окружной центр культуры", Этнокультурный центр с.Тауйск является его структурным подразделением (п.1.6).

В письме от 28.07.2021 МКУК "Ольский окружной центр культуры" просит директора МКУ "Эксплуатационный центр" не направлять своих работников: уборщиц, сторожей, гардеробщиц, работающих в помещении центра культуры, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не предоставивших заключения иммунологической комиссии на медицинский отвод от вакцинации.

Приказом МКУ "Эксплуатационный центр" от 26.07.2021 № 75/1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2» предписано обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работникам МКУ "Эксплуатационный центр", работающим и осуществляющим свою деятельность, в том числе в центре культуры. Заместителю директора К.А.В. и специалисту по кадрам А.С.С. приказано в срок до 20.08.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.09.2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников. Указано, что приказ не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к указанной прививке с обязательным предоставлением заключения иммунологической комиссии на медицинский отвод от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Из акта от 03.08.2021 следует, что истце Попова Н.Г. отказалась от ознакомления с приказом от 26.07.2021 № 75/1.

Согласно рапорту специалиста отдела кадров МКУ "Эксплуатационный центр" А.С.С. от 20.10.2021, Попова Н.Г. на все предложения и просьбы пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или предоставить заключение иммунологической комиссии на медицинский отвод от вакцинации отвечает отказом. Возможности перевести Попову Н.Г. в другое здание не имеется, так как в оперативном управлении "Эксплуатационный центр" в с.Тауйск находится только одно учреждение, а должность сторож (вахтер) не предусматривает удаленную работу.

На основании приказа № 191/1-к от 28.10.2021 Попова Н.Г. была отстранена от работы как не имеющая противопоказаний для вакцинации и отказавшаяся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с 29.10.2021. Также установлен срок действия отстранения, а именно прохождение обязательной вакцинации или снятие ограничительных мер по эпидемическим показаниям.

С уведомлением об отстранении истце Попова Н.Г. ознакомлена 04.11.2021.

Таким образом, как установлено в ходе рассмотрения дела, главным санитарным врачом Магаданской области вынесено постановление № 1 от 23.07.2021, в котором предписано провести вакцинацию в том числе работников центров культуры. Ответчик, являясь учреждением, обеспечивающим содержание зданий муниципальных учреждений, в том числе МКУК "Ольский окружной центр культуры", закрепленных за ним на праве оперативного управления, посредством направления своих работников, во исполнение данного постановления возложил на своих сотрудников, в том числе Попову Н.Г., место осуществления трудовой функции которой является Этнокультурный центр с.Тауйск МКУК "Ольский окружной центр культуры", обязанность пройти вакцинацию, либо представить документы, освобождающие их от прохождения вакцинации, путем вынесения оспариваемого приказа № 191/1-к от 28.10.2021.

Приказ от 26.07.2021 № 75/1 Попова Н.Г. не оспаривала и, следовательно, была обязана исполнить его, что ею сделано не было.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы стороны истца о том, что отсутствие в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденному постановлением Правительства РФ № 825 от 15.07.1999, не поименована её работа освобождает истца от обязанности пройти вакцинацию от COVID-19, поскольку данная прививка носит добровольный характер.

Действительно в перечень, утвержденный указанным постановлением Правительства РФ непосредственно её работа и сфера деятельности МКУ «Эксплуатационный центр» не включена, однако как указывалось выше приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н утверждены фактически два календаря профилактических прививок, а именно национальный календарь профилактических прививок (приложение № 1) и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение №2). Обязательной по приложению № 2 профилактическая прививка по эпидемическим показаниям становится после издания соответствующего постановления главного санитарного врача субъекта РФ.

Таким образом, указанный в постановлении Правительства РФ № 825 от 15.07.1999 перечень относится к национальному календарю профилактических прививок по приложению № 1.

После принятия соответствующего решения главным санитарным врачом на основании ст.9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ проведение профилактических прививок и вакцинация для определенной категории граждан являются обязательными, а в силу ч. 2 ст. 5 этого же Федерального закона отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Приходя к выводу о законности требований ответчика суд исходит из того, что поскольку истец Попова Н.Г. фактически осуществляет свою трудовую функцию в центре культуры, для работников которого предусмотрена обязательная вакцинация, то на неё распространяется требование об обязательной вакцинации, отклоняя тем самым доводы истца в данной части.

Согласно сведениям МКУК "Ольский окружной центр культуры", по состоянию на 31.10.2021 в данном учреждении прошли полную вакцинацию 78,9 % к общему числу работающих.

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует об освобождении от обязательной вакцинации по эпидемиологическим показателям остальных работников центра культуры, в том числе истца Поповой Н.Г.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконными отстранения от работы, отмены приказа № 191/1-к от 28.10.2021.

Также суд не может признать обоснованными требования истца в части взыскания заработной платы за время незаконного отстранения, компенсации за задержку выплаты заработной платы, поскольку как указывалось выше суд не находит обоснованным требование о признании незаконным отстранения от работы, а в силу ст. 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или, иными федеральными законами.

Оснований для возложения на ответчика обязанности допустить истца к работе в занимаемой должности, также не имеется, поскольку согласно приказу МКУ «Эксплуатационный центр» № 208-к от 06.12.2021, Попова Н.Г. с 06.12.2021 допущена к работе на основании справки о вакцинации.

В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку при рассмотрении дела нарушение прав работника не установлено, суд полагает? что требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Поповой Н.Г. к муниципальному казенному учреждению "Эксплуатационный центр" о признании приказа об отстранении от работы и отстранения от работы незаконными, обязании допуска к работе, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения, с учетом выходных и праздничных дней – 25 января 2022 года.

Судья подпись Е.Ю. Ожегова

копия верна:

Судья Е.Ю. Ожегова

2-15/2022 (2-1879/2021;) ~ М-2766/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попова Наталья Геннадьевна
Ответчики
МКУ "Эксплуатационный центр"
Другие
МКУК "Ольский окружной центр культуры"
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ольском районе
Суд
Ольский районный суд Магаданской области
Судья
Ожегова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
olskiy--mag.sudrf.ru
30.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2022Дело оформлено
21.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее