Судья: Топчиёва Л.С. Гр. дело № 33-15412/2019
(Гр. дело 2-1639/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.
судей Пинчук С.В., Ефремовой Л.Н.
при помощнике судьи Бочкове Б.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Злобновой Л.Н. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25.09.2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования администрации муниципального района Ставропольский Самарской области - удовлетворить.
Обязать Злобнову Ларису Николаевну освободить самовольно занятые земельные участки, расположенные с южной стороны (имеющий общее ограждение с основным участком, площадью 462 кв.м.) и с восточной стороны (имеющий отдельное ограждение площадью 1135 кв.м.) по адресу: <адрес>, общей площадью 1597 кв.м., путем сноса (демонтажа) ограждений своими силами и за свой счет в двадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области обратилось в суд с иском к Злобновой Л.Н., котором просила обязать ответчика освободить самовольно занятые земельные участки, расположенные с южной стороны (имеющий общее ограждение с основным участком площадью 462 кв.м.) и с восточной стороны (имеющий отдельное ограждение площадью 1135 кв.м.) по адресу: <адрес>, общей площадью 1597 кв.м., путем сноса (демонтажа) ограждений своими силами и за свой счет в двадцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Злобнова Л.Н просит решение суда отменить как незаконное и вынести по делу новое решение.
В заседании судебной коллегии стороны, представители 3-х лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
На основании ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 13.05.2019 на основании постановления администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № 2260 от 25.03.2019г., была проведена внеплановая проверка соблюдения гражданкой Злобновой Л.Н. земельного законодательства РФ, о которой Злобнова Л.Н. была уведомлена почтой.
В ходе проведения проверки было установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> по периметру огорожен. На участке расположены жилой дом и хозяйственные постройки. Согласно правоустанавливающих документов Злобновой Л.Н. на праве собственности принадлежит 1500 кв.м. (выписка из ЕГРН № № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно топографической съемке от ДД.ММ.ГГГГ., исполненной МУП «Ставропольская архитектура», Злобнова Л.Н. без правоустанавливающих документов использует земельный участок общей площадью 1597 кв.м. (с южной стороны, имеющий общее ограждение с основным участком, площадью 462 кв.м., и с восточной стороны, имеющий отдельное ограждение, площадью 1135 кв.м.), являющиеся муниципальной собственностью.
По данному факту, инспекцией муниципального контроля был составлен акт № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года инспекцией муниципального контроля администрации муниципального района Ставропольский Самарской области был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Материал по делу об административном правонарушении был направлен на рассмотрение мировому судье.
Факт самовольного захвата ответчиком земельного участка площадью 1597 кв.м. подтверждается также фотоматериалами.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что доводы истца о самовольном занятии земельного участка нашли свое подтверждение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Судом обоснованно отвергнуты доводы стороны истца о том, что администрация муниципального района Ставропольский Самарской области не является надлежащим истцом по делу, поскольку не является собственником и распорядителем земельных ресурсов в границах национального парка «Самарская Лука».
Федеральным законом от 23.06.2014г №171 ФЗ « О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», определяющую порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Ранее действовавшая редакция предусматривала, что при наличии на территории городского или сельского поселения утвержденных правил землепользования и застройки, органы местного самоуправления такого поселения приобрели право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. До 01.03.2015 данные полномочия осуществлялись органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
С 01.01.2017 в соответствии с абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе:
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
-органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
-за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
При этом не применяется условие, связывающее прекращение полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органа местного самоуправления муниципального района и возникновение таких полномочий у органа местного самоуправления поселения с датой утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Учитывая изложенное, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принадлежат органам местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со 1 ст. Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство об ООПТ основывается на соответствующих положениях Конституции и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Статья 2 указанного закона, устанавливая категории и виды ООПТ, предусматривает, что соответствующие органы исполнительной власти субъектов могут устанавливать иные (не предусмотренные указанным законом) категории ООПТ. При этом все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
В соответствии со 1 ст. Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство об ООПТ основывается на соответствующих положениях Конституции и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Статья 2 указанного закона, устанавливая категории и виды ООПТ, предусматривает, что соответствующие органы исполнительной власти субъектов могут устанавливать иные (не предусмотренные указанным законом) категории ООПТ. При этом все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
Границы НП «Самарская Лука» утверждены решением исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 333 от 10.08.1984 «О создании ГПНП «Самарская Лука».
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым территориям федерального значения.
В силу п. 3 Положения о НП «Самарская Лука», парк расположен на территориях муниципальных образований Самарской области, в т.ч. м.р. Ставропольский Самарской области. В границы парка включены земли иных собственников без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Как особо охраняемая природная территория федерального значения НП «Самарская Лука» обладает особым режимом.
Сельское поселение Сосновый Солонец располагается в границах ООПТ Национального парка «Самарская Лука» и включено в его состав без изъятия из хозяйственной деятельности. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность создания органами исполнительной власти РФ особо охраняемых природных территорий и включения в их состав земельных участков, принадлежащих иным лицам на праве собственности, в том числе и без их изъятия. При этом на указанных территориях запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов, не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ; допускается ограничение хозяйственной деятельности в соответствии с установленным для данных территорий особым правовым режимом.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Физические и юридические лица обязаны соблюдать режим особой охраны территории национального парка, и несут за его нарушение ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Указанное означает, что на территории национального парка допускается только ограниченная хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. В границах существующих садоводческих обществ и существующей индивидуальной жилой застройки допускается правовое оформление гражданами ранее предоставленных земельных участков для садоводства и ИЖС с уточненной площадью при межевании. Допускается также оформление земельных участков, на которых расположены оформленные в установленном порядке объекты недвижимости, в т.ч. объекты незавершенного строительства. Однако предоставление новых земельных участков на территории национальных парков законодательством не предусмотрено.
Объявление территории национального парка особо охраняемой природной территорией федерального значения не влечет за собой изъятие занимаемых им земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Установленный режим особой охраны территории национального парка обязателен для исполнения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, производящими любой вид хозяйственной и иной деятельности на территории парка. Эта территория в обязательном порядке учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
Поскольку установленный Положением о Национальном парке «Самарская Лука», Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» режим охраны земель парка не изымает земельные участки из хозяйственной деятельности и не ограничивает права собственников, пользователей земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков в той мере, в какой это допускает разрешенный вид их использования, допуская ограничения в использовании лишь в случаях, установленных ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», доводы ответчика о том, что принадлежность спорного земельного участка к землям ООПТ исключает полномочия органов местного самоуправления муниципального района установленные ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» являются ошибочными.
Отсутствие зарегистрированного права на земельный участок не препятствует осуществлению администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области полномочий, предусмотренных ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в силу прямого указания абз. 2 п. 3.3 указанного Закона.
Более того, ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в отзыве на апелляционную жалобу, согласилось с решением суда, просит оставить его без изменения.
Изложенные заявителем апелляционной жалобы иные доводы, в том числе, о неточном определении местонахождения спорного земельного участка, не привлечении к участию в деле Министерства Природных ресурсов и Экологии, не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу, по существу выражают субъективную правовую позицию ответчика по существу спора.
Поскольку доводы апелляционной жалобы относительно разрешения заявленных исковых требований по существу направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постольку эти доводы судебная коллегия отклоняет.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 25.09. 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Злобновой Л.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: