УИД 11RS0017-01-2023-000497-66 |
Дело № 2-319/2023 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Визинга Республики Коми 02 августа 2023 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Подоровой М.И.,
при секретаре Демидович Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пыстина Василия Васильевича, Пыстиной Елены Сергеевны, действующих от своего имени и в интересах несовершеннолетнего П., к Пыстину Василию Степановичу, Пыстиной Анне Павловне, Квасовой Зульфие Гумаровне, Администрации муниципального района «Сысольский» о признании семьи самостоятельной семьей, признании незаконным постановления о снятии с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, об обязании поставить на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Пыстина В.В., Пыстина Е.С., действующих от своего имени и в интересах несовершеннолетнего П. обратились в суд с иском Пыстину В.С., Пыстиной А.П., Квасовой З.Г., Администрации муниципального района «Сысольский», в котором, с учетом уточненных требований, просят признать семью Пыстина Василия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отдельной семьей с 25 апреля 2019 года, признав его с составом семьи 3 (три) человека, нуждающимся в улучшении жилищных условий с 25 апреля 2019 года; признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального района «Сысольский» № 5/696 от 22.05.2023 «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий», Администрации муниципального района «Сысольский» восстановить Пыстина Василия Васильевича, с составом семьи 3 (три) человека, в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, с 25 апреля 2019 года.
Из исковых требований следует, что истцы и их несовершеннолетний ребенок, П. зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>. Собственником данного жилого помещения является Пыстин В.С. Фактически семья проживала по адресу: <адрес> на основании договора краткосрочного найма жилого помещения. 09.09.2022 Пыстина Е.С. приобрела в ипотеку в собственность квартиру, расположенную по адресу: Сысольский район, с.Визинга, ул. Оплеснина, д.6, кв.1 общей площадью 65,2 кв.м., и в настоящее время семья проживает в данной квартире. Постановлением АМР «Сысольский» № 5/696 от 22.05.2023 семья Пыстина В.В. снята с учета граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по тем основаниям, что истцы и их ребенок являются членами семьи Пыстина В.С., собственника жилого помещения площадью 60 кв.м по адресу: <адрес>, поскольку площадь данного жилого помещения не позволяет признать семью истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий до даты приобретения жилья с использованием кредитных средств.
Истцы полагают, что прав на жилое помещение, принадлежащее Пыстину В.С.они не имели, поскольку зарегистрировав брак ДД.ММ.ГГГГ они создали свою семью и стали проживать в жилом помещении в <адрес> по договору найма. Данный договор в 2018 году был предоставлен в АМР «Сысольский». Факт отдельного проживания подтверждается тем, что ребенок посещает МДОУ <адрес> с 2020 года и по настоящее время. С ответчиками Пыстиным В.С., Пыстиной А.П, Квасовой З.Г. совместного хозяйства не ведут, Наличие регистрации по адресу <адрес> не порождает прав на данное жилое помещение, в связи с чем данное жилое помещение не может учитываться при определении уровня обеспеченности жилой площадью семьи истца.
Истцы в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что состояли на учете в АМР «Сысольский» на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории « ветеран боевых действий». До исполнения Пыстину В.В. 35 лет состояли на учете по категории «молодая семья». Постановлением АМР «Сысольский» от 22.05.2023 семья снята с учета граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, было рекомендовано обратиться в суд для подтверждения того, что они являются отдельной семьей.
Представитель ответчика АМР «Сысольский» по доверенности Ягодин Н.А. возражений по иску не имеет. Пояснил, что 25.04.2019 Пыстин В.В. обратился в АМР «Сысольский» с заявлением о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Постановлением от 17.05.2019 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет по категории «ветеран боевых действий». Постановлением АМР «Сысольский» от 25.06.2019 Пыстина Е.С. включена в список граждан, проживающих в сельской местности, составом семьи 3 человека, по категории «молодая семья». 07.07.2020 Пыстина Е.С. включена в список граждан, проживающих в сельской местности на улучшение жилищных условий путем приобретения жилого помещения, или путем строительства жилого дома.
Вопросы предоставления гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета регламентируется Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане в том числе:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с вышеизложенными нормами, при решении вопроса о постановке граждан на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья подлежат учету жилые помещения, принадлежащие не только заявителям, но и членам их семьи.
В жилом помещении по адресу: <адрес> общая площадь составляет 60 кв.м., зарегистрировано 5 человек, что превышает учетную норму обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения 11 кв.м. на одного человека.
Согласно Закону № 30-РЗ проверяется регистрация гражданина и наличие жилых помещений в собственности. Постановлением Правительства РК от 13.02.2023 N 60 предусмотрено предоставление социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа. В течение года гражданин должен представить документы в администрацию района и получить компенсацию по выплаченным процентам. Гражданам, которые состояли на учете на строительство или приобретение жилья, подлежит возмещению 2/3 процентов по кредиту.
Ответчики Пыстина А.П. и Квасова З.Г. направили заявления о рассмотрении дела без их участия, указав об обоснованности заявленных требований и признании ими иска.
Ответчик Пыстин В.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, и определением суда производство по делу в отношении него прекращено.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетеля Г., суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 40, части 1 и 2).
Отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулированы Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" (далее по тексту – Закон РК от 05.04.2005 №30-РЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья имеют, в том числе, ветераны боевых действий (подпункт "д"), состоящие на учете на получение субсидий на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми N 30-Р3 имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст.4 Закона Республики Коми № 30-РЗ для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.п. «б» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Согласно частям 4, 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с п. 1 Решения Совета МО "Сысольский район" от 28.11.2005 N 22/174 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения", учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "Сысольский район" (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) на момент признания Пыстина В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий была установлена в размере 11 квадратных метров на одного человека. На момент снятия истца с учета учетная норма площади жилого помещения в размере 11 квадратных метров общей площади на одного человека установлена Решением Совета МО муниципального района "Сысольский" от 27.08.2021 N VII-10/65 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения".
В соответствии с пунктами 2, 5 части 7 статьи 3 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года N 30-РЗ снятие граждан с учета осуществляется уполномоченным органом в случае утраты оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья; выявления уполномоченным органом в представленных гражданами документах сведений, послуживших основанием для принятия их на учет, но не соответствующих действительности, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено, что постановлением руководителя АМР «Сысольский» от 17.05.2019 № 5/363 Пыстин В.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 25.04.2019 по категории «Ветеран боевых действий» составом семьи 3 человека, по основанию - являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением и.о. руководителя Администрации муниципального района «Сысольский» № 5/696 от 22.05.2023 Пыстин В.В. снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения площадью 60,0 кв.м, что превышает учетную норму обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 кв.м на одного человека.
Как следует из материалов дела, АМР «Сысольский» сделан вывод о том, что истцы и их ребенок относятся к членам семьи Пыстина В.С., являющегося собственником жилого посещения по адресу: <адрес>, поскольку они зарегистрированы в данном жилом помещении.
Принятое Постановление АМР «Сысольский» №5/696 от 22.05.2023 нельзя признать законным и обоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что членами семьи собственника жилого помещения Пыстина В.С. истцы и их ребенок не являлись и не являются.
Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пыстины зарегистрировали брак, ДД.ММ.ГГГГ у них родился ребенок, П.
Договором краткосрочного найма жилого помещения, заключенного между У. и Пыстиной Е.С. и предоставленного в АМР «Сысольский» подтверждается, что последняя является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>.
Из справки <данные изъяты> от 03.06.2019 следует, что Пыстина Е.С. работает в <данные изъяты> с 24.09.2018, что подтверждается также копией трудового договора.
В настоящее время Пыстина Е.С. работает в <данные изъяты> зарегистрировано в <адрес>.
Местом работы Пыстина В.В. является <данные изъяты> зарегистрировано также по адресу: <адрес>.
Исходя из изложенного, суд находит достоверно установленным, что истцы и их ребенок по адресу: <адрес> не проживали, имели только регистрацию. поскольку иного жилого помещения ни по договору найма, ни в собственности не имели.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению, истцы не могут быть признаны членами семьи Пыстина В.С.
В связи с изложенным выше, требования истцом о признании семьи отдельной семьей с 25 апреля 2019 года подлежат удовлетворению.
Материалами учетного дела подтверждается постановка Пыстина В.В. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья 25 апреля 2019 года на состав семьи 3 человека, при этом иных жилых помещений, пригодных для проживания, в собственности семьи истца на тот период не было, право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом РК № 30-РЗ, истцами не реализовано.
Из Выписки из ЕГРН следует, что 12.09.2022 зарегистрировано право собственности Пыстиной Е.С. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Квартира приобретена в ипотеку, на кредитные средства ПАО Сбербанк.
Постановлением Правительства РК от 20.01.2022 N 19 утвержден Порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа, который распространяется на весь срок действия кредитных договоров, договоров целевого займа, заключенных в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года гражданами с кредитными организациями, организациями, которые в силу закона и учредительных документов наделены правом на заключение с гражданами договоров целевого займа, отвечающих требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к договорам ипотечного жилищного кредитования (далее - организации, наделенные правом на заключение договоров целевого займа), на предоставление кредитов, целевых займов на строительство или приобретение жилья.
Данным Порядком предусмотрено возмещению из республиканского бюджета Республики Коми 2/3 фактических затрат граждан на уплату процентов за пользование кредитами, целевыми займами на строительство или приобретение жилья, полученными в кредитных организациях, организациях, наделенных правом на заключение договоров целевого займа (далее - социальные выплаты), но не более суммы, рассчитанной исходя из размера процентной ставки по кредиту (займу) 5,5 процента годовых в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, предусматриваемых на указанные цели.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что право на получение социальных выплат имеют граждане, отвечающие одновременно следующим условиям: заключившие в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года с кредитной организацией, организацией, наделенной правом на заключение договоров целевого займа, кредитный договор или договор целевого займа в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми (далее соответственно - кредитный договор, договор целевого займа); на день заключения кредитного договора, договора целевого займа состоявшие на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанные после 1 марта 2005 года в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья";имеющие среднемесячный доход (либо совокупный среднемесячный доход гражданина и иных лиц, чей доход учитывался при определении размера кредита или целевого займа и которые соответственно в кредитном договоре или договоре целевого займа зафиксированы в качестве созаемщиков (далее - созаемщики) не более 50 тыс. рублей. Среднемесячный доход определяется в соответствии с методикой кредитной организации или организации, наделенной правом на заключение договоров целевого займа, по определению размера, предоставляемого гражданину (созаемщикам) соответственно кредита или целевого займа исходя из представленных гражданином (созаемщиками) сведений о доходах.
Поскольку основания, дающие истцам право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом РК № 30-РЗ, не утрачены, и, учитывая, что истец Пыстин В.В. с 19.04.2019 до настоящего времени остается нуждающимся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 3 человека, суд полагает, что Постановление Администрации муниципального района «Сысольский» № 5/696 от 22.05.2023 нарушает жилищные права истцов и противоречит указанным выше положениям п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона РК № 30-РЗ, в связи с чем должно быть признано незаконным и отменено, а Пыстин В.В., с составом семьи 3 (три) человека, подлежит признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий с 25 апреля 2019 года, с восстановлением в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Пыстина Василия Васильевича и Пыстиной Елены Сергеевны к Пыстиной Анне Павловне, Квасовой Зульфие Гумаровне, к Администрации муниципального района «Сысольский», удовлетворить.
Признать семью Пыстина Василия Васильевича, <данные изъяты> отдельной семьей с 25 апреля 2019 года.
Признать Пыстина Василия Васильевича, <данные изъяты>, нуждающимся в улучшении жилищных условий с 25 апреля 2019 года.
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального района «Сысольский» № 5/696 от 22.05.2023 « О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий».
Администрации муниципального района «Сысольский» восстановить Пыстина Василия Васильевича, <данные изъяты>, с составом семьи 3 (три) человека, в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, с 25 апреля 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его принятия
Судья - М.И.Подорова