№2-963/2022
УИД: 04RS0004-01-2022-001436-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2022 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Ринчино Е.Н.,
при секретаре Намдаковой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования сельское поселение «Селендума» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о признании права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО СП «Селендума» обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, в котором просит прекратить право собственности на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения Б. общей площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>; признать право собственности МО СП «Селендума» на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения Б.., общей площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> доли), с кадастровым номером земельного участка: №, расположенную по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что администрация МО СП «Селендума» передала полномочия по работе с невостребованными земельными долями администрации МО «Селенгинский район». В результате проведенной администрацией МО «Селенгинский район» инвентаризации участников общей долевой собственности СКХ «Селенгинское» составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Список опубликован в газете «Бурятия» от 22.05.2012 г., размещен на информационных щитах на территории сельского поселения «Селендума». В течение установленного срока до даты проведения собрания участников общей долевой собственности, а также на самом собрании возражений от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, а также от возможных наследников умершего гражданина не поступали. Администрация МО «Селенгинский район» постановлением от 21.03.2013 № 238 утвердила список невостребованных земельных долей.
В судебном заседании представитель истца Администрации муниципального образования сельское поселение «Селендума», представитель ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия отсутствовали. Представитель истца по доверенности Чижова Е.В., представитель ответчика по доверенности Бернадская М.Л. просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Порядок признания земельных долей невостребованными, признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли определен Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с указанным порядком орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка формирует список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и (или) земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (пункт 3 статьи 12.1 Закона).
Указанный список опубликовывается органом местного самоуправления в средствах массовой информации, при наличии официального сайта размещается и в сети «Интернет», а также на информационных щитах не менее чем за три месяца до созыва общего собрания (пункт 4 статьи 12.1 Закона).
Список невостребованных земельных долей представляется на утверждение общего собрания участников долевой собственности (пункт 5 статьи 12.1 Закона).
Впоследствии орган местного самоуправления опубликовывает в средствах массовой информации, а также размещает на информационных щитах не менее чем за 40 дней до дня проведения собрания сообщение о его проведении с указанием повестки дня (пункт 2 и 3 статьи 14.1 Закона).
С даты утверждения списка общим собранием земельные доли признаются невостребованными, если общим собранием в течение 4 месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу невостребованных земельных долях, то орган местного самоуправления вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7 статьи 12.1 Закона).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона).
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Селенгинской районной администрации от 01.07.1992 № 177 «О перерегистрации совхоза «Селенгинский» в совместное крестьянское хозяйство «Селенгинское» утвержден список собственников членов колхоза, в который вошел Б.. Из справки главы МО СП «Селендума» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Б.. и Б. одно и то же лицо.
ДД.ММ.ГГГГ Б.. умер (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
При обращении с иском в суд администрация ссылается, что земельная доля умершего лица является выморочным имуществом и, в силу пункта 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит передаче в муниципальную собственность.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Из сообщения нотариусов Селенгинского нотариального округа Республики Бурятия, сведений, содержащихся в Реестре наследственных дел на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты, следует, что наследственное дело к имуществу умершего Б. не открывалось, наследственные права не заявлялись.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией МО СП «Селендума», Б. на день смерти проживал один.
Наследники Б., в том числе фактически принявшие наследство, оставшееся после смерти Б., судом в рамках рассмотрения дела не установлены.
Из газеты Бурятия от 22.05.2012 № 51 (4610) следует о том, что опубликован Список собственников невостребованных земельных долей СКХ «Селенгинское». С даты публикации в газете указанного списка в установленный трехмесячный срок сособственники земельных долей возражений по необоснованному включению в него невостребованных земельных долей не предъявляли ни в администрацию сельского поселения, ни в администрацию Селенгинского района.
Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности решение об утверждении местоположения земельных участков, списка земельных долей, предназначенных для выделения в счет невостребованных земельных долей, не принято из-за отсутствия кворума.
В течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, общим собранием собственников земельных долей не было принято решение об утверждении списка, в связи с этим Постановлением Администрации МО «Селенгинский район» от 21.03.2013 № 238 «Об утверждении списка граждан невостребованных земельных долей, образованных в границах землепользования совместного крестьянского хозяйства «Селенгинский» на территории Селенгинского района Республики Бурятия» утвержден список невостребованных земельных долей.
Исходя из приложения к указанному постановлению, Б. включен в список граждан невостребованных земельных долей, образованных на основании постановления Селенгинской районной администрации от 01.07.1992 № 177 «О перерегистрации совхоза «Селенгинский» в совместное крестьянское хозяйство «Селенгинское».
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
При этом суд не может согласиться с доводами ответчика, изложенными в отзыве на исковое заявление, о том, что удовлетворение требований о признании права муниципальной собственности будет противоречить закону. Так, согласно вышеприведенным положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность государства (Российской Федерации) без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Вместе с тем, положениями специального закона, а именно - главой III Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Данный закон не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что при условии соблюдения истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Росимущество реализовало правомочия собственника на данные земельные доли. Соответственно, обращение администрации МО СП «Селендума» в суд с настоящим иском, закону не противоречит.
При таких обстоятельствах, учитывая, что процедура признания земельных долей невостребованными истцом не нарушена, подлежат удовлетворению требования истца о прекращении права собственности на земельную долю Б., признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации МО СП «Селендума» (ИНН 0318002049) удовлетворить.
Прекратить право собственности Б. на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> доли), с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право собственности муниципального образования сельское поселение «Селендума» на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения Б., общей площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> доли) с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н.Ринчино
Решение в окончательной форме принято 28 декабря 2022 года.