Судья: Башмакова Т.Ю. адм.дело № 33а-10569/2023
(2а-2641/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Мыльниковой Н.В., Толмосовой А.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Уварова А.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 05 июня 2023 г. по административному делу № 2а-2641/2023 по административному исковому заявлению Уварова А.А. к ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, УМВД России по г. Самаре, МВД России, ГУОБДД МВД России о признании действий незаконными, обязании убрать из информационных ресурсов сведения,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения Уварова А.А., представителя УМВД России по г. Самаре, МВД России, ГУ МВД России по Самарской области (по доверенности) Нагорной С.В., инспектора ИАЗ полка ДПС ГИБДД УВД по г. Самаре Батраковой Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уваров А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, УМВД России по г. Самаре, МВД России, ГУОБДД МВД России о признании действий незаконными, обязании убрать из информационных ресурсов сведения.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 02.02.2021 г., вышеуказанное постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № и.о. мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области - мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области ФИО9 от 30.10.2020 г. - было отменено, а материалы дела об административном правонарушении в отношении Уварова А.А. по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, были возвращены мировому судье на новое рассмотрение.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области мировой судьи судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области ФИО10 от 19.03.2021 г., указанный выше материал об административном правонарушении в отношении Уварова А.А., по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, был возвращен в полк ДПС ГИБДД УМВД России по г. Самаре для устранения недостатков. Однако, до настоящего времени в информационных ресурсах Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации имеются сведения о лишении Уварова А.А. права управления транспортными средствами сроком на 18 месяцев и сведения о назначении ему 30000 руб. штрафа.
Указанная информация в базу ГИБДД была внесена на основании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № и.о. мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области - мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области ФИО9 от 30.10.2020 г. Поскольку в настоящее время указанное постановление отменено в апелляционной инстанции, оно не может нести никаких юридических последствий, и не может являться основанием для внесения указанных данных в базу ГИБДД.
05.10.2021 г. Уваров А.А. обратился в отдел ГИБДД по <адрес>, где инспектор, принимающий граждан, сообщил ему что, в базе ГИБДД по данным МВД России действительно имеется информация о лишении его прав на 18 месяцев, и возложенном штрафе 30000 рублей, но при этом убрать указанную информацию из базы ГИБДД инспектор отказался.
В дальнейшем административный истец обжаловал незаконные действия сотрудников ОГИБДД У МВД России по г. Самаре начальнику управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области ФИО11 Ответом заместителя командира полка ДПС ГИБДД ФИО12 в удалении информационных ресурсов Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации административному истцу было отказано.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконными действия ОГИБДД УМВД России по г. Самара о внесении в информационные ресурсы Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о привлечении Уварова А.А. к административной ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ с наказанием в виде лишения права управления транспортным средством на 18 месяцев и возложении штрафа в размере 30000 руб., обязать ОГИБДД У МВД России по г. Самаре убрать из информационных ресурсов Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации сведения о привлечении Уварова А.А. к административной ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 25.10.2022 г. в удовлетворении требований Уварова А.А. отказано (т. 1 л.д. 131-139).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17.02.2023 г. решение Кировского районного суда г. Самары отменено, дело направлено на новое рассмотрение (т. 1 л.д. 214-218).
Решением Кировского районного суда г. Самары от 05 июня 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления Уварова А.А. отказано (т. 2 л.д. 70-73).
В апелляционной жалобе Уваров А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым административные исковые требования удовлетворить (т. 2 л.д. 75-79).
В заседании суда апелляционной инстанции Уваров А.А. пояснил, что он самозанятый, данные незаконные действия административных ответчиков лишили его права на трудоустройство, он водитель и желает работать только в «<данные изъяты>», он не мог устроиться в данную организацию, поскольку имелись сведения о лишении его водительских прав, он не желал искать другую работу, был на содержании жены. Его работа это водитель в « <данные изъяты>
Представитель УМВД России по г. Самаре, МВД России, ГУ МВД России по Самарской области (по доверенности) Нагорная С.В., инспектор ИАЗ полка ДПС ГИБДД УВД по г. Самаре Батракова Е.М. просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом первой инстанции установлено, что согласно составленного протокола, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. у <адрес> водитель Уваров А.А. управлял автомобилем <данные изъяты>, г/н №, в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил п. <данные изъяты> ППД РФ и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
Инспектором полка ДПС ГИБДД У МВД России по г. Самаре Старцевым А.С. в отношении Уварова А.А. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ. Собранный материл, был направлен в суд.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №, и.о. мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области - мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области от 29.10.2020 г., Уваров А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 02.02.2021 г. постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № отменено. Материалы дела об административном правонарушении в отношении Уварова А.А. возвращены мировому судье судебного участка № Кировского судебного района г. Самара Самарской области на новое рассмотрение со стадии подготовки дела к рассмотрению.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области мировой судьи судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области от 09.03.2021 г., материал об административном правонарушении в отношении Уварова А.А. по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ возвращен в полк ДПС ГИБДД У МВД России по г. Самаре, для устранения недостатков.
Согласно данным из подсистемы ФИС ГИБДД «Адмпрактика» сведения были внесены в базу.
01.09.2021 инспектором ДПС 1 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Самаре Старцевым А.С. подана жалоба в Кировский районный суд г. Самары на определение и.о. мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области по делу № о возврате протокола об административном правонарушении.
06.09.2021 определением Кировского районного суда г. Самары в принятии жалобы инспектора Старцева А.С. было отказано.
Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 15.07.2022 г. №, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.8 КоАП РФ в отношении Уварова А.А., прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, о чем были внесены соответствующие сведения, что подтверждается данными из подсистемы ФИС ГИБДД «Адмпрактика».
Данные сведения внесены в банк данных учета административных правонарушений.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия сотрудников ОГИБДД УМВД России по г. Самаре по внесению информации об административном правонарушении и назначенном наказании в отношении Уварова А.А. в базу ФИС ГИБДД выполнены ими в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных им полномочий, при этом права и законные интересы административного истца не были нарушены, в настоящее время сведения о привлечении к административной ответственности административного истца из официального сайта удалены.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам настоящего дела и требованиям законодательства.
Согласно пункту 24 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (далее - Административный регламент) информация об административном правонарушении в области дорожного движения размещается на Едином портале и в системе межведомственного электронного взаимодействия не позднее трех суток с момента:
- возбуждения дела об административном правонарушении; передачи дела об административном правонарушении по подведомственности;
- поступления в подразделение Госавтоинспекции, осуществляющее исполнение государственной функции (подразделение ДПС), из суда, иного органа, уполномоченного рассматривать дело, постановления по делу об административном правонарушении;
- рассмотрения дела об административном правонарушении; получения решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении либо последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам;
- вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или получения сведений об этом из суда, иного органа, уполномоченного рассматривать дело;
- получения сведений об окончании исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность осуществления административных процедур (действий) Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами и уполномоченными должностными лицами при осуществлении государственной функции.
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента доступ к информации об административном Правонарушении в области дорожного движения на Едином портале и в системе межведомственного электронного взаимодействия прекращается не позднее трех суток с момента: истечения года с момента окончания исполнения постановления по делу об административном правонарушении; вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении об отмене постановления и о прекращении производства по делу; поступления в подразделение Госавтоинспекции, осуществляющее Исполнение государственной функции (подразделение ДПС), из суда вступившего в законную силу постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении, об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Согласно пункту 26 Административного регламента сведения о совершенных административных правонарушениях в области дорожного движения должны содержать информацию с Единого портала или из федерального банка данных о лицах, совершивших административное правонарушение в области дорожного движения, о каждом деле об административном правонарушении, возбуждавшемся в отношении этих лиц, с указанием следующих данных: число, месяц, год, часы и минуты совершения административного правонарушения; место (населенный пункт или километр автомобильной дороги) совершения административного правонарушения; статья (часть статьи) Кодекса, нарушение которой допущено лицом; вид и размер (срок) административного наказания назначенного лицу; исполнено или не исполнено административное наказание.
Право вести определенные учеты Министерству внутренних дел Российской Федерации предоставлено Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно статье 3 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3); уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных (пункт 8). Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 7 статьи 5).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, что в подсистеме ФИС ГИБДД «Адмпрактика» содержались сведения о составлении в отношении Уварова А.А. протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.
Ведение специализированных информационных учетов Госавтоинспекции осуществляется на основании положений ведомственных нормативных правовых актов МВД России.
Специализированный федеральный учет лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения (АИПС «Адмпрактика»), предназначена для использования подразделений Госавтоинспекции при выдаче водительских удостоверений и надзоре за дорожным движением.
Обработка персональных данных, содержащихся в специализированных информационных учетах, осуществляется в вышеуказанных целях, согласно требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Положения КоАП РФ не связаны с целями обработки персональных данных, содержащихся в специализированных информационных учетах, в связи с чем, информации об административных правонарушениях, в том числе после исполнения наказания, из базы данных не удаляется. Информация в базе ГИБДД хранится для того, что бы знать историю водителя, которая в определенных случаях может оказаться полезной.
Информация из базы данных удаляется только при достижении цели её обработки (часть 8 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции»).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3 "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).
В силу требований пункта 8 части 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" внесению в банки данных подлежит информация о лицах, совершивших административное правонарушение.
Таким образом, материалами дела установлено, что указанная информация являлась достоверной, соответствовала фактическим обстоятельствам дела и внесена в банк данных об административных правонарушениях в соответствии с требованиями положений нормативно-правовых актов, при этом, не нарушая прав и законных интересов административного истца.
Кроме того, в подсистеме "Адмпрактика" учитывается информация о каждом этапе производства по делу об административном правонарушении. И как следует из представленных в материалы дела сведений, информация, поступившая в систему ФИС "Адмпрактика" на Уварова А.А. получила корректировку вследствие прекращения производства по делу об административном правонарушении (т. 1 л.д. 65-67).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, либо свидетельствующих о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Следует отметить, что само по себе несогласие административного истца с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Судебная коллегия относится критически к доводам административного истца о нарушении его право на трудоустройство в связи с оспариваемыми обстоятельствами, полагает, что оспариваемые действия не могут полечь нарушения права на трудоустройство, поскольку Уваров А.А. имел возможность трудоустроится на любую другую работу, в том числе и водителем, поскольку водительские права не изымались, его специальное право не прекращалось.
Исходя из заявленных требований, о признании действий ОГИБДД У МВД России по г. Самаре о внесении в информационные ресурсы Госавтоинспекции сведений об Уварове А.А., в рамках административного производства, не может быть признано незаконным, поскольку в эти ресурсы вносилась и обрабатывалась информация, для выполнения возложенных обязанностей законом «О полиции», работа с базами данных о лицах, в рамках административных правоотношений направлена на обеспечение деятельности указанных органов в соответствии с поставленными перед ними задачами.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
В ходе рассмотрения дела не установлены обстоятельства, позволяющие удовлетворить административное исковое заявление, суд обоснованно, с соблюдением требований п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ отказал Уварову А.А. в удовлетворении административного искового заявления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Самары от 05 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Уварова А.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: